или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Челябинск > Челябинская государственная академия культуры и искусств |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Менеджмент |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 91 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 24.10.2013 |
Количество просмотров: | 377 |
Рейтинг работы: |
Специфика формирования корпоративной культуры в туристических фирмах.
(фрагменты работы)
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры в туристических фирмах
1.1. Понятие «корпоративная культура», ее составляющие
Корпоративная культура – это система ценностей и правил поведения, которые разделяются всеми сотрудниками и определяют общий настрой и психологический климат в коллективе. В любом обществе есть свои принципы, нормы и ритуалы, которыми руководствуются люди, его составляющие. Культуру компании можно увидеть, услышать, почувствовать: дизайн интерьера, внешний вид сотрудников, манера общения, факты из истории компании, корпоративные праздники. Зачастую мероприятия по изменению корпоративной культуры начинаются именно с изменения внешней атрибутики введения форменной одежды, ремонта офиса, новой формы общих собраний.
Сердцевину корпоративной культуры составляют ценности, принципы работы и нормы поведения, декларируемые руководством и разделяемые рядовыми сотрудниками. Можно сказать, что корпоративная культура почти всегда – отражение системы ценностей и стиля управления высшего руководства компании. Как ведет себя руководитель (директор), так и будут вести себя сотрудники. Если руководитель считает возможным повышать голос и провоцировать конфликтные ситуации, то и сотрудники будут считать это допустимым. Если руководитель всегда подтянут, аккуратен и пунктуален, ему под стать будут его подчиненные.
В основании корпоративной культуры лежат установки, суждения и верования, которые воспринимаются людьми на подсознательном уровне как правильные и им свойственные. В идеале нужно, хотя и не всегда возможно, подобрать людей так, чтобы они были схожи именно по этим базовым характеристикам. Корпоративная культура не бывает плохой или хорошей: она может способствовать или, наоборот, препятствовать эффективной работе персонала и достижению компанией своих стратегических целей.
Закреплению и определению желаемой корпоративной культуры могут способствовать следующие составляющие:
- миссия и принципы работы;
- корпоративный кодекс или иной аналогичный документ
- стандарты работы;
- корпоративная газета;
- музей истории компании;
- внерабочие мероприятия по сплочению коллектива и т.п.
Корпоративная культура объединяет ценности и нормы, свойственные для организации стиль и процедуры управления, концепции технологического и социального развития. Культура определяет пределы, в которых возможно уверенное принятие решений на каждом иерархическом уровне, возможности использования ресурсов туристской организации в целом, ответственность; дает направления развития; регламентирует управленческую деятельность. Под влиянием корпоративной культуры складывается поведение отдельных ее членов. В ее основе лежат потребности личности и потребности организации.
Влияние корпоративной культуры на деятельность организации проявляется в следующих формах:
- отождествление сотрудниками собственных целей с целями организации и с организацией в целом через принятие ее норм и ценностей;
- реализация норм, предписывающих стремление к достижению целей;
- формирование стратегии развития организации;
- единство процесса реализации стратегии и эволюции корпоративной культуры под влиянием требований внешней среды.
Корпоративная культура имеет две стороны - внешнюю и внутреннюю.
Внешняя сторона - осуществление связи миссии организации и ответственности, целей и методов. Внешняя сторона корпоративной культуры складывается из взаимоотношений туристской организации с клиентами, с партнерами по бизнесу, из творческого развития компании.
Задача руководителя предприятия – формирование такой корпоративной культуры, которая будет способствовать достижению поставленных целей. Это не простая задача, особенно если коллектив уже сложился и имеет свои традиции. Разрабатывая новые правила «как жить в коллективе», следует позаботиться о том, чтобы они были действительно принятыми сотрудниками, а не остались пустыми лозунгами и ненужными бумажками.
Функциями корпоративной культуры являются:
Воспроизводство лучших элементов накопленной культуры, продуцирование новых ценностей и их накопление;
Оценочно нормативная функция (на основе сравнения реального поведения человека, группы, корпорации с нормами культурного поведении);
Регламентирующая и регулирующая функция культуры – применение культуры как индикатора и регулятора поведения;
Познавательна фикция (например, познание и усвоение корпоративной культуры, осуществляемое на стадии адаптации работник);
Смыслообразующая функция. Корпоративная культура влияет на мировоззрение человека, зачастую корпоративные ценности превращаются в ценности личности и коллектива либо вступают с ними в конфликт;
Коммуникационная функция – через ценности принятые в корпорации нормы поведения и другие элементы культуры обеспечивается взаимоотношение работников и их взаимодействие;
Функция общественной памяти, сохранение и накопление опыта корпорации;
Рекреативная функция – восстановление духовных сил в процессе восприятия элементов культурной деятельности корпорации возможно лишь в случае высоконравственного потенциала корпоративной культуры, причастности работников к ней и разделения ее ценностей.
Рассмотрим два основных подхода к определению понятия «корпоративная культура».
1. Корпоративная культура – совокупность различных элементов, включающих ценности, нормы и правила поведения, философские убеждения, знаково-символическую систему (мифы, ритуалы, обряды, верования).
2. Корпоративная культура – процесс постановки и ведения дел, способ их реализации. В этом случае раскрывающим понятием является культура постановки и разработки целей, задач и стратегии развития организации, а также способы их достижения.
Наиболее часто корпоративная культура рассматривается как система общепринятых и разделяемых работниками организации ценностей, убеждений, правил, норм поведения. Она представляет собой композицию базовых постулатов, положений, принимаемых и разделяемых членами организации.
Часто корпоративная культура воспринимается как идеология, философия управления, основу которой формируют ценностные ориентации, верования и нормы поведения работников. Составляющие корпоративной культуры представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Элементы корпоративной культуры
Система ценностей – основные философские положения и идеи, принятые в организации. Они являются ядром культуры и определяют направление деятельности работников, обеспечивающее достижение успеха. Ценности, как правило, передаются не путем формальных письменных процедур, а более тонкими методами, например, с помощью историй, мифов, метафор. Организации с сильной культурой имеют богатые и сложные системы ценностей, принятые всеми сотрудниками.
Герои – люди, воплощающие культурные ценности и служащие примером для подражания. Организации с сильной культурой имеют немало героев, которые оказывают заметное влияние на корпоративную культуру.
Церемонии и ритуалы – символические мероприятия, включенные в спланированную повседневную жизнь организации. Организации с сильной культурой уделяют большое внимание разработке ритуалов и требуют от работающих неукоснительного их соблюдения. Они отражают уникальность культуры каждой организации и особенности внутрифирменного управления. Эффективно действующие в одной организации, они могут быть неэффективными в другой.
Культурная сеть организации – скрытая иерархия власти в организации, независимая от титулов и должностей и состоящая из ролей, выполняемых сотрудниками организации. В определенной степени ее можно идентифицировать с неформальной структурой. Служит неофициальным средством связи внутри организации и носителем системы ценностей и мифологии.
Похожие работы