или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Международные отношения |
Год сдачи: | 2020 |
Количество страниц: | 62 |
Оценка: | 97 |
Дата публикации: | 11.12.2020 |
Количество просмотров: | 336 |
Рейтинг работы: |
Актуальность
исследования. Одним из важных
компонентов системы международных связей являются отношения между крупными
промышленно развитыми странами Запада и развивающимися странами. Немецкий опыт
в этом вопросе представляет большой интерес, как теоретический, так и
практический. Актуальность работы обусловлена также тем, что все производство
современной цивилизации основывается, прежде всего, на органических носителях энергии, в связи с
чем, контроль над углеводородными источниками сегодня считается, пожалуй, одним
из важнейших элементов конкурентоспособности
государств.
Однако
ситуацию осложняет неоднородность распределения энергоресурсов в мире, что
выражается в их сравнительно низкой концентрации в крупнейших индустриально
развитых странах Запада и сосредоточение их преимущественно на Востоке. Так,
сложившаяся ситуация подталкивает ключевых потребителей энергоресурсов, в
частности стран ЕС, выработать механизмы обеспечения действенности
правительственных и деловых коммуникаций, оптимизировать влияние факторов,
которые способствуют энергетической безопасности и укрепление позиций на
мировой арене.
В этом контексте особую актуальность
приобретает регион Центральной Азии, который представляет большое значение,
обладая стратегически выгодным географическим положением (являясь порталом
между Европой и собственно Азией) и богатыми месторождениями нефти и газа. Обретение независимости советских республик стало одним из вызовов
для набиравшего обороты интеграционного процесса.
Политическое руководство пяти из
пятнадцати возникших на месте СССР независимых государств - Казахстана,
Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана — на встрече в Ташкенте
в январе 1993 г. объявило о принадлежности своих стран к отдельному,
Центральноазиатскому региону. Становление самостоятельной внешней политики
стран Центральной Азии изначально определялось стремлением диверсифицировать
международные связи, обеспечить быструю интеграцию в мировые экономические и
политические процессы.
Также
геополитические трансформации конца ХХ – начала ХХI вв. и установление нового
миропорядка подталкивают ведущих мировых игроков к пересмотру прежних
внешнеполитических концепций и поиску новых ролей в меняющейся системе
международных отношений. В этом плане представляет безусловный интерес
рассмотрение эволюции внешнеполитического курса ФРГ – страны, обладающей
третьей по объёму ВВП экономикой в мире и утвердившей за собой в последние годы
место одного из региональных лидеров.
Также после 2001г. в связи с террористическими актами в США,
актуализируется значение процессов, происходящих внутри центральноазиатского
региона, а также вопрос обеспечения безопасности не только в ЦА, ФРГ (как и во
всем ЕС), но и евразийского континента в целом. В этом отношении следует
выделить в первую очередь германская инициатива.
Итак, ввиду вышесказанного, данное
исследование является сегодня особо актуальным, так как вопрос регионального
экономического развития и безопасности требует как отдельного сотрудничества
Германии так и в рамках всего Евросоюза, с государствами Центральной Азии,
принимая во внимание их расположение на карте мира, в частности по отношению к
Афганистану, Пакистану и Ирану (также это имеет отношение к развитию в области
управления границами, миграции, борьбы с международным терроризмом, наркотиками
и оружием).
Объектом исследования является политика Федеративной
Республики Германии в отношении стран
региона Центральной Азии в период 1990-2019 гг.
Предметом исследования является разнообразие форм и методов
реализации внешнеполитического курса Федеративной Республики Германии по
отношению к странам центральноазиатского региона.
Цель данного исследования - проанализировать политику ФРГ в
центральноазиатском регионе и проанализировать механизмы её реализации.
В
соответствии с поставленной целью, задачами
данного исследования являются:
-Рассмотреть
концептуальные основы сотрудничества ФРГ и стран ЦА;
-Изучить
этапы становления центральноазиатской политики ФРГ;
-Исследовать
политику ФРГ в области укрепления региональной безопасности в ЦА;
-Проанализировать
энергетическую политику ФРГ в ЦА;
-Рассмотреть
экономический аспект сотрудничества ФРГ со странами региона ЦА (в частности,
торговый и инвестиционный).
Хронологические
рамки
работы охватывают период истории развития политических и внешнеэкономических
связей Федеративной Республики Германии с государствами региона Центральной
Азии, начиная с 1991 г. Это обусловлено тем, что Советский Союз прекратил своё
существование и на политической карте мира появились новые суверенные
государства, в том числе и государства Центральной Азии, в связи с чем характерными чертами были окончание эры «холодной
войны», развертывание процессов глобализации хозяйственной жизни, становление
региональных и глобальных торгово-экономических союзов и альянсов, а
также появление новых вызовов и угроз, вызванных беспрецедентно динамичной
трансформацией мира. И заканчивая современным этапом взаимоотношений вплоть до 2019 года, когда вступает в силу
новая Стратегия ЕС по Центральной Азии (2017-2020).
Методология
данного исследования
основана на принципе историзма, в соответствии с которым рассмотрен предмет
данного исследования, с учетом факторов, повлиявших на его становление и
эволюцию. Также применение принципов и методов – анализа, абстракции и
сравнения – позволяет сосредоточиться на рассмотрении наиболее важных аспектах
предмета исследования; также использован системный подход для определения места
государств ЦА во внешних связях ФРГ и эволюции ее региональной стратегии.
Источниковая база. В ходе исследования был использован ряд источников,
который можно разделить на четыре группы.
К первой группе источников относятся
нормативно-законодательные источники, декларации и доктринальные документы,
которые лежат в основе внешней политики стран.
Вторая группа представляет собой
делопроизводственные документы, в том числе документы международных организаций
(Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейского Союза, Организации
Договора Североатлантического Альянса).
В третью группу входят публицистические
источники, в том числе официальные заявления и выступления политических
деятелей (публичные выступления глав государств, Канцлера ФРГ).
К четвертой группе относятся
статистические и справочные данные. Эта группа источников важна тем, что дает
представление о динамике развития отношений между государствами, а также
показывают приоритетные направления во внешней политике центральноазиатских
стран и ФРГ.
Степень разработанности темы. На сегодня в
современной политической науке мало изучен вопрос, который посвящен
комплексному исследованию именно политики ФРГ в регионе ЦА. Однако общие вопросы, касающиеся
международных отношений в ЦА, эволюции и геополитического значения региона в
мире исследуются в российских и зарубежных научных трудах. Так, можно выделить
некоторых исследователей, которые внесли существенный вклад в изучение
внутренних процессов, протекающих в странах ЦА, становления и развития
внешнеполитического курса республик после суверенизации, а также проблем и
угроз нац. безопасности государств, - это работы И.Д.
Звягельской, С.И. Чернявского, М.М. Наринского, А.В. Малыгина.
Отдельные
аспекты центральноазиатского
внешнеполитического курса ФРГ в рамках ЕС, его основных направлений, а также
взаимодействие со странами ЦА в экономической сфере освещены в работах М.Г.
Носова, Д.Б. Малышевой, С.М. Юна, а также работы зарубежных авторов: Й.
Бунстра, Н. Мелвина, Н. Макфарлейн А. Рар. Важное значение для изучения
деятельности в целом ЕС в регионе представляют работы таких авторов, как: С.З. Жизнин,
А.В. Малыгин – в них освещается тема энергетических интересов Германии. Вклад в
изучение общей стратегии стран Евросоюза по отношению к региону стало
коллективное исследование Эмерсона, Бунстры, Хасановой, Ларюэль, Пейрузы, а
также труды центральноазиатских специалистов, таких как: М.Т. Лаумулин, Ж.У. Ибрашев,
Э.Т. Есенбаева.
Также
проблемы распространения новых вызовов и угроз безопасности в регионе
(терроризм, наркотрафик) и стремлений противодействовать им были освещены В.Я. Белокреницким,
В.В. Наумкиным, С. Корнелом.
Научная новизна данной работы
обусловлена тем, что были систематизированы этапы и эволюция отношений между
ФРГ и регионом Центральной Азии, также на основании проведенного исследования
были выработаны возможные инструменты по повышению эффективности дальнейшего
сотрудничества между рассматриваемыми сторонами.
Структура
данной работы состоит из введения, трех глав (и пунктов к каждой
главе), заключения и списка использованной литературы и источников
(фрагменты работы)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..7
1
Концептуальные основы сотрудничества ФРГ и стран Центральной Азии……………………………………………………………………..
9
1.1 Формирование и эволюция внешнеполитической системы связей Германии……………………………………………………………….
9
1.2 Место стран Центральной Азии во внешнеполитических приоритетах Германии………………………………………………......
13
1.3 Этапы становления Центральноазиатской политики Германии…….. 16
2
Политическое сотрудничество Германии и стран Центральной Азии……………………………………………………………………..
22
2.1 Политика Германии в сфере укрепления региональной безопасности…………………………………………………………...
22
2.2
Содействие Германии политическим реформам в странах Центральной Азии……………………………………………………….
24
2.3 Позиция Германии по конфликтам в ЦА……………………………… 28
3
Экономическая политика Германии в Центрально-Азиатском регионе…………………………………………………………………
35
3.1 Энергетическая политика Германии в Центральной Азии………... 35
3.2
Становление торгово-экономических отношений Германии со странами ЦА…………………………………………………………...
37
3.3
Инвестиционная составляющая отношений Германии и стран ЦА………………………………………………………………………
47
Похожие работы
Работы автора