или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Налоги |
Год сдачи: | 2016 |
Количество страниц: | 88 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 21.06.2016 |
Количество просмотров: | 597 |
Рейтинг работы: |
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы администрирования налоговой системы
Российской Федерации 6
1.1 Налоговая система России: понятие,сущность, основные этапы становления и правовая основа функционирования 6
1.2 Принципы построения налоговой системы России 15
1.3 Зарубежный опыт администрирования налогообложения 19
2 Итоги администрирования налогов и сборов в Российской Федерации 26
2.1 Статистика поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 году 26
2.2 Местные налоги и сборы,их роль в налоговой системе 32
3 Перспективы совершенствования налоговой системы Российской Федерации 51
3.1 Проблемы и роль информационных систем в совершенствовании функционирования налоговой системы 51
3.2 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в свете Основных направлений налоговой политики до 2018 года 60
Заключение 75
Библиографический список 78
Приложение 82
(фрагменты работы)
Введение
Актуальность темы. В России налоговая система складывалась в начале 90-х гг. XX века, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. На ее становлении и развитии сказались отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, краткие сроки, отпущенные на разработку законодательства, а также экономический и социальный кризис в стране. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжелым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен, а также повлекли снижение уровня жизни россиян. Однако по мере эволюции, налоговая система приобретала более цивилизованное содержание и в настоящее время ее можно назвать оптимальной, хотя это является относительной характеристикой, звучащей, как правило, из уст власти.
Однако государство стремиться к построению оптимальной налоговой системы. С одной стороны, удовлетворять свои потребности финансовыми ресурсами, а с другой стороны, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.
Показателем качества налоговой системы страны является налоговая нагрузка (налоговое бремя) на налогоплательщика. При увеличении налоговой нагрузки (рост количества налогов, увеличение ставок налогов, отмена льгот), эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, но затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков, или разоряется, или сворачивает производство, другая часть находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих к уплате налогов. Кроме того, тот налогоплательщик, который нашел реальные пути ухода от налогообложения, даже при возврате к «старому» уровню налогового изъятия уже не будет платить налогов в полном объеме. Поэтому проблема оптимальной налоговой нагрузки на налогоплательщика играет особую роль в построении налоговой системы.
Эффективность самой налоговой системы является одним из важнейших критериев оценки эффективности социально-экономической системы общества.
Налоговая система, кроме обеспечения собираемости налогов, должна удовлетворять ряду требований:
1) быть незаметной для населения, не должна добавлять населению дополнительных забот;
2) стимулировать деловую активность граждан и предприятий;
3) поощрять использование ресурсосберегающих технологий;
4) стимулировать научно-технический прогресс;
5) затраты ресурсов общества на функционирование налоговой системы и обеспечение контроля за деятельностью налоговых служб, а также на систему наказания за нарушения налогового законодательства должны быть минимальны.
Из вышесказанного можно сделать вывод об актуальности, выбранной темы.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в комплексном анализе налоговой системы Российской Федерации, выявлении ее проблемных аспектов и рассмотрении возможных перспектив ее развития.
Реализация поставленной цели исследования потребовала решения
следующего комплекса задач:
1) раскрыть сущность налоговой системы, рассмотреть основные этапы становления и развития налоговой системы России и охарактеризовать нормативно-правовую основу функционирования современной системы налогообложения;
2) рассмотреть зарубежный опыт администрирования налогообложения;
3) проанализировать динамику налогов и сборов и дать оценку их собираемости в Российской Федерации в 2015 году;
4) определить роль местных налогов в формировании налогвоой системы;
5) рассмотреть проблемы и перспективы совершенствования налоговой системы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили исследования в области налогообложения действующих налогов и сборов.
Исследование вопросов, связанных с функционированием налоговой системы, налоговым администрированием, посвящены труды таких российских ученых, как И.М. Александрова, С.В. Барулина,
О.В. Врублевской, Е.С. Вылковой, Л.И. Гончаренко, Т.В. Игнатовой,
И.А. Майбурова, Л.Н.Лыковой, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова,
А.И. Пономарева, С.Г. Пепеляева, М.В. Романовского, Д.Г. Черника,
Т.Ф. Юткиной и других.
Практическая часть работы базируется на нормативно-правовых документах регулирующих сферу деятельности налоговых органов.
В процессе исследования использовались методы анализа, сравнения, а также статистические в ходе анализа отчетных показателей Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы и др.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка,приложений.
1.1 Налоговая система России: понятие, сущность, основные этапы становления и правовая основа функционирования
Налог — это философская и экономическая категория и одновременно конкретная форма правовых взаимоотношений, закрепляемых в законодательном порядке при наполнении доходами казны государства (бюджета).
Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству ее гражданами (steuer — поддержка). В Англии налог до сих пор носит название duty — долг (обязанность). Законодательство США определяет налог как «tax» (такса). Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import (принудительный платеж).
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития - от Древнего мира до начала Средних веков - государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно обозначало общую сумму желаемых сборов, возлагая непосредственно сбор налогов на город или сельскую общину. На втором этапе XVI - начало XIX вв. - возникает сеть государственных учреждений, устанавливающих квоты налогообложения и наблюдающих за процессом сбора налогов. Третий этап, продолжающийся до сих пор, характеризуется выработкой и законодательным оформлением норм и порядка взимания налогов, государственной организацией налогообложения и контроля за ним через уполномоченные госорганы.
Налог как конкретная форма принудительного изъятия части совокупного дохода общества в казну государства отражает все достоинства и недостатки конкретного экономического пространства и конкретной системы государственного устройства и управления.
3.2 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы в свете Основных направлений налоговой политики до 2018 года
Создание справедливой налоговой системы государства – многоступенчатый процесс, основанный на точно сформулированных целях и приоритетах в пределах поддержки наслаждения общества последовательной политикой государственного налога.[1]
Государственное управление налоговой системой не может быть статичным и должно развиваться вместе с обществом, в противном случае оно способно его дестабилизировать и привести к экономическому кризису.
Согласованность и учет текущих потребностей социально-экономического развития как общества в целом, так и отдельных индивидов является первостепенной задачей в выработке методов и форм государственного управления налогообложением. Именно данное обстоятельство определяет необходимость и актуальность системного теоретического анализа факторов, влияющих на приоритеты государственного управления налоговой системой в условиях трансформации российского общества.
Рассмотрим показатели налоговой нагрузки в странах БРИКС и проведем анализ и сопоставление показателей.
Таблица 5
Налоговая нагрузка на экономику в странах БРИКС
и Евразийского экономического союза (% налоговых
доходов к ВВП)[2]
Страна |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Россия |
39,17 |
35,04 |
34,62 |
37,26 |
37,67 |
36,62 |
36,64 |
Средняя по ЕАЭС (кроме России) |
32,34 |
30,28 |
29,32 |
30,10 |
30,90 |
31,21 |
30,39 |
Армения (с 10.10.2014) |
20,48 |
20,87 |
21,22 |
22,09 |
22,31 |
23,67 |
23,55 |
Беларусь |
50,68 |
45,78 |
41,59 |
38,76 |
40,53 |
41,95 |
41,84 |
Казахстан |
28,30 |
22,14 |
23,94 |
27,70 |
26,92 |
25,26 |
25,63 |
Киргизия (с 01.05.2015) |
29,91 |
32,32 |
30,54 |
31,84 |
33,82 |
33,94 |
30,51 |
Средняя по БРИКС (кроме России) |
27,18 |
26,32 |
27,12 |
27,80 |
28,56 |
28,65 |
28,45 |
Бразилия |
36,73 |
34,82 |
37,10 |
36,95 |
38,12 |
37,87 |
38,19 |
Индия |
19,71 |
18,52 |
18,82 |
18,71 |
19,48 |
19,76 |
19,47 |
Китай |
22,65 |
23,83 |
25,08 |
27,68 |
28,36 |
28,18 |
27,36 |
Южная Африка |
29,62 |
28,10 |
27,46 |
27,87 |
28,30 |
28,77 |
28,80 |
При анализе и сопоставлении показателей налоговой нагрузки в разных странах и их объединениях необходимо учитывать, что методики расчета таких показателей могут отличаться: показатель налоговой нагрузки по Российской Федерации по данным Международного валютного фонда
(2013 год - 36,62%) отличается от показателя налоговой нагрузки, рассчитанного в соответствии с методикой, применяемой ОЭСР (налоговая нагрузка в России за 2013 год - 34,11%). Это связано с различными подходами к определению общей суммы налоговых доходов. В частности, могут по-разному учитываться таможенные пошлины, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, взносы на обязательное социальное страхование.
Таким образом, проведенный анализ показывает, что уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключение - Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России).
Сам по себе этот факт может свидетельствовать о том, что российская налоговая система менее конкурентоспособна, чем в указанных странах, даже с учетом того, что, как было отмечено ранее, существенная часть налоговой нагрузки в России приходится на нефтегазовый сектор (в Казахстане и многих других странах доходы от добывающего сектора также в значительной степени формируют налоговые доходы бюджетов).
Однако, во-первых, инвестиционная привлекательность Российской Федерации для ведения предпринимательской деятельности формируется не только за счет абсолютного уровня налоговых изъятий и, как показано в следующем разделе, в целом налоговые условия ведения предпринимательской деятельности в России улучшаются. Во-вторых, в рассматриваемых странах сильно различаются условия, определяющие уровень расходных обязательств бюджетов - охват граждан системой пенсионного, социального и медицинского страхования и уровень социальных расходов, масштаб необходимых затрат на обеспечение обороноспособности и безопасности страны, расходы на создание и поддержание необходимой инфраструктуры и т.д.
[1]Пансков В. Налоги и налоговая политика// Российский налоговый курьер,2014.- № 1.
[2]Самохвалов А., Куникеев Б. Об основных тенденциях и результатах налоговой политики // Финансист, 2015. - № 3 - С. 42 – 48.
Похожие работы