или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Омск > Омский государственный педагогический университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2011 |
Количество страниц: | 92 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 06.10.2011 |
Количество просмотров: | 547 |
Рейтинг работы: |
Содержание.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса обучающихся.
1.1. Познавательный интерес в процессе обучения (структура, основы,
развитие и регресс интересов) 7
1.2. Факторы, стимулирующие познавательный интерес. Ситуация успеха...16
1.3. Ситуация успеха как фактор развития познавтельного интереса (положительные и негативные стороны). Роль ситуации успеха на уроках
английского языка 30
Выводы по главе 1 41
Глава 2. Практическое изучение познавательного интереса обучающихся и его развитие путем создания ситуации успеха на уроках английского языка.
2.1. Диагностика мотивации учебной деятельности, уровня познавательного
интереса обучающихся и мотивации достижения успеха 45
2.2. Организация и методика экспериментального исследования по созданию
ситуации успеха на уроках английского языка 53
«
2.2.1. Цель и задачи экспериментального исследования 53
2.2.2. Применение индивидуальных эталонов в оценке обучающихся 55
2.2.3. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы 62
2.2.4. Технология создания ситуации успеха на уроке английскогог языка 65
2.2.5. Содержание процесса обучения 67
2.2.6. Единство внутренних и внешних стимулов учения 73
2.2. 7. Применение основных положений педагогики сотрудничества 75
2.3. Интерпритация результатов экспериментального исследования 77
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Приложение 92
Введение
«Переживание ситуации успеха особенно необходимо тем, кто сегодня сидит за школьной партой, учится организации деятельности, находится в режиме интенсивного развития, а завтра станет гарантом социально-экономического развития страны... Неоднократно было подмечено, что обязательный и непременный успех рождает новый успех, окрыляет человека, стимулирует его к участию в более сложной деятельности, активизирует весь внутренний потенциал, чтобы вновь пережить это приятное чувство. Именно поэтому успех считается самым мощным источником интеллектуально-нравственного развития растущего человека, рождающим энергию для преодоления трудностей и желания настойчиво и упорно трудиться» [15, С.4].
Формирование ценностей начинается в семье и начальной школе. Ошибки в организации этого процесса приводят к непоправимым действиям и связано это с тем, что удовлетворение своих интересов, и определенные ценности ребенок, не получив в семье и школе, начинает искать на стороне.
Тему данной работы считаем актуальной, поскольку синтез понятий «ситуация успеха» и «познавательный интерес» очень плодотворен, а именно, создание ситуации успеха для каждого школьника на уроках английского языка не только повышает уровень познавательного интереса, но и развивает творческие способности, воображение, индивидуальность детей, а также способствует формированию полноценной, всесторонне развитой личности и в какой-то мере позволяет избегать, как говорил А.С. Макаренко «браки воспитания».[19,С.6] Именно непрерывное использование ситуации успеха в процессе обучения способствует более прочному усвоению иноязычной лексики и повышает позитивное отношение обучающихся к их собственной и другим культурам.
Следовательно, объект нашей работы - познавательный интерес обучающихся, а предмет - ситуация успеха на уроках английского языка.
В действительности, интерес и важнейшая область этого феномена -
«познавательный интерес» - не новое и довольно глубоко изученное понятие,
как в педагогике, так и в психологии. Теоретической основой данной работы
являются труды педагогов и ученых, занятых в области педагогики,
психологии, методики преподавания иностранного языка: С.И.Азаровой,
Ш.А.Амонашвили, А.А.Гина, Е.А.Зимней, Е.И.Казаковой, А.П.Тряпициной,
Г.Ю.Ксензовой, А.С.Макаренко, Е.И.Пассова, Г.К.Селевко,
С.Л.Соловейчика, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Г.И.Щукиной.
Научная новизна работы состоит в том, что ситуация успеха является ведущим фактором развития познавательного интереса на уроках английского языка и её внедрение происходит посредством применения ряда приемов и способов (метод целого слова или визуальной дифференциации графического образа cnoBa(whole word (phrase) recognition); метод опоры на физические действия (TPR (Total Physical Response)); диагностическая проверка усвоения учебного материала за определённый отрезок времени (progress check) и многое другое).
„ «Некоторые исследования указывают, что в возрасте 9 лет, самооценка детей резко падает, что свидетельствует о наличии в школьной жизни стрессогеных для ребенка факторов и о том, что школьная организация в целом никак не ориентирована на создание для учащихся благоприятной эмоциональной атмосферы» [37, С.628].
Считаем, что научно-практическая значимость нашей работы заключается в выявлении, разработке и апробации приемов и способов создания ситуации успеха как фактора развития познавательного интереса на уроках английского языка.
Данная работа прошла апробацию: выявленные и разработанные нами способы и приемы создания ситуации успеха применялись систематически на занятиях в период с 2006-2007 учебного года по 2008-2009 учебный год, в 2007 году результаты данной работы были представлены на муниципальном
этапе конкурса «Учитель года - 2007» и были отмечены призовым местом (3 место), в 2008 году - опубликованы в сборнике статей «Цели и содержание обучения иностранного языка» (материалы межрегиональной научно-практической конференции).
В начале работы была поставлена следующая цель: выявить оптимальное сочетание приемов и методов, обеспечивающих переживание успеха школьниками на уроках английского языка, влекущее за собой повышение уровня познавательного интереса, а, следовательно, и качества знаний, и по возможности реализовать их на практике.
В соответствии с заявленной целью в настоящем исследовании решению подлежат следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Выявить посредством диагностических методик уровень познавательной мотивации, познавательного интереса и уровень мотивации достижения успеха обучающихся.
3. Реализовать на практике все возможные сочетания психологических условий, предполагающих переживание успеха школьниками на уроках английского языка.
I
*,;
4. Посредством ранее проводимых диагностических методик установить результаты реализации предшествующей задачи (определить уровень познавательного интереса и мотивации достижения успеха у школьников после эксперимента).
5. Выявить и проанализировать недостатки и положительные моменты проведенной работы, разработать методические рекомендации.
Цели и задачи исследования определили структуру нашей работы. Она состоит из Введения, двух тематических глав, Выводов по главе 1, Заключения, Списка использованной литературы и Приложения.
Нами были использованы следующие методы работы: анкетирование, наблюдение, естественный эксперимент, тестирование.
Гипотеза:
(фрагменты работы)
Интерпретация результатов экспериментального
исследования.
Для определения результатов проводимой нами экспериментальной работы и подтверждения выдвинутой гипотезы, в конце IV четверти каждого этапа нами проводились диагностические методики, использованные в пункте 2.1 Цель данной работы: определить уровень познавательной мотивации (непосредственно, познавательного интереса) и уровень
мотивации достижения успеха. А также установить зависимость уровня познавательного интереса от присутствия ситуации успеха в процессе обучения.
1. Диагностическая методика «Мотивация учебной деятельности
школьников» (А.К. Марковой)
Цель: Выявление ведущих мотивов учения школьников.
По результатам данной методики можем сделать следующие выводы: уровень познавательной мотивации повысился на 4 этапе на 28% по сравнению с уровнем познавательной мотивации до проведения эксперимента, причем широкие познавательные мотивы возросли на 9%, учебно-познавательные - на 16%, а мотивы самообразования на 3%. Соответственно уровень социальных мотивов стал ниже на 28%, мотивация социального сотрудничества («Хочу получать хорошие отметки», «Хочу получить одобрение учителей и родителей») стала ниже примерно на 17%, также повысился процент широких социальных мотивов на 1% и понизился процент позиционных мотивов на 12%.
Таким образом, по результатам данной диагностической методики на 4 этапе эксперимента преобладают познавательные мотивы над социальными, разрыв между ними составляет 16%
Диаграмма 5. Диаграмма сводной диагностики мотивации учебной деятельности
школьников Познавательные мотивы
2. «Анкета на определение интенсивности познавательного интереса» проводилась с целью - определить интенсивность познавательного интереса на каждом этапе эксперимента, результаты говорят о повышении уровня познавательного интереса у учащихся исследуемого класса. Ее результаты подтвердили выводы, приведенные выше: процент учащихся с высокой учебной активностью повысился на 34% (33% -67%), стоит отметить, что количество учеников из категории «школа привлекает внешней стороной» снизился на 33% (значительный результат), а из категории «отношение к себе как к школьнику почти
сформировано» возросло на 16%. Негативное отношение к школе свелось к минимуму со второго этапа исследования.
3. Процент детей с низким познавательным интересом снизился до 0%, со средним уровнем к четвертому этапу остался без изменений 66 %, а с высоким - выше почти на 17%. Мы считаем, что это значительный результат.
Таким образом, обобщив данные трех методик, мы можем сказать, что уровень познавательной мотивации и непосредственно познавательного интереса у детей действительно повысился. О чем мы предполагали уже по ходу эксперимента, пользуясь диагностической методикой Г.И. Щукиной «Метод наблюдения за проявлениями познавательного интереса».
Учащиеся стали более активно включатся в учебную деятельность (самостоятельно искали дополнительную информацию, просили дополнительные и индивидуальные задания, опережающего характера), меньше стали отвлекаться на уроке, повысился уровень сосредоточенности произвольного внимания, что очень важно для усвоения нового материала. Но все же мы не можем утверждать, что все стало прекрасно и все обучающиеся с легкость разговаривают на английском языке. Дети охотно отвечают на уроках, любят выступать с материалом, подготовленным заранее (индивидуальные задания), предлагают начать урок раньше времени.
Результаты данной диагностической методики представлены в протоколе (приложение 5). Мы видим, что процент детей с высоким уровнем познавательного интереса (17%) не меняется за 4 этапа, а процент детей со средним уровне познавательного интереса возрастает на 17% на четвертом этапе.
Следовательно, можно утверждать, что после проведения нами экспериментальной работы, уровень познавательного интереса не кардинально, но все же значительно изменился в лучшую сторону, а именно, возрос примерно на 19% относительно уровня познавательного интереса на момент начала эксперимента.
4. Посредством проведения диагностической методики «Изучение мотивации достижения успехов» [33, С. 128-130], мы решили выявить уровень мотивации достижения успехов на момент окончания эксперимента и сравнить его с уже имеющимся.
В результате было установлено, что мотивация достижения успехов у детей повысилась на 65 единиц (345 единиц - 410 единиц), следовательно, ее уровень возрос.
Следовательно, мы можем утверждать, что присутствие ситуации успеха на уроках английского языка положительно влияет на уровень познавательного интереса обучающихся, а именно, развивает и повышает его, о чем говорят результаты, проведенных нами диагностических методик в начале и в конце экспериментального исследования. Зависимость уровня познавательного интереса учащихся от мотивации достижения успехов можем представить в виде графика (приложений 6). График составлен с учетом того, что уровень применения ситуации успеха в процессе обучения строго индивидуален для каждого учащегося и его избыток может привести к негативным последствиям, о чем говорилось в пункте 1.3 н,ашей работы.
Похожие работы
Работы автора