или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Новосибирск > Новосибирский государственный педагогический университет |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2011 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 09.11.2011 |
Количество просмотров: | 618 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...2
Глава I. Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нару-шениями слуха
1.1. Психолого-педагогические подходы развития связной речи у нормально слышащего ребенка…………………………………………………………………5
1.2. Медико-психологическая характеристика детей с недостатками слуха…...11
1.3. Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха……………………………………………………………...21
Глава II. Уроки русского языка как средство развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
2.1. Значение развития связной речи в коррекционной системе обучения детей с нарушениями слуха…………………………………………………………….….30
2.2. Анализ программы по русскому языку младших школьников с нарушения-ми слуха………………………………………………………………..40
2.3. Методические приемы развития связной речи на уроках русского язы-ка………………………………………………………………………………..46
Глава III. Практическое исследование развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха на уроках русского языка
3.1. Изучение развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха…………………………………………………………….….67
3.2. Организация коррекционно-развивающей работы по развитию связной ре-чи…………………………………………………………………………………75
3.3. Проверка эффективности коррекционного воздействия по развитию связной речи…………………………………………………………………….…83
Заключение………………………………………………………………………...89
Список литературы………………………………………………………………...93
Приложение 1……………………………………………………………………...98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьева, Б.Г. Психологические основы культуры устной и письменной речи и ее воспитание в школе./ Ананьева, Б.Г - Л.: Изд-во ЛГУ, 1946. – 213 с.
2. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития до-школьника. /Арушанова, А.Г.//Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. - М.: Изд-во, 1993. – 324 с.
3. Бадалян, Л.О. Невропатология./ Бадалян, Л.О. – М.: Изд-во Академия, 1987. – 316 с.
4. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Богданова, Т.Г. – М.: Изд-во Академия, 2002. – 220 с.
5. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети./ Боскис, Р.М. – М.: Изд-во Со-ветский спорт, 2004. – 304 с.
6. Быкова, Л.М. Развитие связной речи в школе глухих./ Быкова, Л.М. – Л.: Изд-во Просвещение, 1982. – 143 с.
7. Валгина, Н.С. Теория текста./ Валгина, Н.С. – М.: Изд-во Просвещение, 1998. – 208 с.
8. Венгер, Л.А., Мухина, В.С. Психология./ Венгер, Л.А., Мухина, В.С. - М.: Изд-во Просвещение, 1988. - 264 с.
9. Волкова, Е.Ф. Статистические методы в экспериментальной психологии./ Волкова, Е.Ф. - Н.: Изд-во Просвещение, 2003. – 149 с.
10. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования./ Выготский, Л.С. //Мышление и речь. – М.: Изд-во Лабиринт, 1956. – 295 с.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием./ Глухов, В.П. - М.: Изд-во АРКТИ, 2004. – 167 с.
12. Гольберг, А.М. Особенности самостоятельной письменной речи глухих школьников./ Гольберг, А.М. - М.: Изд-во Просвещение, 1966. – 316 с.
13. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи./ Сост. В.Я. Коровина. // В защиту живого слова. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. – С. 146-162.
14. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного разви-тия детей./ Забрамная, С.Д. – М.: Изд-во Просвещение,1995. – 111 с.
15. Зикеев, А.Г. Особенности развития глухих детей./ Зикеев, А.Г. – М.: Изд-во Академия, 1997. – 170 с.
16. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) обра-зовательных учреждений./ Зикеев, А.Г. – М.: Изд-во Академия, 2000. – 200 с.
17. Зикеев, А.Г. Специальная педагогика./Зикеев, А.Г.// Развитие речи учащихся. – М.: Изд-во Академия, 2005. – 198 с.
18. Зимняя, И.А. Речевой механизм в схеме порождения речи./Зимняя, И.А. – М.: Изд-во МГУ., 1969. – 382 с.
19. Зыков, С.А. Методика обучения глухих детей языку./ Зыков, С.А. – М.: Изд-во Просвещение, 1977. – 158 с.
20. Киселева, Е.В., Карпенко, А.А. Развитие связной речи глухих и слабослы-шащих учащихся при работе над картиной./ Киселева, Е.В., Карпенко, А.А. – Н.: Изд-во ИСР., 2005. – 83 с.
21. Ладыженская, Т.А. Связная речь./Ладыженская, Т.А. //Методика развития речи на уроках русского языка. – М.: Изд-во Просвещение, 1980. – 307 с.
22. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся./ Ладыженская, Т.А. – М.: Изд-во Просвещение, 1975. – 286 с.
23. Леонтьев, А.А. Функции и формы речи./ Леонтьев, А.А. //Основы теории речевой деятельности. – М.: Изд-во Прогресс, 1974. – 396 с.
24. Лубовский, В.И. Развитие словесной регуляции деятельности у детей (в норме и патологии)./ Лубовский, В.И. – М.: Изд-во Педагогика, 1978. – 100 с.
25. Лурия, А.Р. Язык и сознание./ Лурия, А.Р. – М.: Изд-во Моск. ун-т,1998. – 335 с.
26. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников./ Львов, М.Р. – М.: Изд-во Просвещение, 1985. – 248 с.
27. Львов, М.Р. Основы теории речи./ Львов, М.Р. – М.: Изд-во Просвещение, 2000. – 305 с.
28. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития./ Львов, М.Р. – М.: Изд-во Просвещение, 1975. – 259 с.
29. Львов, М.Р., Горецкий, В.Г., Сосновская, О.В.. Методика преподавания рус-ского языка в начальных классах./ Львов, М.Р. – М.: Изд-во Просвещение, 2004. – 300 с.
30. Ляудис, В.Я., Негуре, И.Н. Психологические основы формирования пись-менной речи у младших школьников./Ляудис, В.Я., Негуре, И.Н. – Кишинев: Изд-во Штиинца, 1983. – 93 с.
31. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок./ Максаков, А.И. - М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 1988.- 102 с.
32. Методика преподавания русского языка. Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Изд-во Академия, 1990. – 306 с.
33. Методика преподавания русского языка в школе глухих. Под ред. Л.М. Бы-ковой – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2002. – 397 с.
34. Никитина, М.И. Чтение и развитие речи./ Никитина, М.И. – М.: Изд-во Просвещение, 2006. – 171 с.
35. Новоселов, Л.А. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих./ Новоселов, Л.А. - М.: Изд-во Просвещение , 1983. – 95 с.
36. Основы методики русского языка в 4-8 классах. Под ред. А.В. Текучева. – М.: Изд-во Просвещение, 1978. – 287 с.
37. Парамонова, Л.Г. Как воспитать гения: Упражнения для развития речи./ Парамонова, Л.Г. - М.: Изд-во СПб.: КАРО,2003.- 137 с.
38. Пленкин, Н.А. Русский язык в школе./Пленкин, Н.А. – М.: Изд-во Просве-щение, 1975. – 207 с.
39. Потебня, А.А. Мысль и язык./ Потебня, А.А. – Харьков: Изд-во Мирный труд, 1926. – 225 с.
40. Практикум по коррекции психического развития детей с нарушениями слу-ха. Под ред. Михаленковой И.А. – С-П., Изд-во Речь, 2006. – 215 с.
41. Программы специальных образовательных учреждений. Под ред. В.В. Во-ронковой. – М.: Изд-во ВЛАДОС, 2000. – 220 с.
42. Психология глухих детей. Под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Роза-новой, Н.В. Яшковой. – М.: Изд-во Советский спорт, 2006. – 448 с.
43. Рау, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей./ Рау, Ф.Ф. - М.: Изд-во Педагогика, 1981. – 168 с.
44. Рубинштейн, С.Л. К психологии речи./ Рубинштейн, С.Л. – Л.: Изд-во АН СССР, 1941. – Т. 35. – 204 с.
45. Семаго, Н.Я, Семаго, М.М. Исследование особенностей развития познава-тельной сферы детей дошкольного и школьного возрастов./ Семаго, Н.Я, Сема-го, М.М. – М.: Изд-во АРКТИ, 2003. – 399 с.
46. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление./ Соколов, А.Н. - М.: Изд-во УРСС, 1968. – 248 с.
47. Сурдопедагогика. Под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Изд-во Академия, 2004. – 572 с..
48. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения./ Фомичева, М.Ф. - М.: Изд-во Просвещение, 1980.- 93 с.
49. Шестакова, М.А. Совершенствование словесной речи у глухих в специаль-ных образовательных учреждениях./ Шестакова, М.А. – М.: Изд-во ЛВЦ ВОГ, 1986. – 75 с.
50. Шиф, Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей./ Шиф, Ж.И. - М.: Изд-во Педагогика, 1968. – 176 с.
51. Эльконин, Д.Б. Детская психология./Эльконин, Д.Б. – М.: Изд-во Акаде-мия,2004. – 384 с.
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Тема нашей выпускной квалификационной работы: Русский язык – как средство развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Русский язык, как предметная область является одним из основных курсов и напрямую связан с развитием связной речи. Достаточное владение речью выпускниками специальных школ содействует более свободному выбору профессии или учебного заведения для профессионального обучения, включая вузы, а также трудоустройству и профессиональной карьере, достижению определенного социального статуса. Общение – один из важных факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с людьми возможно усвоение детьми общественноисторического опыта человечества. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения, и формированию орфографической грамотности. Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, следовательно, и составная (практическая) уроков чтения и грамматики.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание, ряд логически соче-тающихся предложений, обеспечивающих общение и взаимопонимание людей.
Связная речь не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены словами в правильно построенных предложениях, а речь, которая как бы вбирает в себя достижения ребенка в овладении своими языком, в освоении его звуковой стороны словарного запаса и грамматического строя. Среди таких достижений следует выделить:
-Навыки звукового оформления высказывания, соответствующие нормам реализации речи;
-Умение отбирать для высказывания слов в соответствии с общеприня-тыми значениями;
-Навыки строить грамматически правильные высказывания, соответ-ствующие закономерностям языка;
-Умение применять разные виды высказывания, соответствующие ком-муникативному намеренью (мотиву), условиям и целям сообщения.
На развитие речи оказывает большое влияние разнообразная деятель-ность. Учебная деятельность развивает речевые способности неслышащих детей, заставляет вспоминать пройденное, узнавать новое, расширять словарный запас детей. Тема нашей работы отражает проблему недостаточности коммуникативной функции речи у глухих детей, так как у них нарушена связная речь, что затрудняет общение детей с недостатками слуха среди слышащих.
Формирование связной речи у детей с нарушениями слуха – одна из главных задач воспитания и обучения детей данной категории. Это определяет актуальность нашей работы.
Изучив исследования по данной проблеме таких отечественных ученых как Л.С.Выготский, Л.П. Носкова, С.А.Зыкова, Л.М. Быкова и др., можно сделать вывод, что глухие не могут самостоятельно овладеть связной речью, их необхо-димо специально этому обучать. В связи с тем, что в последнее время в отече-ственной сурдопедагогике вопросам развития связной речи у детей с недостатка-ми слуха на уроках русского языка посвящено небольшое количество исследований при понимании значимости этого аспекта в лингвистическом развитии человека со слуховой депривацией, мы считаем проблему нашего исследования актуальной.
Цель исследования – изучить возможности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха на уроках русского языка.
Объект исследования – развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования – русский язык как средство развития связной речи.
Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха будет проходить более успешно при использовании специальных методов и приемов на уроках русского языка.
Задачи работы:
1. Проанализировать теоретическую литературу по развитию связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха на уроках русского языка.
2. Отобрать методики для выявления уровня развития связной речи.
3. Провести исследование уровня развития связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
4. Опираясь на результаты исследования провести работу по развитию связной речи.
5. Проверить эффективность коррекционных воздействий.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа.
2. Метод тестовой диагностики.
3. Метод эксперимента.
4. Метод анализа данных эксперимента.
Теоретическая основа – положение Л.С. Выготского о взаимосвязи языка и мышления, концепция А.Р. Лурия о взаимосвязи языка и сознания, теория В.И.Лубовского о специфике словесной регуляции детей с сенсорными наруше-ниями, теоретические положения С.А.Зыкова, Л.М.Быковой о развитии связной речи у детей с нарушениями слуха в рамках коммуникативной системы.
Практическая значимость – наша работа может помочь практикующим сурдопедагогам в использовании собранных нами сведений по обозначенной теме и применении методик исследования и развития связной речи у школьников с недостатками слуха.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии – Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат № 37 I, II вида г. Новосибирска.
Похожие работы