Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по педагогике > ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ЦЕННОСТНОГО КОНФЛИКТА
ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ  ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ЦЕННОСТНОГО КОНФЛИКТА

Тема дипломной работы: ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ЦЕННОСТНОГО КОНФЛИКТА

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Общая информация
Учебное заведение: Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2012
Оценка: 5
Дата публикации: 23.02.2012
Количество просмотров: 345
Рейтинг работы:
Описание работы


ДИПЛОМНАЯ РАБОТА



ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ЦЕННОСТНОГО КОНФЛИКТА

У ПОДРОСТКОВ



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ

РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬИ НА ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ЦЕННОСТНОГО КОНФЛИКТА

У ПОДРОСТКОВ...12

1.1 .Основные подходы к изучению внутриличностного ценностного

конфликта в зарубежной и отечественной науке...12

1.1. L История изучения ценностей и современное состояние

проблемы...12

1.1.2. Особенности ценностных ориентации подростков...23

1.1.3. Внутриличностный конфликт и кризис подросткового возраста...37

1.2. Теоретический анализ проблемы эффективности функционирования семьи...47

1.2.1. Общественно-историческая и социально:психологическая ценность семейно-брачных отношений...47

1.2.2. Влияние различных типов семей на формирование личности подростка...56

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ СЕМЬИ НА ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА У ПОДРОСТКА...70

2.1. Методологическая основа и методики исследования...70

2.2. Организация и процедура эмпирического исследования...79

2.3. Обработкам анализ полученных результатов...92

---------------------—----

2.3.1. Особенности протекания внутриличностного конфликта у подростков из полных: благополучных и неблагополучных семей...98

¦] 2.3.2. Особенности протекания внутриличностного конфликта

у подростков из неполных: благополучных и неблагополучных семей...99

2.3.3. Особенности проявления внутриличностного ценностного

конфликта подростков из различных типов семей...110

Глава 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ...116

3.1. Основные направления психологической помощи семье...116

3.1.1. Подготовка к семейной жизни подростков и молодёжи...117

3.1.2 Помощь неполным, неблагополучным и кризисным семьям...121

3.1.3. Развитие воспитательного потенциала семьи...123

3.2. Тренинг по подготовке подростков и молодежи

к семейной жизни «Счастье-любовь-семья»...125

3.2.1. Концепция, цели и задачи тренинга...125

3.2.2. Содержание тренинга...133

3 2.3. Результаты апробирования эффективности тренинга

по подготовке подростков и молодёжи к семейной жизни...137

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...144

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...149

ПРИЛОЖЕНИЯ...170









ВВЕДЕНИЕ

Социально-экономические процессы, происходящие в стране, вызвали ряд изменений, которые отчётливее всего проявились в разрушении старых и поиске новых ценностных ориентиров, организационных структур, моделей личностных, деловых и семейных взаимоотношений. Дестабилизация общества и противоречивость жизненных ценностных приоритетов особенно ярко отражается на формировании личности подростков. Наблюдается дезадаптация молодых людей в личной и общественной жизни, что выражается в неуверенности, беспомощности, страхе перед реальностью современности (О.П. Аккузина, 1999; К.Ю. Добрин, 1997; О.Н.Карпухин, 2000; О.Г. Рослова, 2000). Рассогласование формирующихся ценностей с возможностями их практической реализации приводит к обострению психических, психосоматических и социальных болезней (наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.), росту жестокости, агрессивности в молодёжной среде. Исследователи молодёжных проблем считают основной причиной асоциального поведения подростков несформированность у них позитивных ценностных ориентации (С.А.Быков, 2000; А.Л.Журавлев, 1996; В.Ф. Пирожков, 1999; Л.М. Семенюк, 1996; М.В. Цыганенко, 1999). Происходит снижение и размывание ценностных ориентации молодёжи в отношении семейных и репродуктивных функций. Этому способствует ряд факторов: влияние негативного опыта семейных отношений, полученного в родительской семье (конфликты, измены, разводы и т.д.); легализация различных внебрачных форм взаимоотношений полов как следствие сексуальной революции в нашем обществе; ослабление ценностных ориентации на брак и семью на уровне государственной политики; отсутствие комплексной, последовательной, целенаправленной, научно-обоснованной программы подготовки молодёжи к семейной жизни и ответственному родительству. Всё это приводит к росту ранних и беспорядочных половых связей, абортов, венерических заболеваний (О.П. Аккузина, 1999; О.Г. Рослова, 2000). В новых социально-экономических условиях при ослаблении внешних форм контроля за поведением, решающее значение приобретают внутренние стимулы и регуляторы поведения человека: мотивы, потребности, цели, идеалы, ценности. Именно в них нужно искать резервы развития личности и её социальной активности. Данное положение определяет важность и необходимость изучения внутреннего потенциала личности, психологических факторов детерминации поведения, возможностей эффективной адаптации. Особенно актуальна эта проблема для молодого поколения. Исследователи в области социальной психологии и педагогики Г. М. Андреева (1980), М.И. Бобнева (1978), Л.И. Божович (1981), Б.С. Бра-тусь (1985), Л.С. Выготский (1935), Б.И. Додонов (1978), Б.В. Зейгарник (1976), А.Н. Елизаров (1995), СИ. Ковалёв (1986), И.С. Кон (1982), В.В. Кортава (1987), Д.А.Леонтьев (1999), А.Е. Личко (1983), А.В.Петровский (1982), А. А. Ручка (1986), Ч.А. Шакеева (1998) и др. подчёркивают ведущую роль ценностных ориентации в организации и детерминации поведения человека, принятия решения, направления и стимуляции его к определённой цели. Большую роль в формировании личности, как носителя социальных, культурных и этических ценностей играет семья. В связи с этим представляется важным и актуальным изучение механизмов функционирования современной семьи, её воспитательного потенциала, специфики влияния семьи на развитие личности подростка, подготовку молодых людей к будущей семейной жизни. Изучению социально-психологических проблем семейно-брачных отношений посвящены работы Э.В. Васильева (1975), А.Н. Волковой (1979), СИ. Голода (1984), И.В. Гребенникова (1991), Т.А.Гурко (1996), С.В.Ковалёва (1986), А.С. Красовского (1989), И.В. Маляровой (1984), М.С. Мацковского (1986), Т.М. Мишиной (1978), Н.Н. Обозова (1982), Е.Т.Соколовой (1986), И.Я.Соловьёва (1990), В.А. Сысенко (1986), Т.М.Трапезниковой (1988), А.Г. Харчева (1988), Э. Эй-демиллера (1999), В. Юстицкого (1999), З.А. Янковой (1979). С. Kratochvil (1991), В. Minuchin(1974), V. Satir (1992) и др. Противоречие между осознанием значимости ценности и её доступностью проявляется в виде внутриличностного конфликта. На личностном уровне конфликт переживается как субъективная неразрешимость ситуации. Возникновение внутриличностного конфликта рядом авторов рассматривается как необходимое условие развития личности, которое может способствовать её росту (Б.С. Братусь, 1988; Б.В. Зейгарник, 1989; С.А. Капустин, 1983; Е.Б. Фанталова, 1992). Позитивное значение конфликта заключается в изменении прежних и формировании новых структур личности. В то же время, длительно не разрешаемый, глубокий внутренний конфликт способствует затормаживанию развития личности, её дисгармонизации и травматизации. В этой связи представляется важным изучение содержания внутриличностного конфликта, механизмов его развития, причин возникновения и факторов продуктивного разрешения. В отечественной и зарубежной науке данная проблема представлена отдельными исследованиями. Имеются работы по изучению особенностей внутриличностного конфликта у больных неврозами и психосоматическими заболеваниями (Б.С. Братусь, 1980; Б.В. Зейгарник, 1980; А.Е. Личко, 1983; Е.Б. Фанталова, 1992). Ряд исследований посвящен рассмотрению конфликтов между различными мотивами, потребностями, личностными смыслами, отношениями, ролями (П.Р. Анисимов, 2000; А.Я. Анцупов, 1999; Ф.Е. Василюк, 1984; Н.В.Гришина, 2000; СИ. Ерина, 2000; Б.И. Додонов, 1978; B.C. Мерлин, 1970; Т.А. Полозова, 1981; В.А. Соснин, 1994; А.И. Шипилов 1999; М. К1е, 1991; К. Lewin, 1948; V. Frankl, 1990; Z. Freud, 1991). В рамках нашего исследования внутриличностный конфликт рассматривается как рассогласование между ценностью и доступностью этой ценности. Представляется интересным изучение влияния родительской семьи подростка на особенности проявления внутриличностного ценностного конфликта.

Купить за 2500 ₽