Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по педагогике > Исследование особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом
Исследование особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом

Тема дипломной работы: Исследование особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Общая информация
Учебное заведение: Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2012
Оценка: 5
Дата публикации: 23.02.2012
Количество просмотров: 421
Рейтинг работы:
Описание работы

Дипломная работа



Исследование особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом



Москва

2002





Содержание

Введение …….. ……………………………………………………………. 3

Глава 1. Изучение познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом (психологический аспект)...….8

1.1. Понятие внутренней картины болезни (ВКБ)………………………...8

1.2. Понятие невроза (неврастения и истерический невроз)……………18

1.3. Понятие астенического синдрома…………………………………….26

1.4. Особенности познавательной деятельности (памяти, внимания, мышления) больных неврастенией и истерическим неврозом……...31

Глава 2. Экспериментально – психологическое исследование особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом…………………………………………………….35

2.1. Организационно-методическое обеспечение исследования………...35

2.2. Анализ и описание результатов, полученных при исследовании особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом…………………………………..47

2.3. Сравнительный анализ особенностей познавательной деятельности в структуре ВКБ больных неврастенией и истерическим неврозом……...64



Выводы ………………………………………………………………………76

Заключение ………………………………………………………………….79

Литература…………………………………………………………………...81

Приложения…………………………………………………………………..86





Введение

Настоящее время представляет собой период бурных изменений в политической и экономической жизни общества. Рост распространенности невротических и неврозоподобных расстройств связан с постоянно увеличивающейся напряженностью современной жизни, усложнением интерперсональных отношений, повышением требований, которые общество предъявляет к личности. Особое значение эта проблема приобретает для условий Удмуртии, что обусловлено спецификой данного региона, включающей определенные климатические условия, социо-культурные особенности.

В структуре пограничных нервно-психических заболеваний все большее место занимают неврозы, что обусловливает высокую актуальность проблем, связанных с их диагностикой, лечением, психопрофилактикой и реабилитацией.

Актуальность данного экспериментально – психологического исследования определялась увеличивающейся распространенностью пограничных психических расстройств, мозаичностью структуры заболевания, недостаточной изученностью особенностей клиники и динамики данного состояния.

Доля пограничных психических расстройств в структуре заболеваемости психическими расстройствами в Удмуртской Республике составляет 75,8 %. Показатель заболеваемости ППР составляет 358, 50 на 100 000 населения, превышая среднефедеративные показатели в 1,34 раза. Наиболее распространенными ведущими синдромами явились: астенический, депрессивный, диссоциативный и тревожный (20)

Некоторые авторы (5,13,18,23,25,60) подчеркивают характерную для современных пограничных расстройств тенденцию к затяжному и хроническому течению. Для эффективного лечения и организации психопрофилактической и реабилитационной работы необходим учет не только особенностей проявлений болезни, но и знание тех «внутренних условий личности» (42), через которые преломляются все психотравмирующие факторы и которые опосредованно способствуют формированию определенного заболевания или утяжелению уже имеющейся симптоматики (24,27,30,31).

К таким «внутренним условиям» относится особая форма познавательной деятельности больных неврозами (в частности, неврастенией и истерическим неврозом), обладающая собственным содержанием и специфичностью, играющая большую роль в процессе формирования внутренней картины болезни (ВКБ).

Мы обратились к этой теме в связи с социальным заказом отделения неврозов № 9 Республиканской Клинической Психиатрической больницы г. Ижевска. Полученные данные помогут дополнить синдромально-нозологическую диагностику неврозов клинико-психологическими характеристиками, способствующими планированию дифференцированной терапевтической тактики и, тем самым, повышению эффективности лечения. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в клинической практике медицинских психологов и психиатров для решения вопросов ранней дифференциальной диагностики и возможного прогноза течения основных форм неврозов, а также для определения форм и методов психотерапии, обоснования психокоррекционных и реабилитационных мероприятий по адаптации изучаемых групп больных в социальной микросреде. Знание личностных факторов, способствующих развитию, обострению и неблагоприятному течению невротических расстройств, дает возможность целенаправленной разработки профилактических мероприятий.

Данная работа носит ориентировочный характер, имеет практическую направленность.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования способствуют более глубокому пониманию патогенеза неврастении и истерического невроза, подбору методик исследования. Полученные данные позволяют вести дифференциальную диагностику неврозов и возможного прогноза течения данных форм заболевания, а также для выявления «психотерапевтических мишеней» терапии, для определения форм и методов психотерапии, обоснования психокоррекционных и реабилитационных мероприятий по адаптации изучаемых групп больных в социальной микросреде. Необходимость учета фактора неустойчивости психической деятельности и личностных особенностей, способствующих развитию, обострению и неблагоприятному течению неврастении и истерического невроза, дает возможность разработки профилактических мероприятий.

Теоретической основой нашего исследования стали работы Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева, Б.Д, Карвасарского, Е.Т. Соколовой, В.В. Николаевой и других отечественных и зарубежных авторов (12,18,24,32,34,38,39,41,52,60).

Цель работы: Экспериментально – психологическое исследование особенностей познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания) в структуре ВКБ личности больных неврастенией и истерическим неврозом для оценки его значимости, для ранней дифференциальной диагностики, прогнозирования течения заболевания, влияния на эффективность лечения и обоснования подхода при выборе методов психотерапии, психокоррекции и реабилитационной работы, а также анализ их собственных переживаний.

Соответственно, задачами исследования были:

1. Анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования.

2. Характеристика познавательных процессов (память, внимание, мышление) и личностных особенностей больных неврастенией.

3. Характеристика познавательных процессов (память, внимание, мышление) и личностных особенностей больных истерическим неврозом.

4. Сравнительный анализ состояния познавательной деятельности и особенностей личности, больных неврастенией и истерическим неврозом в структуре ВКБ.

5. Сравнительный анализ субъективной оценки больных своих собственных переживаний, связанных с болезнью, с объективными данными психологического исследования больных неврастенией и истерическим неврозом.

6. Практическая задача: «Диагностическая оценка готовности пациентов к психотерапевтической работе».

Объект исследования: Пациенты отделения неврозов № 9 РКПБ г. Ижевска в количестве 20 человек, в возрасте от 30 до 50 лет, длительность заболевания которых от 3-х лет до 5 лет. Основой в исследовательской работе является наличие у больных уточненного диагноза. Все больные были консультированы психиатрами, диагноз не вызывал сомнений. Обследование проводилось в условиях стационарного лечения в отделении неврозов с сентября 2001 года по май 2002года.

Предмет исследования: Особенности познавательной деятельности (мышления, памяти, внимания) больных неврастенией и истерическим неврозом.

Гипотеза исследования: Предполагается, что при длительности заболевания вследствие явлений астенизации могут наблюдаться изменения познавательной деятельности: падение показателей памяти и внимания, истощаемость, что в свою очередь отражается на субъективной оценке больных своих собственных переживаний. Необходимость изучения этих изменений диктуется, прежде всего, потребностями медицинской практики.



Использовались следующие методики:

1.Заучивание 10 слов (А.Р. Лурия).

2. Методика «пиктограмм» (опосредованное запоминание).

3. Таблицы Шульте.

4. Последовательное вычитание цифр – из 200 по 17.

5. Методика «Сравнение понятий».

6. Методика «Понимание пословиц».

7. Методика «Исключение понятий».

8. Методика «Простые аналогии».

9. Классификация предметных картинок.

10. Методика самооценки Дембо-Рубинштейна.

11. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера.

12. Методика определений акцентуаций характера К. Леонгарда – Шмишека.

13. Опросник Спилбергера.

14. Шкала астенического состояния.



В проведении исследования использовались подробная клиническая беседа, анализ истории болезни, материалы самоописания больных. Статистическая обработка полученных результатов проводилась методом Стьюдента и линейным коэффициентом корреляции Пирсона.





Купить за 2500 ₽

Похожие работы