Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по педагогике > ФOРМИРOВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКOЛЬНИКOВ ЛOГИЧЕCКИХ УНИВЕРCАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙCТВИЙ АНАЛИЗА И CИНТЕЗА ПРИ OБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

Тема дипломной работы: ФOРМИРOВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКOЛЬНИКOВ ЛOГИЧЕCКИХ УНИВЕРCАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙCТВИЙ АНАЛИЗА И CИНТЕЗА ПРИ OБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

3000 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > Вузы города Челябинск > Челябинский государственный педагогический университет
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2015
Количество страниц: 99
Оценка: 5
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: ФOРМИРOВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКOЛЬНИКOВ ЛOГИЧЕCКИХ УНИВЕРCАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙCТВИЙ АНАЛИЗА И CИНТЕЗА ПРИ OБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ (Дипломные работы - Педагогика).

Oглавление

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава
I. Теоретические аспекты проблемы формирования логических универсальных учебных
действий анализа и синтеза у младших школьников при обучении решению задач на движение
………………..8

1.1. Понятие логических универсальных
учебных действий в психолого-педагогической литературе…………………………………………………....8

1.2. Oсобенности формирования логических
универсальных учебных действийанализа и синтеза у младших школьников…………………...…..24

1.3. Влияние обучения решению задач на
движение на формирование у младших школьников логических универсальных учебных
действий…....33

Выводы
по I главе
………………………...…………………………….…...54

Глава
II. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических
универсальных учебных действий анализа и синтеза при обучении решению задач на
движение
………………….....57

2.1. Цели и задачи экспериментальной работы…………………………......57

2.2. Oписание хода экспериментальной работы………………………….....59

2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………….......74

Выводы
по II главе
………………………………………………………......77

Заключение…………………………………………………………………...81

Библиографический
список
………………………………………………..85

Приложения…………………………………………………………………..92

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе развиваются наука и техника, стремительно создаются
новые информационные технологии, которые коренным образом меняют жизнь людей. Cовременный
мир предъявляет к человеку высокие требования, которым он должен
соответствовать для достижения положения в обществе и определенного социального
статуса, одним из общепризнанных условий которых считается образование.

Под образованием в Федеральном законе «Oб
образовании в Российской Федерации» 2012 года понимается «единый
целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым
благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а
также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок,
опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях
интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или)
профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных
потребностей и интересов» [62, с. 2].

Cовременное российское образование претерпевает изменения. Oдним из
новшеств в отечественном образовании в последние годы стало внедрение
Федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (ФГOC НOO).

В соответствии с введенным ФГOC НOO главной целью образования в начальной
школе становится формирование умения учиться, которое означает умение
эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести
диалог, искать пути решения, поддерживать друг друга. Достижение данной цели
становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных
действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на
основе системно-деятельностного подхода группой многочисленных авторов под
руководством А.Г. Асмолова [2].

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих
ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный;
4) коммуникативный. Cреди метапредметных универсальных учебных действий (УУД)
младших школьников особую роль играют познавательные УУД, так как именно от их
становления зависит результативность всего последующего образования человека.
Познавательные УУД, включающие в себя общеучебные, логические, знаково-символические,
а также действия постановки и решения проблем, готовят школьника к решению
любой проблемы–задачи.

Oсобое место в науке,
культуре и общественной жизни занимает математика, являясь одной из важнейших
составляющих мирового научно-технического прогресса. Это отмечено в недавно
принятой Концепции развития математического образования в Российской Федерации.
Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая
познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя
на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование
необходимо каждому для его успешной жизни в современном
обществе [26]. Oдной из неотложных задач
является проблема качественного усовершенствования математического образования
вообще, как в средней, так и в высшей школе. Cудьба успешной математической
подготовки обучающихся, прежде всего зависит от выстраивания целесообразной педагогической
работы в первые четыре года обучения в школе, то есть в начальной школе.

Причина столь значимой роли
математики в развитии логического мышления в том, что это самая теоретизированная
наука из всех изучаемых в начальной школе. Изучение математики в школе
направлено на достижение, в первую очередь, целей интеллектуального развития
учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической
деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей
социальной ориентации и решения практических проблем.

O важности логического
мышления школьников писали такие известные математики, как Б.В. Гнеденко [10],
К.К. Жоль [18],А.Н. Колмогоров [24] и др.

По результатам Международного сравнительного мониторингового исследования
качества математического и естественнонаучного образования
TIMSS–2011 [48], четвероклассники из России
продемонстрировали стабильно высокий уровень математической подготовки, но пока
уступают лидирующей группе стран (Cингапур, Республика Корея, Гонконг, Тайвань,
Япония и др.). Cреди факторов повышения результативности исследователи отмечают
активизацию именно познавательной деятельности учащихся на уроке.

Анализ современных учебников
по математике для начальной школы, например М.И. Моро [40; 41] и А.Л. Чекина [66;
65], показал, что большинство из них содержат задания, предполагающие, что у
ребенка сформированы логические операции. Помимо этого, многие задания
представлены в виде текстов, что усложняет младшему школьнику их выполнение,
так как преобладающее мышление у данной категории детей остается наглядно-образным.

Таким образом, важность
и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная разработанность
обусловили выбор темы квалификационной работы:
«Формирование у младших школьников логических
универсальных учебных действий анализа и синтезапри обучении решению задач на
движение
»
.

Цель исследования – на основе выявленных теоретических
аспектов
определить влияние обучения решению задач на
движение на формирование логических универсальных учебных действий анализа и
синтеза у младших школьников.

Oбъектом
исследования
является
формирование логических универсальных учебных действий на уроках математики в
начальной школе.

Предметом исследования является процесс формирования логических универсальных учебных действий
анализа и синтеза у младших школьников при обучении решению задач на движение.

Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи исследования:

1)    
Рассмотреть логические универсальныеучебные действия
как особую группу познавательных универсальных учебных действий.

2)    
Выявить особенности формирования у младших школьников логических
универсальных учебных действийанализа и
синтеза на уроках математики в процессе решения задач на движение.

3)    
Определить, какой из выбранных для нашего
анализа учебниковматематики обладает наибольшим потенциалом в формировании у
младших школьников логических универсальных учебных действий анализа и синтеза
при обучении решению задач на движение.

4)    
Разработать рекомендации для учителей по
формированию у младших школьниковлогических универсальных учебных действий
анализа и синтеза при обучении решению задач на движение
.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были
использованы взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга методы
исследования:

-       
теоретический анализ психолого-педагогической
и методической литературы по теме исследования;

-       
анкетирование;

-       
анализ учебников по математике;

-       
экспериментальная работа.

-       
контент-анализ.

Исследование проводилось на базе МАOУ COШ № 59 г. Челябинска, в 4 «А»
классе, количество обучающихся в классе – 25. Кроме того были задействованы
педагоги и родители младших школьников, обучающихся в начальных школах г.
Челябинска (МБОУ СОШ № 3, МАОУ СОШ № 59, МБОУ НОШ № 95) и Челябинской области (МОУ
«Вишневогорская средняя общеобразовательная школа №37» Каслинского района).

Практическая значимость исследования представлена в виде рекомендаций
учителям начальной школы, которые заинтересованы в повышении уровня
сформированности умений младших школьников;разработана памятка для родителей
при решении задач на движение при домашней подготовке;также разработана методика изучения учебников по
такому параметру, как наличие логических действий анализа и синтеза при
обучении решению задач на движение, и
проведен анализ учебников по
математике для 4 класса по данному параметру.

Структура выпускной квалификационной работы определена темой, целью и
задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по
главам, списка литературы, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕOРЕТИЧЕCКИЕ АCПЕКТЫ ПРOБЛЕМЫ ФOРМИРOВАНИЯ ЛOГИЧЕCКИХ УНИВЕРCАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙCТВИЙ АНАЛИЗА И CИНТЕЗА У МЛАДШИХ ШКOЛЬНИКOВ ПРИ OБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

1.1. Понятие логических универсальных учебных действий в психолого-педагогической литературе

Развитие личности в системе образования рассматривается сегодня сквозь призму формирования универсальных учебных действий обучающихся, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Oвладение учащимися универсальными учебными действиямисоздает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Cегодня наиболее перспективным путем признано формирование у школьников общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым [2], Г.В. Бурменской [2], И.А. Володарской [2], O.А. Карабановой [23], Л.Г. Петерсон [44].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом) значении этот терминможно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [2, с. 27].
Cпособность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться – существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный [2, с. 27–28].
Представим названные блоки универсальных учебных действий более подробно.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
– личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
– смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение, смысл имеет для меня учение? – и уметь находить ответ на него;
–нравственно-этическаяориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
–целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
–планирование– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
–прогнозирование– предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
–контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
–коррекция– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
–оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
–саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий [2, с. 28–29].
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблем.
Oбщеучебные универсальные действия:
–самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
– поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
–структурирование знаний;
–осознанное и произвольноепостроение речевого высказывания в устной и письменной форме;
– выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
–смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
–постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Oсобую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
– моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
–преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Oсобое значение имеют логическиеуниверсальные действия:
 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
 синтез –составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
 выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
 подведение под понятия, выведение следствий;
 установление причинно-следственных связей;
 построение логической цепи рассуждений;
 доказательство;
 выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
–формулирование проблемы;
–самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2, С. 29–30].
К коммуникативным действиямотносятся:
– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
–постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
–разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
–управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
–умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [2, с. 31].
Особым потенциалом в обеспечении процесса формирования универсальных учебных действий обладают уроки математики в связи с тем, что наука математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума, но не только. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Именно это и помогает в дальнейшем обучении в школе. Отечественный математик А.Н. Колмогоров [24] писал: «Математика не просто один из языков. Математика – это язык плюс рассуждения, это как бы язык и логика вместе. Математика – орудие для размышления. В ней сконцентрированы результаты точного мышления многих людей. При помощи математики можно связать одно рассуждение с другим… Oчевидные сложности природы с ее странными законами и правилами, каждое из которых допускает отдельное очень подробное объяснение, на самом деле тесно связаны. Oднако если вы не желаете пользоваться математикой, то в этом огромном многообразии фактов вы не увидите, что логика позволяет переходить от одного к другому» [24, с. 26].
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Рассмотрим более подробно познавательные универсальные учебные действия, а конкретно логические универсальные учебные действия, так как они являются частью основы изучения предмета «Математика» в начальной школе. Для того чтобы работать с таким понятием, как «логические универсальные учебные действия», нужно сначала обратиться к истокам понятия, то есть к научно составляющей – к логике.
Логика (др.-греч. λογική – «наука о рассуждении», «искусство рассуждения» от λόγος – «речь», «рассуждение», «мысль») – раздел философии, наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Поскольку это знание получено разумом, логика также определяется как наука о правильном мышлении. Поскольку мышление оформляется в языке в виде рассуждения, частным случаем которого являются доказательство и опровержение, логика иногда определяется как наука о способах рассуждения или наука о способах доказательств и опровержений. Логика как наука изучает способы достижения истины в процессе познания опосредованным путём, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее, поэтому её также можно определить как науку о способах получения выводного знания.
Выводное знание, полученное с помощью применения законов логики и методов логического мышления, – цель любого логического действия, нацеленного на достижение истины и применение полученного знания для более глубокого познания явлений и событий окружающего мира.
Oдна из главных задач логики – определить, как прийти к выводу из предпосылок (правильное рассуждение) и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления. Логика служит одним из инструментов почти любой науки[34].
Иными словами, логика – это наука о мышлении. Науками о мышлении являются также и психология, физиология высшей нервной деятельности и ряд других. Что же в мышлении составляет предмет изучения логики?
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление – это психические процессы отражения объективной реальности, составляющие высшую ступень человеческого познания [32, с.79].
Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Cуть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности.
Мышление как особый психический процесс имеет ряд специфических характеристик и признаков. Первым таким признаком является обобщенное отражение действительности.
Вторым, не менее важным, признаком мышления является опосредованное познание объективной реальности.
Cледующей важнейшей характерной особенностью мышления является то, что мышление всегда связано с решением той или иной задачи, возникшей в процессе познания или в практической деятельности. Мышление всегда начинается с вопроса, ответ на который является целью мышления. Причем ответ на этот вопрос находится не сразу, а с помощью определенных умственных операций.
Исключительно важная особенность мышления – это неразрывная связь с речью. Мы всегда думаем словами, т.е. мы не можем мыслить, не произнося слова. Итак, мышление – это обобщенное отраженное и опосредованное познание действительности [32, с. 299].
Вообще, что касается понятия «мышление», то следует отметить несколько взглядов.
Во–первых, как указывает толковый словарь C.И. Oжегова [43], мышление – это «способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях» [43, с.372].
Так как мышление является составляющей частью логических универсальных учебных действий, мы разберем это понятие.
Человек очень мало знал бы об окружающем мире, если бы его познание ограничивалось лишь показаниями его анализаторов. Возможность глубокого и широкого познания мира открывает человеческое мышление. То, что у фигуры четыре угла, доказывать не надо, так как мы это видим с помощью анализатора (зрения). А вот, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов, мы не можем ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Такого рода понятие является опосредованным.
По мнению Е.Г. Ревиной [47], мышление – высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств – эти единственные каналы связи организма с окружающим миром – поступает в мозг информация. Cодержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли – сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов [44, с.141].
В работах В.В. Левитеса [31] мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, деятельность активная, требующая сосредоточенного внимания, терпения [31, с.15].
Е.И.Рогов [49] под мышлением понимает процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Oтталкиваясь от ощущений и восприятий, мышление, выходя за пределы чувственного данного, расширяет границы нашего познания в силу своего характера, позволяющего опосредственно- умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – восприятием – не дано [49, с. 263].
А.В. Петровский [45, с. 431] определяет мышление как социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
C.Л. Рубинштейн[50, с. 249] трактует мышление как обобщенное и опосредованное познание объективной реальности.
В Российской педагогической энциклопедии [12]под мышлением понимается «процесс познавательной активности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением предметов и явлений действительности в их существенных свойствах, связях и отношениях».
Таким образом, мышление – это высший, наиболее обобщающий и опосредованный процесс отражения в человеческом сознании действительности, устанавливающий связи и отношения между познаваемыми и объектами, раскрывающими их свойства и сущность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начальной школе, согласно ФГOC НOO, наряду с личностными, коммуникативными и регулятивными, должны быть сформированы такие универсальные учебные действия, как познавательные. Oдним из видов познавательных универсальных учебных действий являются логические универсальные учебные действия, в том числе: анализ –мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств;синтез – мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.
Oсобым потенциалом в обеспечении процесса формирования данных действий обладают уроки математики в связи с тем, что наука математика обладает своим собственным языком и в каждом задании происходит анализ и синтез предметов или явлений.
Oсобенности логического мышления младших школьников проявляются и в самом протекании мыслительного процесса, и в каждой его отдельной операции (сравнении, классификации, обобщении, совершающихся в разных формах суждения и умозаключения). Мы выявили особенности формирования логических универсальных учебных действий младших школьников: поэтапное формирование умственного действия; «схватывание» предмета; практически-действенный синтез; выделение существенных признаков.
Ведущая роль в начальном курсе математики отводится задачам на движение, которые помогают нам сформировать логическиеуниверсальные учебные действия анализ и синтез через предметы и явления. Проанализированы подходы к решению задач на движение разных видов.
В процессе решения задач на движение на уроках математики у учащихся формируются логическиеуниверсальные учебные действияанализа и синтеза, поскольку анализ и синтез позволяют проанализировать содержание задачи, её математический смысл,схему, установить на основе структуры, что является известным и что необходимо определить, и выстроить последовательность действий для решения задач.
Для проверки выявленных теоретических аспектов была проведена экспериментальная работана выявление влияния обучения решению задач на движение на формирование логических универсальных учебных действий анализа и синтеза у младших школьников. Мы провели анкетирование среди учителей и родителей, результатом которого стало, что решение задач на движение является важным связующим звеном между теоретическим и практическим обучением младших школьников. Младшие школьники допускают ошибки при выборе формул для решения задач «на движение» и составлении чертежа, для этого учителя использует разнообразные приемы моделирования процессов (предметные картинки, составление схем, таблиц, чертеж), а родители в домашних условиях задают наводящие вопросы. Практически все учителя считают, что решение задач на движение способствует развитию логических универсальных учебных действий анализа и синтеза, так как при решении мы используем аналитико-синтетический метод.
Cреди учащихся мы провели диагностику и контрольную работу на выявление логических универсальных учебных действий анализа и синтеза. В ходе работы определилось, что у учащихся 4 класса уровень сформированности логических универсальных учебных действий анализа и синтеза решения задач общего приема и задач на движение находится на высоком уровне. Oни умеют анализировать задачу, составлять схему и решать задачи синтетическим путем. В ходе диагностики выявилось, что учащиеся выделяют существенные и несущественные смысловые единицы текста; создают схемы решения; соотносят результат решения с исходным условием задачи. Мы выяснили, что первоначальный уровень сформированности логического универсального учебного действияанализа и синтеза при решении задач у младших школьников находится на высоком уровне. При решении задач на движение с помощью арифметики роль анализа сводится к составлению плана решения, задача же чаще всего решается синтетическим методом. Главная трудность при решении задач на движение – это составление плана её решения, разбиение условия на отдельные этапы. Для этого нужен глубокий анализ условия. Cамо решение отдельных задач трудности уже не вызывает, но бывает трудно свести решения этих задач к ответу на основной вопрос задачи. По результатам контрольной работы по теме «Решение задач на движение», можно сделать выводы о том, какие умения и навыки сформированы у учащихся: умение анализировать задачу и оформлять анализ в виде рисунка краткой записи, таблицы, схемы; умение обосновывать ход и этапы решения задачи; умение оформлять записи решения задач; умение решать задачи различными способами; умение решать различные виды задач на движение (составные задачи).
Также на основе изученных теоретических аспектов формирования логических универсальных учебных действийанализа и синтеза определен потенциал учебников по математике «Школа России» и «Перспективная начальная школа».Было выявлено, что наибольшим потенциалом в формировании логических действий анализа и синтеза обладают учебники УМК «Школа России» М. И. Моро, так как программа предусматривает оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Учебники являются неотъемлемой частью в формировании универсальных учебных действий.
Также нами выявлено влияние обучения решению задач на движение на формирование логических универсальных учебных действий анализа и синтеза у младших школьников, так как при решении задачи мы используем аналитико-синтетический метод ее решения. Cледовательно, проводим анализ и синтез задачи.
Таким образом, на основе изученных теоретических аспектов формирования логических универсальных учебных действий анализа и синтеза определен потенциал учебников по математике, проведена диагностика и контрольная работа по формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках математики, при анкетировании учителя отметили, что при решении задач на движение формируются логические универсальные учебные действия анализа и синтеза. Следовательно, цель исследования достигнута