Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Педагогика > «Внеклассная воспитательная работа как средство патриотического воспитания школьников»

Тема дипломной работы: «Внеклассная воспитательная работа как средство патриотического воспитания школьников»

1500 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы:Дипломные работы
Категория:Педагогика
Год сдачи:2014
Количество страниц:67
Оценка:5
Рейтинг работы:

Содержание

Введение………………………………………………………...………………...3

Глава I. Теоретические основы исследования внеклассной воспитательной работы как средства патриотического воспитания школьников

1.1.Внеклассная работа и история ее развития        ………..……………..………9

1.2. Сущность патриотического воспитания……………………….…………18

Глава II. Патриотическое воспитание в системе внеклассной воспитательной работы

2.1. Опыт патриотического воспитания школы № 9 г. Сафоново….…...…...25

2.2. Опытная работа по воспитанию патриотизма в условиях средней образовательной школы……………………………………….….…………..…31

Заключение………………………………………………………….……….….53

Список использованных источников………………………………...……...56

Приложения……………………………………………………………………..60


Введение

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой,  качественно иная, чем задача обучения, значительно шире неё. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно-мотивированной деятельности создает, творит свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и в искусстве, познавая которые ребенок делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому  трудно переоценить значение внеклассной работы в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь  скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждает их в сознании подрастающего поколения.

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Стало очевидным, что решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России.

Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, - значит, создаём и укрепляем  уверенность в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

В постановлении «О национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года» одним из направлений является гражданское и патриотическое воспитание. Документ декларирует, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью.

На сегодняшний день, была принята программа «Патриотическое воспитании граждан Российской Федерации 2011–2015 годы» от 5 октября 2010 года, она имеет государственный статус. Реализация Программы будет способствовать сохранению общественной стабильности, восстановлению национальной экономики и укреплению обороноспособности страны. Программа, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, определяет основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских граждан служению Отечеству. При этом учитываются опыт и достижения прошлого, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества. В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации 5 октября 2010 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» была разработана концепция патриотического воспитания, основной целью которой является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Создание этих государственных документов еще раз показывает, насколько важна роль патриотического воспитания в обществе, так как решение данной проблемы позволяет удовлетворить социальные запросы общества: развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.

В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы формирования ценностных ориентаций нравственно-патриотической направленности. Современные подходы к воспитанию ориентированы на гуманизацию учебно-воспитательного процесса, удовлетворение интересов личности, адаптацию новых поколений к социокультурным изменениям. Наиболее значимым механизмом такой адаптации является система воспитания, обеспечивающая необходимую передачу ценностей, принятых в обществе. Усиление воспитательных функций учреждений образования – одна из ведущих социально-педагогических идей, отражающих позиции значительного количества педагогических и научных сотрудников, работающих в сфере воспитания детей и молодежи.

Несмотря на существование достаточно большого количества исследований, задача научно-методического обеспечения воспитательного процесса (создание учебно-воспитательной модели патриотического воспитания) в целом не решена.

Среди учёных, занимавшихся проблемами нравственно-патриотического воспитания, особо ярко выделяются Р.С. Буре, Р.И.Жуковская,  С. А. Козлова, М.М. Конина, Т.А. Маркова, Н.В. Мельникова, В.Г. Нечаева, С.Н. Николаева, Г.И. Панасенко, Е.И. Радина, А.В. Суровцева, и др.; выявлению изменений эмоциональных состояний и появлению нового в эстетическом и нравственном опыте уделяли внимание в своих работах Л.И. Божович, М.Н. Волокитина, Л.А. Высотина, И.Г. Гусарова, Н.П. Сакулина, Л.С. Славина,  Е.А. Флерина и др.; проблемы изучения места ценности в структуре личности интересовали С.Ф. Анисимова, Дж.Дьюи, А.В.Лармина, К.И.Льюиса, А. Мейнонга, Р.Б. Перри, К.К. Платонова, Г.Риккерта, П. Сорокина, А. Тойнби, В.П. Тугаринова, О. Шпанглера и др.

Проблема патриотического воспитания имеет глубокие исторические корни и позитивные решения. Прогрессивные мыслители прошлого (Аристотель, Сократ, Фараби, Авиценна и другие) оставили бесценное наследие по воспитанию подрастающего поколения.

Большой вклад в решение проблемы патриотического воспитания внесли Г.В. Белинский, Н.М. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С. Т.Щацкий и др.

В русле нашего исследования заслуживают внимания труды Г.В.Агаповой, Н.А. Артыкова, М.И. Богомоловой, В.А. Васильковой, Б.И.Гильзепрахта, Р.Т. Гарданова, Р.Т. Глазуновой, Н.В. Ипполитова, И.М.Дуранова, И.М. Клименко, Е.Л. Райхлиной, Д.С. Сенюка, В.В.Пионтковского, А.П. Петранкина, Ю.Б. Соколовской, М.А. Терентия, В.Ф. Фарфаровского, Т.М. Шашло, И.Н. Юсупова и других, где рассматриваются организационно-педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных системах.

В новейшей истории России проблема модернизации патриотического воспитания представлена в диссертационных исследованиях В.А. Белевцева, И.И. Валеева, З.Т. Гасанова, И.В. Горбачевой, И.В. Ипполитовой, В.В. Марьина, Н.Н. Михеева, Н.А. Сиволобовой, В.Т. Татаренко и др.

Таким образом, актуальность проблемы формирования ценностей нравственно-патриотической направленности, недостаточная научная разработанность моделей патриотического воспитания во внеклассной работе обусловили выбор темы исследования – «Внеклассная воспитательная работа как средство патриотического воспитания школьников».

Объект исследования: внеклассная воспитательная работа;

Предмет исследования: внеклассная воспитательная работа как средство патриотического воспитания школьников.

Цель исследования: выявление педагогических условий эффективности патриотического воспитания в рамках внеклассной воспитательной работы.

Гипотеза исследования. Процесс патриотического воспитания во внеклассной работе будет более эффективным, если:

-             систему внеклассной работы по патриотическому воспитанию школьников строить с учетом их психолого-педагогических особенностей;

-             будут созданы и реализованы педагогические условия, обеспечивающие формирование патриотического сознания как компонента личности, отражающего отношение человека к своему Отечеству;

-             процесс воспитания будет организован целенаправленно, систематически, комплексно и интегрировано.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определили его задачи:

1)                      изучить понятие внеклассной работы и историю её развития;

2)                      изучить патриотическое воспитание в системе внеклассной воспитательной работы;

3)                      проанализировать патриотическое воспитание школы № 9 г. Сафоново;

4)                      провести опытную работу по формированию патриотического сознания школьников, с учетом их возрастных и личностных особенностей.

Методы исследования: теоретический анализ научной философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования; обобщение опыта деятельности учреждений образования; педагогическое наблюдение; анкетирование, анализ педагогической документации и методических материалов по вопросам содержания и управления воспитательной деятельностью; опытная работа.

База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Сафоново и 11 класс, состоящий из 15 учащихся.