Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Ответы > Ответы по литературе > Шпоры к госам по литературе
Шпоры к госам по литературе

Тема ответа: Шпоры к госам по литературе

270 ₽
Купить за 270 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Ответы
Категория: Литература
Год сдачи: 2014
Количество страниц: 60
Оценка: 5
Дата публикации: 14.07.2014
Количество просмотров: 897
Рейтинг работы:
Описание работы

  1. 1.                  Устное народное поэтическое творчество и его роль в развитии русской литературы.

            Фольклор как искусство слова, специфика фольклора. Система жанров. Поэтика фольклора. Фольклор и литература: различие и сходство, взаимодействие художественных систем. Фольклоризм и фольклоризация, проявление этих процессов в русской литературе различных периодов.

  1. 2.                  Древнерусские поэтические повести о татарском нашествии и борьбе против татарского ига

Обновление тематики и проблематики литературы. Активизация жанров: летописание («Повесть о Калкском побоище»), красноречие (Проповеди Серапиона Владимирского, «Слово о погибели Русской земли»), агиография (Жития Михаила и Федора Черниговских, Сказание о Меркурии Смоленском). Появление воинской повести как жанра («Повесть о нашествии Батыя на Рязань в 1237 году»).

  1. 3.                  «Слово о полку Игореве». Его идейное содержание и художественная структура. Основные этапы и итоги изучения «Слова».

Жанровая природа произведения. Плачи и прославления. Двуплановость повествования. Катарсис. Природа в «Слове...». Художественные обобщения. Связь с фольклором. Языческие элементы в «Слове...». Итоги и перспективы изучения памятника.

4. Основные теоретические принципы классицизма и его поэтика. Особенности русского классицизма.

Европейский классицизм, его эволюция (краткая справка). Истоки русского классицизма. Теория «просвещенного абсолютизма» Монтескье – Вольтера как политическая основа русского классицизма. Воспитательная функция искусства и литературы. Государственность и гражданственность классицизма (идея служения отечеству; подчинение личности государству). Общая нормативность. Жанровая система и «теория трех штилей».

5. Значение теоретических трудов М.В. Ломоносова по вопросам стихосложения. Оды М.В. Ломоносова.

Введение силлабо-тонического стихосложения в теорию и практику русской поэзии («Письмо о правилах российского стихотворчества», «Ода на взятие Хотина»).

Проблематика од Ломоносова. «Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 г.». Поэтика: метафоризм и гиперболизм образов; обилие тропов; повторяющиеся темы, образы, стилистические обороты; устойчивость строфики, размера, рифмовки; поэтическая фоника.

6. Черты традиции и новаторства в поэзии Г.Р. Державина.

Ода «Фелица»: соединение жанровых признаков оды и сатиры, описание быта, сочетание высокого слога с просторечием. Философская ода «На смерть князя Мещерского»: черты жанра оды и элегии. Приём контраста, искусство детали. Образ автора. Торжественные, сатирические и философские оды Державина («На взятие Измаила», «Вельможа», «Бог», «Водопад»). Тема поэта и поэзии в творчестве Державина («Лебедь», «Памятник»).

7. Проблематика и художественные особенности комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Значение ее  в истории русской драматургии.

 «Недоросль» – вершина русской драматургии XVIII века. Новаторство жанра (первая социально-политическая комедия). Многогранность ряда образов, положительные персонажи комедии. Особенности композиции; индивидуализация языка персонажей.

8. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Жанр. Композиция. Проблематика.

Эстетическая природа «Путешествия». Традиция жанра путешествия и ее отражение у Радищева. Композиция. Функция эпиграфа. Проблематика: обличение самодержавия и крепостничества; проблемы «естественного закона» и всеобщего беззакония, личности и государства; проблема образования и воспитания в современном обществе и т.д. Образы чиновников, помещиков, изображение двора. Образы крестьян. Образы Путешественника, его «сочувственников» и единомышленников. Сарказм, гротеск, сатира и юмор. Язык и стиль.

9. «Жизнь и поэзия одно». Творчество В.А. Жуковского.

Источники и исследования. Черты биографии и личности. Элегии «Сельское кладбище», «Я музу юную, бывало…»; баллады «Людмила», «Светлана», «Рыбак». Жуковский-переводчик с древнегреческого, английского, немецкого и других языков. Суггестивный стиль. Место Жуковского в истории русской поэзии; значение его творчества.

10. Эстетическая природа «Горя от ума» А.С. Грибоедова. Чацкий, Молчалин, Фамусов, Скалозуб, Софья.

Элементы классицизма, предромантизма, романтизма, реализма в комедии. Персонажи. Социально-политическая и любовно-бытовая коллизии,  их взаимосвязь. Органическое единство сатирического и лирического начал. Жанровое своеобразие «Горя от ума», композиция, вольный стих, язык комедии. Пушкин о комедии Грибоедова.

11. Реалистические поэмы А.С. Пушкина.

Основные источники и исследования. Общая характеристика. «Граф Нулин» – первая реалистическая поэма на русском языке: творческая история, источники, фабула, проблематика, поэтика. «Медный всадник»: творческая история, проблематика (в том числе автобиографическая).    

12. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Проблема народа, дворянства и самодержавия. Поэтика.

История создания. Жанр. Традиции исторического романа и мемуаров. Смысл названия романа. Эпиграф, нравственная и социально-политическая проблематика романа. Образ рассказчика. Образ Пугачева, влияние фольклорной традиции. Речь персонажей и автора. Композиция. Стиль и язык.

13. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина как «роман исторический» (В.Г. Белинский) и роман в стихах.

Основные источники и исследования. Европейская культура, ее противоречивое изображение (в первую очередь Онегин и Ленский). Патриархальная культура, ее противоречивое изображение (в первую очередь Ларины). Лирическое начало в романе в стихах. Стихотворный размер, онегинская строфа. Реализм. «Евгений Онегин» – шаг вперед в развитии всего русского общества (Белинский).

14. Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Источники, история создания и опубликования. Проблема народа и власти.

Пушкин об источниках трагедии. Его отношение к Шекспиру. Реализм трагедии в изображении характеров, в композиции и языке. Особенности стиха трагедии. Национально-историческая и социально-политическая проблематика трагедии. Изображение народа. Значение трагедии в истории русской драмы.

15. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как социальный, психологический и философский роман. Особенности жанра и композиции.

Путь к роману. Творческая история. Своеобразие композиции. Жанр. Печорин. Проблематика (проблема лишнего человека, проблема естественного человека, проблемы колониальной прозы, русского национального характера, свободы воли).

16. Лирика М.Ю. Лермонтова.

Основные источники и исследования. Лирический герой. Лермонтов-романтик («Сон», «Воздушный корабль», «Парус»). Поэзия «мировой скорби» («И скучно, и грустно, и некому руку подать…»). Поэзия примирения с жизнью («Когда волнуется желтеющая нива…»). Реалистическая лирика 1836 – 1841 гг. («Бородино», «Смерть поэта», «Дума»,  «Родина», «Завещание», «Прощай, немытая Россия…»).

17. Основные течения русского романтизма 1820-1830-х гг.

Важнейшие источники и исследования. Понятие высокого романтизма. Байронизм в русской литературе первой половины XIX века. Основные черты: романтический герой, географическая и историческая экзотика, мотив бегства от родины. А.С. Пушкин. П.А. Вяземский. Гражданский романтизм. Младшие архаисты. Ф. Глинка. К. Рылеев. В. Кюхельбекер. Философский романтизм. Эстетические принципы. Е.А. Баратынский. Любомудры-шеллингианцы. Ф.И. Тютчев.

18. «Мертвые души» Н.В. Гоголя: творческая история, персонажи, жанровая природа, особенности реализма.

Основные источники и исследования. Творческая история. Эстетическая природа, традиции. Композиция. Проблематика. Образ Чичикова. Образы помещиков. «Повесть о капитане Копейкине». История второго тома.

19. Драматургия Н.В. Гоголя: «Владимир 3-ей степени», «Ревизор», «Женитьба», «Театральный разъезд», «Развязка “Ревизора”». Тематика, композиция, театральная судьба «Ревизора».

Основные источники и исследования. Общая характеристика. Периодизация. «Ревизор» – вершина драматургии. Творческая история. Эстетическая природа. Поэтика (своеобразие композиции, приёмы комического). Проблематика. Характеристика персонажей (образ Хлестакова, образы чиновников). «Театральный разъезд…», «Развязка “Ревизора”», «Дополнения к «Развязке “Ревизора”»».

20. Основные принципы критики В.Г. Белинского.

Историко-литературная концепция Белинского. Учение о пафосе литературного произведения, творчества писателя.

Статьи о Пушкине («Сочинения Александра Пушкина»), Лермонтове («“Герой нашего времени” соч. М. Лермонтова», «Стихотворения М. Лермонтова»), Гоголе («Похождения Чичикова, или Мертвые души», «Письмо к Гоголю»). Белинский – Пушкин нашей критики.

21 «Натуральная школа».

Основная проблематика и характерные особенности поэтики писателей «натуральной школы». Гоголь – знамя «натуральной школы», Белинский – ее лидер. Выдающиеся участники. Альманахи и журналы «натуральной школы». Место «натуральной школы» в истории русской литературы XIX в.

22. «Былое и думы» А.И. Герцена: жанровая природа и проблематика.

Летопись русской и европейской жизни середины XIX в. Тематика и проблематика. Сочетание жанров исповеди, мемуаров, романа, социально-публицистического очерка, биографического и автобиографического портрета. Язык и стиль.

  1. 23.              Поэзия Н.А. Некрасова.

Идейно-тематический комплекс некрасовской лирической системы. Жанровое и художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Сборник «Последние песни». Проблематика и идеи этого поэтического завещания поэта. Место и роль Н.А. Некрасова в развитии русской поэзии.

  1. 24.              «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова. Своеобразие жанра и композиции. Проблематика. Образы персонажей.

«Кому на Руси жить хорошо» – вершина реализма и поэтического мастерства Некрасова. Масштабность творческого замысла. Энциклопедичность изображения народной жизни, национального характера. Художественное своеобразие поэмы. Споры о композиции поэмы.

  1. 25.              Драматургия А.Н. Островского («Гроза», «Бесприданница»).

А.Н. Островский - крупнейший представитель реалистической драматургии второй половины XIX века. Жанрово-тематическое своеобразие его драматургии. «Гроза»: творческая история, своеобразие конфликта. Новаторство в области жанра. «Гроза» в оценке критики (Ап. Григорьев, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев). «Бесприданница» - вершина психологической драматургии А.Н. Островского. Значение А.Н. Островского в развитии русской драматургии.

  1. 26.              Поэзия Ф.И. Тютчева.

Ф.И. Тютчев - крупнейший представитель философской лирики. Человек и природа. Космический характер лирики. Денисьевский цикл. Жанровое и художественное своеобразие лирики Ф.И. Тютчева.

  1. 27.              Поэзия А.А. Фета.

А.А. Фет (1820-1892) как поэт чистого искусства. Особенности лирики А.А. Фета: жизнерадостность, конкретность в изображении природы, психологизм любовной лирики, поклонение красоте. Мастерство Фета – художника. Фет и русская поэзия ХIХ и ХХ веков. Значение лирики Фета в наши дни.

  1. 28.              Н.А. Добролюбов - критик.

Необыкновенная начитанность и работоспособность Добролюбова. Перечень основных статей, их краткий анализ с точки зрения содержания, жанра и стиля. Добролюбов как основатель «реальной критики». Типологические принципы литературной критики Добролюбова.

Добролюбов и Писарев - контактные и контраверзные связи.

  1. 29.              Д.И. Писарев как литературный критик.

Писарев в Петербургском университете. Сотрудничество в «Рассвете» и «Русском слове». Яркий представитель русской «реальной критики». Критика Писарева с точки зрения содержания, жанра и стиля. Парадоксы критики Писарева. Типологические принципы критики Писарева. Русская литература перед судом Писарева.

  1. 30.              Н.Г. Чернышевский как теоретик искусства и литературный критик.

В Саратовской семинарии и Петербургском университете. Работа в «Современнике». Анализ статей Чернышевского со стороны содержания, жанра и стиля. Типологические принципы литературной критики Чернышевского и Белинского.

  1. 31.              Романы И.С. Тургенева 1850-х гг.: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне».

Тургеневские романы – новая ступень в развитии критического реализма. Роман «Рудин». Проблема передового общественного деятеля современности. Связь романа с повестями о «лишнем человеке» («Гамлет Щигровского уезда», «Дневник лишнего человека», «Яков Пасынков»). Роман «Дворянское гнездо». Социальная и нравственна проблематика. Образная система. Поэтизация любви, музыки, природы, лиризм романа. Глубинный философский смысл романа. Добролюбов, Писарев, Салтыков-Щедрин о романе.

Роман «Накануне». Нравственная и социальная проблематика. Система образов, структурные особенности характеров. Истолкование романа Добролюбовым («Когда же придет настоящий день»).

  1. 32.              Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Творческий замысел, основной конфликт, судьба Базарова.

Роман «Отцы и дети». Конфликт общественный и любовный. Идейный диалог-спор – главный структурный элемент. Базаров в образной системе романа. Художественное мастерство писателя. Полемика вокруг «Отцов и детей» (Д.И. Писарев, М.А. Антонович).

  1. 33.              Проблематика и художественная структура романа И.А. Гончарова «Обломов».

«Обломов» – «новое слово нашего общественного развития» (Добролюбов). Проблематика, конфликт, система образов, принципы художественной типизации. Обломов в галерее «лишних людей». Проблема идеала и действительности. Оценка романа Добролюбовым и Писаревым.

  1. 34.              М.Е. Салтыков-Щедрин - сатирик. («История одного города» или «Господа Головлевы»).

Художник-исследователь. Искусство выдающегося русского сатирика, особенности его поэтики.

Роман-хроника «История одного города». Сатирическая направленность книги. Образ города Глупова. Глуповские градоначальники, проблема их исторических прототипов. Образ народа, его духовное рабство и бедственное существование. Тема «конца истории» в финале.  Роман «Господа Головлевы». Художественная история вырождения семьи. Процесс омертвления душ хозяев прежней жизни. Лицемер и «накопитель» Иудушка Головлев, глубина психологической разработки образа. Щедрин и Золя (сопоставление «Господ Головлевых» с «Ругон-Маккарами»).

 

  1. 35.              «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея.

«Война и мир» – вершина русской и мировой литературы. Роман в оценке критиков и литературоведов разных направлений. Рассмотрение «Войны и мира» как художественного целого. Календарное время романа. Отступление от «европейской формы». Смысл заглавия. Будничное в исторических событиях. «Ищущие» герои   романа-эпопеи. Толстовские сравнения-метафоры. «Мысль народная» в «Войне и мире».

 

  1. 36.              Л.Н. Толстой - романист («Анна Каренина» или «Воскресение»)

 «Анна Каренина» как «семейный» роман. Своеобразие творческой истории произведения. Воздействие пушкинской прозы. Многоплановость композиции. Мастерство обрисовки персонажей произведения. Трагедия Анны. Искания Константина Левина. Тонкий психологизм, умение раскрыть «диалектику души». Вронский. Левин и Кити, Анна и Вронский. Сила чудодейственной простоты изображения. Речевые характеристики персонажей. Авторская речь.

 Роман «Воскресение». Десятилетняя творческая история романа. Фактическая основа сюжета. Необычность издания. Роман – вершина художественного мастерства писателя. Прием нагнетания отрицательных утверждений. Нехлюдов и его однофамильцы. Катюша Маслова и ее трагедия. Проблемы веры и безверия. Роман-движение, роман-процесс. Внутренний монолог. Вопрос о «читателе-творце». Природа в романе. Выразительно-смысловая значимость и сила цвета, звука, очертаний, форм. Толстой и русский роман ХХ века.

 

  1. 37.              Ф.М. Достоевский - романист («Преступление и наказание» или «Идиот»)

Великий писатель-гуманист. Роман «Преступление и наказание». История замысла и его художественного воплощения. Источники произведения – жизненные и литературные. Художественная структура произведения. Раскольников как центральный персонаж романа. Крушение его идеалов. Психологический анализ автора. Раздвоение Раскольникова. Падение и возрождение в духе христианской морали. Свидригайлов. Дунечка. Соня. Критика нравственных принципов Лужина. «Преступление и наказание» в мировой литературе.

Роман «Идиот». История замысла и создания. Князь Мышкин как тип «положительно-прекрасного человека». Женские типы. Настасья Филипповна в свете русской и зарубежной критики. Другие персонажи произведения. Окружение Епанчина. Тоцкий. Рогожин. Художественная структура романа (два плана). Драматизм, психологизм. «Идиот»  на сцене русского театра и в кино.

 

  1. 38.              Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».

Замысел огромного произведения в «современных формах искусства». «Атеизм». «Житие Великого грешника». Отражение замысла в романах «Бесы» и «Подросток». Работа Достоевского над романом. Новая романная форма в «Братьях Карамазовых» (роман-синтез). Человек будущего мира. Главные конфликты произведения. Сцена суда. Исчерпывающая характеристика персонажей. Семейство Карамазовых. Карамазовщина. Женские типы. Достоевский как мыслитель и художник.

 

  1. 39.              А.П. Чехов - драматург («Дядя Ваня» или «Вишневый сад»)

Драматургия как «большая форма» в творчестве Чехова. Широкие социально-психологические темы. Чеховские водевили. Драматическое новаторство пьесы «Иванов» (создание героя эпохи «безвременья»). «Чайка» как пьеса вопросов. Тема обмана жизни и суеты повседневности в пьесе «Дядя Ваня». Трагедия неизменности жизни. Монологическая форма диалогов. Верхнее и глубинное течения в пьесах.

 «Вишневый сад» как подведение итогов. Образ вишневого сада, его старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Новаторство драматургии Чехова («подводное течение», «бессобытийность», символическая образность, символика цвета, психологизация ремарки, сочетание комического с драматическим, установка на сотворчество).

 

  1. 40.              А.П. Чехов - прозаик. Повести, рассказы, новеллы.

Чехов-новеллист. Сценка, юмореска, анекдот, пародия как основные жанры раннего Чехова. Столкновение сложной пестроты жизни и узких представлений о ней как основа чеховского комизма. Особый низменный мир. Образ «суровой и прекрасной родины» в повести «Степь», жанровое своеобразие и сюжетно-композиционное новаторство повести, лиризм и «психологизм» в изображении природы. Тема крестьянской жизни и народного характера в произведениях «Мужики», «Новая дача», «В овраге». Поворот в художественном мировоззрении Чехова («Горе»). Проблема смысла жизни в произведениях  «Скрипка Ротшильда», «Студент», «Скучная история», «Палата № 6», «Попрыгунья», «Учитель словесности», «Дом с мезонином». Тема будущего России («Крыжовник», «Невеста»). Художественное своеобразие малой прозы Чехова («романное» содержание, психологическая, символическая, «случайная» деталь, «открытые» финалы, лиризм).

 

  1. 41.              Творчество В.Г. Короленко. Общая характеристика. Анализ 1-2 произведений по выбору студента.

Периодизация творчества. Народническая идеология как основа мировоззрения Короленко. Общественно-политическая деятельность писателя. Короленко о силе и слабости народнического движения («Чудная»). Судьба народа и народные типы в произведениях «Сон Макара», «Убивец»,  «Соколинец», «Без языка» и др. Авторская концепция русского характера в рассказе «Река играет». Тема «униженных и оскорбленных» в повести «В дурном обществе», психологизм в обрисовке детских образов. Глубокий анализ стихийных, подсознательных порывов в повести «Слепой музыкант». Личное и общеисторическое, документальное и художественное в мемуарной книге «История моего современника». Специфика художественного метода писателя. Идейно-политическая позиция писателя в первые послереволюционные годы (письма А.В. Луначарскому).

 

  1. 42.              Эстетические поиски в литературе 1890-1910-х гг. (неореализм, модернизм, новое религиозное сознание, декадентство, символизм, акмеизм, авангард).

Общественно-политические процессы в России  конца XIX - нач. ХХ вв. Расцвет философии мысли. Литературная ситуация 1890-х - 1910-х гг. Развитие традиций русской классической литературы XIX в. Эстетические поиски в литературе. Многообразие литературных направлений (неореализм, модернизм, авангард). Модернистские течения 1890-1910-х годов.

  1. 43.              Декаденты (старшие символисты): Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, И.Ф. Анненский, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт и др.

Истоки русского символизма. Понятие символа. Литературные манифесты декадентов. Общие черты и индивидуальный стиль.

  1. 44.              Символисты младшего поколения: Вяч.И.Иванов, А.А. Блок, А.Белый, М.А. Волошин и др.

Роль учения В.С. Соловьева для становления эстетики младосимволистов. Теоретики теургического искусства. Художественные особенности течения и его представители.

  1. 45.              Творчество А.А. Блока. «Трилогия вочеловечения».

Детство в «ректорском доме» Петербургского университета. Семейная литературная среда. Романтический мир раннего Блока (образ Прекрасной Дамы). Нравственно-философские ориентиры (В. Соловьев). Эволюция лирического героя. «Трилогия вочеловечения». Тематика лирики Блока.  Поэтический язык. Поэмы («Возмездие», «Двенадцать»).

  1. 46.              «Цех поэтов» и акмеизм (Н.С. Гумилев, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова и др.)

Эстетическая основа. Отношение к символизму. Слово в поэзии акмеистов. Поэтические новации. Представители (С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Кузмин).

  1. 47.              Творчество О.Э Мандельштама.

Творческий путь. Проблема периодизации, различные подходы и варианты. Истоки творчества, литературные влияния: античность, немецкие и русские романтики, И. Анненский, Ф. Тютчев и др. Поэтические сборники, их характеристика, анализ стихотворений. Влияние Мандельштама на Б. Слуцкого, И. Бродского и др. поэтов.

  1. 48.              Творчество А.А. Ахматовой - Ярославны ХХ века.

Творческий путь Ахматовой. Сборники стихотворений Ахматовой, их восприятие современниками. Основные черты поэзии (бытийный характер, психологизм, ассоциативность, роль детали («вещность») и др.). Ахматова и власть. Судьба русской женщины в творчестве поэтессы. Ахматова – «Ярославна ХХ века». Поэмы «Реквием» и «Поэма без героя». Традиции и новаторство в поэзии А. Ахматовой. Чтение наизусть и анализ стихотворений.

  1. 49.              Футуризм (И.Северянин, В.Хлебников, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев и др.).

Общая характеристика. Итальянский футуризм как своеобразный предшественник русского футуризма. Декларирование разрыва с классической литературной традицией. Антибуржуазный (антимещанский) пафос бунта. Манифесты, сборники, альманахи. Эгофутуризм, кубофутуризм. Проблема традиций и новаторства. Идея индивидуального словотворчества. Звукопись, графический эксперимент. Представители (И. Северянин, В. Хлебников и др.).

  1. 50.              Творчество В.В. Маяковского.

Основные вехи творческой биографии. Ранняя поэзия. Поэма «Облако в штанах». Маяковский и революция. Пафос революционного переустройства. Осмысление новой роли поэта в мире («поэт-рабочий»). Драматургия («Клоп», «Баня»). Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Поэмы. Любовная лирика. Новаторство Маяковского в области стиха и поэтического синтаксиса.

  1. 51.              Новокрестьянская поэзия (Н.А. Клюев, С.А. Есенин, С.А. Клычков и др.)

Истоки новокрестьянской поэзии (продолжение традиций крестьянских поэтов 19 века), ее тематика, художественные особенности. Творчество Н.Клюева, С.Клычкова, П. Васильева, А. Ганина, А. Ширяевца, П. Орешина, П. Радимова и др. Судьбы поэтов есенинского круга.

  1. 52.              Творчество С.Есенина. Лирика. Поэмы.

Периодизация творчества. Общая характеристика поэзии Есенина 1916-1925 годов (православная и языческая образность ранней поэзии («Радуница»), еретические мотивы в «маленьких поэмах» 1917-18 годов, драма крушения идеалов социалистического рая в циклах «Москва кабацкая» и «Любовь хулигана», философская лирика 20-х годов). Художественное мастерство поэта. Есенин и имажинизм. Трактат «Ключи Марии». Поэмы. «Анна Снегина» (деревня и революция, импрессионизм в художественном решении лирической темы). Поэма-реквием «Черный человек». Место Есенина в развитии русской поэзии.

  1. 53.              Реализм в литературе начала ХХ века (И.А. Бунин, М.Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, А.Н. Толстой и др.).

Особенности реализма начала ХХ века. Новые литературные типы и темы.

Традиции и новаторство в творчестве писателей-неореалистов (на примере произведений И.А. Бунина, М.Горького, А.И. Куприна, Л.Н. Андреева, А.Н.Толстого и др.).

  1. 54.              Творчество И.А. Бунина. Поэзия. Проза.

Периодизация творчества. Основные темы и мотивы лирики Бунина. Проза. Ранние рассказы («Антоновские яблоки» и др.). Развитие темы русской деревни («Деревня», «Суходол»). «Летописание» революционных событий («Окаянные дни»). Тема любви в творчестве И. А. Бунина (цикл «Темные аллеи»). Путь русского художника в автобиографической прозе («Жизнь Арсеньева»). Своеобразие реализма писателя.

  1. 55.              Творчество М.Горького. Проза. Драматургия.

Жизненная школа, литературное образование. Ф. Ницше в формировании мировоззрения писателя. Неоромантическое в стиле раннего Горького. Роман «Мать». Идеи революции и богоискательства в романе. Драматургия Горького до Октября. «Мещане», «На дне», «Дачники», «Дети солнца», «Варвары». Творчество М. Горького в 1917-1936 гг. Горький и революция. Общественная деятельность писателя. Публицистический цикл “Несвоевременные мысли”. Роман “Дело Артамоновых” (композиция, персонажи, проблематика). Драматургия Горького советских лет. Публицистика 30-х годов (идеализация действительности). Трагедия писателя. Конфликт личности и истории в романе-эпопее “Жизнь Клима Самгина”. Горький в литературе и искусстве.

  1. 56.              Поэзия первой волны эмиграции (М.И. Цветаева, В.Ф. Ходасевич, В.В. Набоков и др.).

Особенности первой волны эмиграции. Литературные центры. Поэты Серебряного века в эмиграции: М.И. Цветаева, В.Ф. Ходасевич и др. Своеобразие поэзии В.В. Набокова.

  1. 57.              Творчество М.И. Цветаевой. От неоромантизма – к неофутуризму и экспрессионизму.

Вехи трагической биографии. Периодизация творчества. Неоромантические веяния в ранних произведениях поэтессы. Поэтический язык, восприятие традиций экспрессионизма и кубофутуризма. Эмигрантский период. Темы и мотивы лирики. Поэмы.

  1. 58.              Творчество В.В. Набокова. Общая характеристика. Анализ 1-2 произведений по выбору студента.

Периоды творчества писателя. Поэзия Набокова. Сборники рассказов. Русские романы («Машенька», «Защита Лужина» ( основные проблемы и темы, изображение гениальной личности и общества в романе, особенности стиля, литературная традиция), «Приглашение на казнь» (образы персонажей и приемы их создания, пространство и время, особенности стиля, связь с литературной традицией), «Дар»). Английские романы («Лолита» и др.). Художественная автобиография «Другие берега».

  1. 59.              Проза первой волны эмиграции (И.А. Бунин, В.В. Набоков, Б.К. Зайцев, М.А. Алданов, И.С. Шмелев и др.).

Писатели и революционная действительность. Жизнь и творчество в эмиграции. Основные темы и мотивы произведений И.А. Бунина, В.В. Набокова, Б.К. Зайцева, М.А. Алданова, И.С. Шмелева. Традиции русской классической литературы и новые тенденции в стиле.

  1. 60.              Своеобразие литературного процесса 1920-х гг.

Исторический фон и общекультурный контекст периода. Особенности развития литературы. Многообразие эстетических платформ (реализм, модернизм, авангард). Литературные организации и группы: РАПП, ЛЕФ, “Перевал”, “Серапионовы братья”, ОБЭРИУ, Конструктивизм (ЛЦК), их политические и эстетические платформы.

  1. 61.              Изображение революции и гражданской войны в русской литературе 1920-30-х гг. (И.Э. Бабель, Б.А. Пильняк, М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, А.Н. Толстой, М.А. Булгаков и др.). На примере двух-трех произведений по выбору студента.

Развитие темы в творчестве  И. Бабеля, А. Фадеева, А. Серафимовича, Б. Пильняка, А. Веселого, Вс. Иванова, К. Тренева, А. Малышкина. Особенности изображения гражданской войны. Проблема гуманизма. Поиски нового героя революционной эпохи в произведениях Б. Лавренева, Д. Фурманова, Л. Сейфуллиной. Проблема «стихии» и «разума» и ее решение в духе коммунистической партийности. Продолжение традиций русской классической литературы. Новации в прозе 20-х гг.

  1. 62.              Творчество М.А. Шолохова. Общая характеристика. Роман «Тихий Дон».

М. Шолохов — классик русской литера­туры XX века. Начало творческого пути, драматизм изображения революции и гражданской войны («Донские рассказы»). Эпопея «Тихий Дон»: история создания и напечатания, полемика вокруг романа. Поэтика. Роман о судьбах народа в годы коллективизации  «Поднятая целина». Публицистика военных лет. Рассказ «Судьба человека». Писатель и власть. Трагедия романа «Они сражались за Родину». Творчество Шолохова в оценке литературоведов и критиков.

  1. 63.              Романтическое течение в русской поэзии 20-40-х гг. ХХ века (Н.С. Тихонов, Э.Г. Багрицкий, М.А. Светлов, И.Л. Сельвинский, П.Г. Антокольский, В.А. Луговской).

Общая характеристика романтической поэзии (образы стихии как символы революционного переустройства, новый герой эпохи, обращение к новой фольклорной традиции, развитие жанра баллады и др.). Своеобразие неоромантизма Н.С. Тихонова, Э.Г. Багрицкого, М.А. Светлова, И.Л. Сельвинского, П.Г. Антокольского, В.А. Луговского.

  1. 64.              Романы Ю.Н. Тынянова.

Историческая тема в литературе 20-х гг. Пушкинская эпоха в научной и творческой деятельности Ю. Тынянова. Характеристика романов “Кюхля”, “Смерть Вазир-Мухтара”, “Пушкин”. Продолжение традиций писателя.

  1. 65.              Литература и власть. По материалам историко-литературного процесса 20-70-х гг. ХХ века.

            Политика советской власти в области литературы. Документы ЦК 20 – 30-х годов, регламентирующие литературную жизнь. Установление монизма в литературе в 30-е годы, разделение писателей на пролетарских, крестьянских, «попутчиков»; появление «отверженной» литературы.  Разгром литературных группировок 20-х годов; раскол русской литературы, писатели-эмигранты. Судьбы писателей в 1920 – 1930-е годы. Литература в военный и  послевоенный периоды: постановление 1946 г., направленное против А. Ахматовой и М. Зощенко; кампания против «космополитов». Период «оттепели» в истории литературы, его противоречивость. Наступление «заморозков» в середине 60-х годов, усиление административного контроля за культурной жизнью. Власть и Б. Пастернак, А. Солженицын, И. Бродский, С. Довлатов и др. писатели. Разгром «Нового мира».

  1. 66.              Своеобразие литературного процесса 1930-40-х гг.

Политика партии в области литературы в 30-е годы. Резолюции и Постановления ЦК в области литературы. Формирование монистической концепции литературы в 30-е годы. Первый съезд советских писателей, создание Союза советских писателей (1934 г.). Дискуссии о языке (1934 г.) и «формализме» (1936 г.), их влияние на литературу. Соцреализм, его каноны, авторы, жанры; споры о понятии «соцреализм».

Период Великой Отечественной войны как особый этап истории страны и русской литературы. Всплеск в литературе. Судьбы писателей в 30 – 40-е годы. Попытка «оттепели» в военный период и ужесточение политического режима в послевоенные годы. Постановления 1946 г.: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь».

  1. 67.              Смоленская поэтическая школа (А.Т. Твардовский, М.В. Исаковский, Н.И. Рыленков, А.В. Македонов).

            Теоретическое обоснование смоленской поэтической школы (А.В. Македонов и др.). Представители школы. Черты СПШ. Ориентация на поэзию XIX – начала ХХ века в области поэтической формы (некрасовская традиция и другие влияния); фольклорная традиция.

            Творчество А.Т. Твардовского, М.В. Исаковского, Н.И. Рыленкова. Анализ произведений поэтов СПШ.

  1. 68.              Творчество М.А. Булгакова. Общая характеристика. Анализ 1-2 произведений по выбору студента.

            Творческий путь М. Булгакова. Рассказы 1920-х годов («Записки на манжетах», «Записки юного врача» и др.). Сатирические повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»: объекты сатиры, роль фантастики, опора на традиции Салтыкова-Щедрина, Уэллса и др. авторов. Роман «Белая гвардия»: творческая история, персонажи и их прототипы, художественное время и пространство, подтекст, символические образы в произведении, смысл названия, соединение различных стилей в романе, вопрос о политической позиции автора, проблематика произведения. М. Булгаков и власть.  Роман «Мастер и Маргарита»: история создания и его место в творчестве писателя, сюжетные линии, два бытия (мира) в романе – повседневное, временное и иное, вечное; персонажи, принадлежащие этим мирам; двойники в романе; образ женщины-спасительницы Маргариты; использование Булгаковым материала Библии; особенности стиля романа; проблемы романа, их видение писателем; связь романа с произведениями других писателей.

  1. 69.              Творчество А.П. Платонова. Общая характеристика. Анализ 1-2 произведений по выбору студента.

            Периодизация творческого пути. Своеобразие художественного мира писателя (фантастичность, гротескность, парадоксальность и др.). Новеллистика. Разработка Платоновым жанра антиутопии (роман «Чевенгур», повесть «Котлован» (анализ произведений)). Своеобразие героев произведений писателя (герой-странник, правдоискатель). «Сквозные» темы, мотивы, образы в творчестве писателя. Проблемы «человек и техника», «человек и Вселенная», «природа и наука (цивилизация)», «жизнь и смерть» и др. в произведениях Платонова. Стиль Платонова.

  1. 70.              Тема Великой Отечественной войны в русской поэзии (М.В. Кульчицкий, П.Д. Коган, Б.А. Слуцкий, С.С. Наровчатов, Д.С. Самойлов, С.П. Гудзенко, А.П. Межиров, Е.М. Винокуров и др.).

Тема войны у поэтов, начавших творческий путь в период «серебряного века»: А. Ахматова, Б. Пастернак.

Типология военной лирики: 1) по принадлежности авторов к тому или иному поколению – лирика поэтов-фронтовиков и лирика поэтов послевоенного поколения; 2) по времени написания – творчество поэтов-фронтовиков на войне и произведения, написанные в послевоенные годы; 3) в зависимости от идеологической основы – пронизанные советской идеологией произведения и тексты, описывающие события с точки зрения общечеловеческих ценностей, христианской морали; 4) в зависимости от жанра – баллады, песни и др.

Тематика и  проблематика военной лирики: проблема нравственного выбора, проблема совести, тема вины перед павшими, тема любви и дружбы на войне, тема женщины и детей на войне, тема смерти, тема долга, тема памяти и забвения, тема потерянного поколения и др.

Судьбы поэтов фронтовиков: Б.А. Слуцкий, К.Я. Ваншенкин, Е.М. Винокуров, С.С. Наровчатов, П.Д. Коган, М.В. Кульчицкий, Н.П. Майоров, С.П. Гудзенко, А.П. Межиров, Ю.Д. Левитанский, Ю.В. Друнина, Б.Ш. Окуджава, Д.С. Самойлов, М.В. Исаковский, Н.И. Рыленков, А.Т. Твардовский и др. (биография поэтов, обзор творчества, своеобразие раскрытия темы войны, характеристика наиболее значимых произведений).

  1. 71.              «Военная проза» 1940-1980-х гг. (А.А. Бек, В.П. Некрасов, Ю.В. Бондарев, В.В. Быков, Б.Л. Васильев, В.С. Гроссман, В.Л. Кондратьев и др.). На примере 1-2 произведений по выбору студента.

Три потока военной прозы. «Военная проза» в годы войны («окопная правда» в повестях В. Некрасова «В окопах Сталинграда» и А. Бека «Волоколамское шоссе» и др.), в 50-е – 80-е годы (лейтенантская проза Ю. Бондарева (романы «Горячий снег», «Берег» и др.); повести В. Быкова «Сотников», «Знак беды» и др.; роман Б. Васильев «В списках не значился» и повесть «А зори здесь тихие…»; В. Кондратьев. «Сашка», «Овсянниковский овраг», «Селижаровский тракт»; изображение Сталинградской битвы и двух воюющих лагерей в романе В. Гроссмана «Жизнь и судьба»). А. Фадеев «Молодая гвардия», К. Симонов «Живые и мертвые». Своеобразие трактовки военной темы у различных писателей. Традиции русской реалистической литературы XIX (В.М. Гаршин, Л.Н. Толстой и др.) в военной прозе писателей 1940 – 1980-х гг. Жанровые формы «военной прозы».

  1. 72.              Литература «оттепели» 1954-1964 гг. («Оттепель» и «Люди, годы, жизнь» И.Г. Эренбурга, «Не хлебом единым» В.Д. Дудинцева, альманахи «Литературная Москва. 1956 год», «Тарусские страницы» и др.).

Период «оттепели» в истории государства и в литературе. И.Г. Эренбург, повесть «Оттепель» (система персонажей, сюжетные линии, внешнее следование соцреалистическому канону («производственная проза») и его преодоление (символический фон и др.), полифонизм, совмещение временных пластов, скрытый автобиографизм, проблема финала); мемуары «Люди, годы, жизнь» (жанр, смысл названия, характеристика книг, литературная традиция (Руссо, Л. Толстой, Герцен, М. Пруст и др.).

В.Д. Дудинцев. «Не хлебом единым»: восприятие романа современниками, черты «производственного романа» и его трансформация, особенности сюжета, система персонажей, смысл названия произведения.

Альманахи «Литературная Москва. 1956 год», «Тарусские страницы» и др. (характеристика).

  1. 73.              Творчество А.Т. Твардовского. А.Т. Твардовский – редактор журнала «Новый мир».

Творческий путь поэта, периодизация творчества. Темы и мотивы ранней лирики. Поэма «Страна Муравия»: тематика, идея произведения, образы персонажей, поэтика. Черты «смоленской поэтической школы» у раннего Твардовского.

Лирика Твардовского периода Великой Отечественной войны (темы, образы, идейное звучание). «Книга про бойца» «Василий Теркин»: история создания, особенности композиции, образ главного героя, образ автора, тематика и проблематика, поэтика.

Послевоенное творчество А.Т. Твардовского: основные темы лирики, их трактовка; поэмы «За далью – даль», «По праву памяти», «Теркин на том свете».

            Роль журнала «Новый мир» в литературной жизни 50 – 60-х годов ХХ века. Деятельность Твардовского на посту редактора журнала (1950 – 1954, 1958 – 1970).

  1. 74.              Поэзия Б.Л. Пастернака.

Периодизация творчества поэта. Поэтические книги (сборники) Пастернака. Эволюция поэтического мира. Философия и поэзия. Темы и мотивы лирики Пастернака. Анализ стихотворений. Поэмы Б. Пастернака. Традиции и новаторство в поэзии Пастернака.

  1. 75.              Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Юрий Андреевич и Лара.

            История создания и публикации. Судьба романа.

            Сюжетные линии и их взаимосвязь в романе.

            Центральные персонажи романа: Юрий Андреевич Живаго, Лариса Федоровна Гишар, Павел Антипов-Стрельников; их взаимосвязь. Смысл имен персонажей.

            Второстепенные персонажи и их роль в романе: отец и мать Живаго, дядя – Николай Николаевич Веденяпин, Тоня Громеко, Друзья Юрия (Ника Дудорова, Миша Гордон и др.), сводный брат Ю. Живаго – Евграф Живаго, мадемуазель Флери, Комаровский, семья Лары Гишар, ее мать Амалия Карловна и др.

            Пространство и время в романе: время событий произведения; топосы и локусы романа (Москва: дом Громеко, железная дорога, гостиница «Черногория», мастерская и др., Урал: Юрятин, Варыкино и др.).

            Символы и лейтмотивы в романе.

            Интерпретация финала произведения.

            Состав и поэтика 17-ой главы романа («Стихотворения Юрия Живаго»). Анализ стихотворений.

            Проблематика романа. Смысл человеческой жизни и пути истории России в представлении Б. Пастернака.

            Философские и литературные влияния в романе. Традиции и новаторство.

  1. 76.              Творчество А.И. Солженицына. Общая характеристика. Анализ 1-2 произведений по выбору студента.

Творческий путь писателя. Рассказ  «Один день Ивана Денисовича» как «энциклопедия» тем русской прозы середины века: история опубликования, жанр, круг тем, система персонажей, поэтика. Рассказ в кругу других произведений «лагерной» прозы. «Матренин двор» в контексте русской прозы 2-ой половины XIX века: творческая история, образ главной героини, художественное своеобразие, литературные традиции. Поэтика романов «В круге первом», «Раковый корпус» и др. «Архипелаг ГУЛаг» как художественное произведение и обвинительный документ.

  1. 77.              «Деревенская проза» 1950-80-х гг. (В.В. Овечкин, В.А. Солоухин, В.М. Шукшин, Ф.А. Абрамов, В.Г. Распутин, В.И. Белов, В.П. Астафьев и др.).

Истоки «деревенской прозы». Тема русского крестьянства в литературе XIX в. «Новокрестьянская» поэзия (Н. Клюев, С. Есенин и др.). Основополагающая роль романа М. Шолохова «Поднятая целина».

Основные черты течения, хронологические рамки, этапы существования, представители.

Очерки В. Овечкина «Районные будни».

Крестьянская тема в творчестве В. Белова.

Проблема противостояния природы и цивилизации, города и деревни в творчестве В. Распутина. Анализ повести «Прощание с Матерой»: мифологический подтекст книги (значение названия «Матера», образы «хозяина острова», Богодула, «царского лиственя», избы), религиозные образы в книге. Противостояние поколений: Дарья – Павел – Андрей. Символический смысл финала повести. Нравственная проблематика повести, тема памяти.

«Деревенская» тема в творчестве В. Астафьева. Природа и цивилизация, духовные основы жизни человека и их искажение в социальном мире в книге «Царь-рыба». Мифологический подтекст книги: образ рыбы и др.

Рассказы В. Шукшина: «Чудик», «Алеша Бесконвойный», «Телескоп» и др. Специфика конфликта в рассказах. Образ деревенского «чудика» и его истоки.

Повести и романы  В. Шукшина («Калина красная»,  «Любавины» и др.).

История и причины оскудения русской деревни в творчестве Ф. Абрамова («Пряслины»).

Изображение коллективизации в романе Б. Можаева «Мужики и бабы». Полемика с М. Шолоховым.

  1. 78.              «Городская проза» в русской литературе второй половины ХХ в. Творчество Ю.В. Трифонова. Анализ одного произведения по выбору студента.

Понятие «городской прозы». Представители течения (И. Грекова, А. Кузнецов).

Творческий путь Ю. Трифонова. Жанр «городской повести» в творчестве писателя. Повесть «Обмен»: структура, художественное время и художественное пространство,  анализ фрагментов-новелл, система персонажей; линия предательств Дмитриева, проблематика произведения; смысл названия. «Дом на набережной»: проблема человека и истории, система персонажей, художественное своеобразие.

  1. 79.              Тематическое и художественное многообразие русской поэзии 1960‑80‑х гг. (гражданская поэзия, «тихая лирика», бардовская поэзия и др.).

Течения и школы в русской поэзии середины ХХ века. Традиции и новаторство.

«Тихая лирика». Творчество Н. Рубцова.

Гражданская поэзия. Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина.

Поэзия бардов. Возникновение и развитие в России бардовской песни. А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий. Их роль в литературном процессе ХХ века.

Творчество А. Кушнера, Д.Самойлова, Е. Рейна, Л. Мартынова, А. Прасолова, Б. Примерова и др.

Рассказ о поэтах, характеристика их поэтического мира, чтение наизусть и анализ стихотворений.

  1. 80.              Проблема исторической памяти и выживания человечества в литературе 60-80-х гг. ХХ века (Л.М. Леонов, Ч.Т. Айтматов, В.Г. Распутин, С.П. Залыгин, А.А. Вознесенский и др.).

Актуализация в русской литературе 2-ой половины ХХ века проблемы исторической памяти и «глобальных» проблем человечества (экология, наркомания и др.). Взаимопереплетение нравственных проблем и проблем физического выживания человека.

Роман Л. Леонова «Пирамида»: проблемы смысла человеческой жизни и истории, прогресса и его влияния на человека; картины будущего Земли.

Повесть В. Распутина «Прощание с Матерой»: проблема противостояния природы и цивилизации, нравственная проблематика повести, тема памяти, мифопоэтика.

Роман Ч. Айтматова «Плаха»: история создания произведения, его восприятие критикой и читателями; особенности композиции и повествования; основные темы и проблемы романа; современное и вечное в произведении; образ Авдия Каллистратова; поэтика романа.

            Публицистика В.Распутина, С.Залыгина, Ч.Айтматова, А.Вознесенского и других авторов.

  1. 81.              Традиционное и новаторское в творчестве И.А. Бродского

Черты художественного мира И. Бродского. Стиль стихотворений поэта, особенности языка, синтаксиса, стиха. Влияние литературы барокко, концептизма XVII века, английской метафизической поэзии, неоклассицизма, акмеизма, андеграунда, постмодернизма. Пространство и время в поэзии Бродского. Философская лирика («Письма римскому другу», «Бабочка» и др.). Религиозные темы, сюжеты, мотивы в творчестве поэта («Сретенье», «Исаак и Авраам», рождественские стихи). Тема Поэта в лирике Бродского («Разговор с Небожителем»). Освоение Бродским традиции русской литературы; реминисценции и аллюзии в стихотворениях Бродского («Слово о полку Игореве», «Песня про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, произведения Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, А.А. Фета, В. Хлебникова, О.Э. Мандельштама, А.А. Ахматовой и др.).

82.  Своеобразие литературного процесса 1980-90-х гг. Развитие традиций реализма, постмодернизм.

Основные тенденции в литературе 1980 – 1990-х годов: преодоление диктата власти, возвращение к полиэстетизму, воссоединение русской литературы, «возвращенные» имена и «задержанная литература», всплеск интереса к литературе и его угасание, начало «маргинализации» литературы; учреждение множества литературных премий.

Литературные направления и течения в прозе: «традиционная» реалистическая проза (художественно-публицистическая, «философическая (философская) проза», «неопочвенничество»); «жестокий реализм»; условно-метафорическая проза; «другая» проза; современная антиутопия; постмодернизм. Основные черты течений, авторы, произведения.

            Современная русская поэзия: иронизм, концептуализм, неоавангардизм, неоклассическая поэзия.


Дополнительная информация

(фрагменты работы)

1.Устное народное поэтическое творчество и его роль в развитии русской литературы.

Русское народное поэтическое творчесво восходит к древнейшей общеславянской художесвенной культуре. Фольклор по своему происхождению древнее литературы.

Узкое понимание фальклора - только УНТ. Широкое - вся народная культура.

Особенности:  коллективность,  народность, традицонность, изменчивость. Особые способы композиции: цепная связь образов, ступенчатое сужение образов, градация, лейтмотив, троекратное повторение; большая роль фантастики, чудесное в сюжетах .

Система выразительных средств: символика образов (молодец - сокол ясный) постоянные эпитеты (солнце красное), тавтологии (горе горькое), синонимика (правда-истина) ; уменьшительно-ласкательные формы слов (рученьки), краткие прилагательные (сине море), разнообразные типы повторения слов и словосочетаний.

Жанры: Эпос: былины, исторические песни, баллады, духовные стихи, эпические стихотворные жанры; прозаические эпические жанры - предания, легенды, сказки.

Лирика: народные песни, частушки, плач. Драма: ряжение, игры, хороводы, сцены и пьесы.

Малые жаны: пословицы, поговорки, загадки, приметы, заклинания, снотолкования.

Детский фольклор: песни, потешки

Купить за 270 ₽