или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 95 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 15.06.2015 |
Количество просмотров: | 511 |
Рейтинг работы: |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ.. 2
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ.. 8
1.1. Работа с родителями в системе функциональных обязанностей и задач учителя начальных классов. 8
1.2.Понятие о педагогической компетентности родителей. 15
1.3 «Технология» повышения педагогической компетентности родителей младших школьников. 22
Выводы по 1 главе. 29
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ.. 30
2.1 Изучение уровня развития педагогической компетентности родителей младших школьников (констатирующий эксперимент) 30
2.2. Разработка программы повышения педагогической компетентности родителей младших школьников (формирующий эксперимент) 40
2.3. Оценка результативности программы повышения уровня педагогической компетентности родителей младших школьников. 52
Выводы по 2 главе. 61
Заключение. 63
Список литературы.. 66
Приложения. 70
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что существенно расширяется пространство педагогической деятельности, расширяется спектр функциональных обязанностей учителя. Согласно требованиями «Профессионального стандарта педагога» педагог должен: уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей; уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка; уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами, специалистами и родителями в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка). Эффективное решение данных задач возможно при условии системного взаимодействия педагога с родителями учащихся.
С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями во многом зависят достижения в воспитании и развитии детей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития школьника. Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогом.
Вопросы практического взаимодействия учителя и родителей младших школьников нашли свое отражение в работах Г.И. Вергелес, Л.Н. Кутергиной , Н.И. Дереклеевой, Л.И. Маленковой , М.И. Рожкова,Л.В. Байбородовой, Н.Е. Щурковой. В них раскрываются значение, принципы, основные направления, традиционные и не традиционные формы, а также педагогические условия эффективного взаимодействия учителя с родителями в процессе воспитания младших школьников. Вопросами педагогический компетентности родителей занимались такие ученые как Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров, А.П. Тряпицына, Н.Г. Кормушина, М.М. Мизина, Е.В. Руденский.
Однако в ходе исследования научной литературы по формированию педагогической компетентности родителей младших школьников в современных условиях был сделан вывод о том, что данный вопрос изучен слабо. Таким образом, возникает противоречие между необходимостью изучения теоретических и практических аспектов повышения педагогической компетентности родителей в процессе их взаимодействия с учителем и недостаточной изученностью этого вопроса.
Проблемой исследования является вопрос о том, каковы организационные и содержательные аспекты работы учителя начальных классов по повышению педагогической компетентности родителей младших школьников?
Объект исследования: педагогическая компетентность родителей младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования педагогической компетентности родителей младших школьников в процессе взаимодействия родителей и учителя.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация организационных и содержательных аспектов работы учителя начальных классов по повышению педагогической компетентности родителей.
Гипотеза исследования: если структура и содержание педагогической компетентности родителей реализуется через единство таких компонентов как: мотивационно-личностный, гностический, коммуникативно-деятельностный, а программа повышения родительской компетентности включает в себя занятия, направленные на
-развитие гностического компонента (родительские собрания, лекция, конференция, обращение к авторитетному мнению, просмотр видео и прослушивание аудиоматериалов, дни открытых дверей.)
- развитие мотивационно личностного компонента (анкетирование)
-развитие коммуникативно-деятельностного компонента (дискуссия, ролевое проигрывание ситуаций, обсуждение мотивов детского поведения, практикум, дискуссионные вечера, родительские чтения, ролевое проигрывание педагогических ситуаций),
то позитивная динамика родительской компетентности будет выражаться в повышении уровня вышеперечисленных компонентов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы представляется необходимым решение ряда задач:
1) Раскрыть структуру и содержание педагогической компетентности родителей.
2) Проанализировать содержание и организацию работы учителя начальных классов по повышению педагогической компетентности родителей.
3) Выявить актуальный уровень педагогической компетентности родителей и актуальные потребности родителей в плане повышения педагогической компетентности.
4) Разработать и апробировать программу повышения педагогической компетентности родителей, оценить ее результативность.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
− Исследованияпо проблеме педагогической компетентности (Ю.В. Варданян, О.Ю. Домалевская, О.Ю. Ипатьева, В.И. Кудзоева, Д.С. Нестеров, О.С. Орлов, И.В. Просвирнина, С.Б. Серякова, C.B.Соколова, П.П. Терехов, Т.М. Туркина, В.Н. Турчанинова и др.);
− теоретические подходы к пониманию и развитию педагогической культуры, образованности, подготовленности, просвещенности и компетентности родителей, эффективного родительства (Л.К. Адамова, И.В. Гребенников, Е.А. Нестерова, С.С. Пиюкова, Н.Ш. Тюрина, Р.В. Овчарова, Н.Ю. Синягина, А.С. Спиваковская) и др.
− идеи развивающего обучения и образования взрослых (А.Л. Гавриков, В.В. Давыдов, С.И. Змеев, И.А. Колесникова, Н.П. Литвинова, А.Е. Марон, Е.П. Тонконогая, Г.А. Федотова, P.M.Шерайзина, Д.Б. Эльконин и др.).
Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом, постановочном этапе исследовательской работы (сентябрь 2014 года – декабрь 2014 года) изучалось состояние проблемы в теории и педагогической науке. Анализировалась литература, разрабатывался понятийный аппарат, определялись задачи.
На втором, собственно исследовательском этапе (январь 2015 – март 2015 года) проводилось экспериментальное исследование по выявлению уровня педагогической компетентности родителей младших школьников, производилась обработка результатов диагностического исследования, формулировались выводы, разрабатывались практические рекомендации по формированию педагогической компетентности родителей младших школьников.
На третьем, оформительском этапе (апрель – май 2015 года) осуществлялась формулировка окончательных выводов, обсуждение результатов исследования, оформление работы.
В ходе работы в зависимости от этапа исследования применялись разные методы исследования: методы теоретического уровня (изучение литературы по проблеме исследования, анализ, обобщение); методы эмпирического уровня (подбор и разработка диагностического инструментария, диагностическое обследование, опрос, интерпретация результатов, разработка программы, оценка ее результативности).
Экспериментальной базой исследования стала МАОУСОШ № 31 г. Тюмени, экспериментальная выборка – родители учащихся 3 «Г» класса в количестве 50 человек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа взаимодействия родителей и учителя начальных классов, направленная на повышение педагогической компетентности родителей может быть использована в практической деятельности учителей начальных классов.
Структура выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из оглавления, глоссария, введения, двух развернутых глав с выводами по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие работы
Работы автора