Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по педагогике > Деятельность учителя начальных классов по социальной адаптации воспитанников детского дома
Деятельность учителя начальных классов по социальной адаптации воспитанников детского дома

Тема дипломной работы: Деятельность учителя начальных классов по социальной адаптации воспитанников детского дома

1200 ₽
Купить за 1200 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2015
Количество страниц: 70
Оценка: 5
Дата публикации: 15.06.2015
Количество просмотров: 399
Рейтинг работы:
Описание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛОССАРИЙ.. 3

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА.. 10

1.1.Понятие социальной адаптации. 10

1.2 Социально - психологические особенности воспитанников детского дома, учащихся начальной школы.. 16

1.3 Формы работы учителя начальных классов по социальной адаптации учащихся  21

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ. 28

ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ СХЕМЫ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ - ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ   30

2.1. Этапы эксперимента по апробации схемы работы учителя начальных классов по социальной адаптации учащихся - воспитанников детских домов. 30

2.2. Диагностика уровня социальной адаптации учащихся начальной школы   31

2.3. Организация работы учителя начальных классов по социальной адаптации с учащимися, воспитывающимися в детских домах. 38

2.4. Результаты контрольной диагностики. 47

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 59

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

ВВЕДЕНИЕ


Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке, и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к взрослой жизни. Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека, и того, кто покидает учреждение интернатного типа, и, того, кто уходит из родительской семьи во взрослую жизнь. Этот переход к независимой жизни связан с серьёзными стрессами.

Вчерашнему выпускнику детского дома необходимо привыкнуть к самостоятельному существованию, к ответственности за свою жизнь. Как и подростки из относительно благополучных семей, они стараются разобраться в себе, определить свой путь.

Государство берёт на себя обязательство по решению основных проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым в реальности они оказываются неготовыми.

Выпускники детских домов чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, теряют работу или жильё, с трудом создают семью, значительно быстрее становятся алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда проходит успешно. Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальны отношений могут быть совершенно разными. Прежде всего, они связаны с неадекватным восприятием сиротами тех требований, которые предъявляет социум.


В настоящее время дети-сироты, проживая в детских домах, обучаются в массовых общеобразовательных школах, что, казалось бы, способствует успешной социальной адаптации. Однако, педагогический персонал образовательных учреждений не готов работать с детьми-сиротами в области их социализации. Они вовлечены в общую жизнь школы наравне со всеми остальными детьми, и требования к ним такие же. И в целом это хорошо, т.к. тоже является этапом социализации, но необходимо помнить, что учащиеся из семей имеют возможность уточнить непонятое, получить разъяснения каких-либо норм и правил общества дома у родителей, бабушек и дедушек, у старших братьев или сестер. Дети–сироты же остаются со своим непониманием наедине, выполняют требуемое, как понимают и могут, не всегда удачно, и снова остаются со своей неудачей наедине. У них нет возможности прийти домой и поделиться с близкими переживаниями, раздражением, вызванным неуспехом, нет возможности обсудить, «провести работу над ошибками», найти приемлемый вариант решения поставленной задачи и в следующий раз быть успешнее, не только в своем школьном коллективе, но и в своих глазах.


Отсутствие целенаправленной межведомственной работы по социализации детей-сирот приводит к тому что, во многих аспектах жизни выпускников детских домов есть пробелы. Специалисты выделяют зоны адаптационного риска выпускников детских домов, что позволяют не только очертить области повышенной трудности для выпускника детского дома, но и определить актуальное содержание мер по социальной адаптации детей-сирот [8]. При этом достаточно индивидуальным становится распределение данных зон по приоритетности:


- иждивение - ожидание постоянной заботы, обязательной помощи со стороны, извне;


- труд, трудовая деятельность в коллективе - неразвитость должного отношения к труду и опыта осмысленного заинтересованного труда; отсутствие опыта эффективного взаимодействия в трудовом коллективе;


- ответственность - отсутствие опыта достаточной ответственности, выполнения определенной роли, ответственного действия, разделения ответственности в коллективе;


- семья - искаженный образ и стереотип семьи;


- родные (биологические) родители - непроработанность отношения к родителям, наличие разных средовых стереотипных суждений типа «У меня нет родителей, мой родитель - это детский дом», психологическое состояние незавершенности и пустоты в этом вопросе;


- внешность - наличие «сиротской печати», неумение следить за собой, влияние отсталой моды на внешний вид, отсутствие должного вкуса и т.д.;


- гедонистические установки - взрыв установок на наслаждение, чрезмерное удовольствие по выходу часто становятся причиной социальной дезадаптации; желание все попробовать, что не пробовал;


- деньги - финансовая безграмотность, «обесценивание» денег, неумение планировать бюджеты и т.д.;


- секс - искаженное отношение к половым отношениям, отсутствие соответствующей культуры, ранний опыт, аборты;


- жилье - отсутствие жилья или отсутствие реальных представлений о том, что с ним делать, если оно есть;


- законы, право - правовая и юридическая безграмотность, неумение воспользоваться пакетом гарантий и льгот, предусмотренных государством;


- информация - информационная бедность среды детского дома, её замкнутость и ограниченность, как следствие ведет к неразвитости информационной компетентности; выходя в открытый информационный мир, ребенок имеет большие трудности с поиском, обработкой, отсевом, фильтрацией, трансляцией информации;


- сиротское я (Я - концепция) и мы (Идентичность); отношение к своему прошлому, его «забывание», неосмысленность, отстранение от своей истории негативно влияет на стабильность психологического состояния и на адекватность собственных оценок; острый вопрос идентичности как члена рода, гражданина, человека, члена субкультуры и т.д.


- круг общения - обычно ограничивается узким кругом контактов, полученных в детском доме; феномен «сиротской стаи»; создание новых контактов и отношений затруднено; отчасти в связи с неразвитостью коммуникативных навыков, а также - неготовностью среды принять сироту;


- предубеждения окружения, негативный образ сироты в общественном мнении; наличие мифов и искаженных представлений о детях-сиротах; предвзятость общественного мнения, которое создаёт ощущаемый дискомфорт и напряжение [8].


Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования закрепляет за образовательным учреждением обязанность сформировать у ребенка начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Исходя из содержания адаптационных рисков, в рамках компетенции школы и требований ФГОС у учащихся начальной школы, воспитанников детского дома педагоги могут формировать навыки эффективного взаимодействия в трудовом коллективе, ответственности, выполнения определенной роли (ученика, дежурного, одноклассника), разделения ответственности в коллективе, коммуникативные навыки. А также сформировать в коллективе класса не предвзятое отношение к воспитанникам детского дома.


Таким образом, проблема исследования заключается в отсутствии способов и методов работы с учащимися, воспитывающимися в детских домах, позволяющими успешно включить их в процесс социальной адаптации.


Объект исследования: деятельность учителя начальных классов по социальной адаптации учащихся - воспитанников детского дома.


Предмет исследования: способы работы учителя начальных классов с учащимися - воспитанниками детского дома по социальной адаптации.


Цель исследования: разработать и апробировать схему работы учителя начальных классов по социальной адаптации учащихся - воспитывающихся в детских домах.


Задачи:


1) Изучить понятие социальной адаптации


2) Рассмотреть формы работы учителя с учащимися


3) Провести диагностику социальной адаптации младших школьников


4) Определить особенности работы с воспитанниками детских домов по их социальной адаптации.


Гипотеза исследования: если в деятельность учителя начальных классов включить способы работы по социальной адаптации учащихся - воспитывающихся в детских домах с учетом следующих их особенностей:


- отсутствие у учащихся возможности обсуждать варианты выполнения заданий учителя вне школы;


- отсутствие представлений о способах участия в трудовой деятельности и возможности получить эти знания вне школы;


- отсутствие возможности отрефлексировать свое понимание новых социальных ролей;


- отсутствие возможности получить опыт коммуникации в менее регламентированном и более широком пространстве, чем детский дом;


то социальная адаптация детей к новым условиям их жизни и, соответственно, новому этапу пройдет успешно, что позволит им освоить личностные результаты основной образовательной программы и в перспективе снизить адаптационные риски.


Теоретико-методологическая база исследования: основная методологическая литература (Т.И. Бабаева, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, С.А. Козлова, М.В. Крулехт, Н.Б. Крылова, и др.)


Этапы исследования:


1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.


2. Постановка проблемы, выбор диагностических методик, определение сути эксперимента.


3. Первичная диагностика.


4. Формирующий эксперимент.


5. Контрольная диагностика.


6. Анализ и интерпретация результатов эксперимента.


На каждом этапе нашего эксперимента применялись следующие методы исследования: теоретические (изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ, систематизация, обобщение); методы эмпирического уровня (наблюдение, диагностирование проективными методиками, педагогический эксперимент).


Экспериментальной базой исследования стали МАОУ СОШ № 37 г. Тюмени, МАОУ Борковская СОШ, МКОУ Борковский детский дом, МОУ ДЕТСКИЙ ДОМ №66. Исследование проводилось в период с 01.12.2014г. по 20.03.2015г. В исследовании принимали участие 12 учеников 2-х классов.


Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что подготовленные рекомендации учителям начальных классов с описанием особенностей работы по социальной адаптации учащихся, воспитывающихся в детском доме, а также способов работы по освоению новых ролей, коммуникативных навыков могут быть использованы учителями начальных классов в процессе социальной адаптации детей данной категории.


Достоверность полученных данных подтверждается данными экспериментальной работы.


Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Купить за 1200 ₽