Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по праву и юриспруденции > Формы устройства детей,оставшихся без попечения родителей,по законодательству Российской Федерации

Тема дипломной работы: Формы устройства детей,оставшихся без попечения родителей,по законодательству Российской Федерации

2500 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Право и юриспруденция, Социальная работа
Год сдачи: 2016
Количество страниц: 66
Оценка: 5
Рейтинг работы:

Рассматриваемая работа посвящена исследованию правовых проблем регулирования форм устройства детей,оставшихся без попечения родиетелей.
В работе автор рассматривает различные аспекты правового регулирования в  сфере правового регулирования выбранных общественных отношений. Во введении автор излагает цели и задачи,которые разрешаются в работе, а во взаимосвязанных главах исследует общие положения и правовые проблемы таких производств.В заключении работы содержатся обоснованные выводы.
Исследуя общетеоретические проблемы регулирования указанных отношений, автор приводит конкертные примеры из правоприменительной практики.
В выпускной работе приведены точки зрения в науке и практические подходы решения связанных проблем.
Перечень литературы достаточно широк и разнообразен и включает  в себя как нормативные источники. так и научные труды.

Оглавление Введение...................................................................................................................3 ГЛАВА I. Правовые аспекты института устройства детей, оставшихся без попечения родителей..............................................................................................6 1.1 Понятие и правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей.................................................................................................................6 1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей................10 1.3 Семейные и несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.............................................................................................15 ГЛАВА II Правовой анализ семейных и несемейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.................................................................20 2.1. Правовая характеристика усыновления.......................................................20 2.2.   Опека и попечительство. Приемная семья как разновидность опеки (попечительства)....................................................................................................34 2.3.   Патронатное воспитание.............................................................................46 2.4. Развитие современного правового регулирования несемейных форм в РФ............................................................................................................................50 Заключение.............................................................................................................57 Библиографический список..................................................................................60  
Введение  

 Социально-экономические преобразования в России, произошедшие к концу XX в., повлекли за собой снижение уровня жизни значительной части населения страны. Изменение морально-нравственных ориентиров, уменьшение социального престижа семьи, появление материальных и жилищных трудностей в семье, увеличение роста внебрачной рождаемости, ослабление воспитательных возможностей школы и детских учреждений привели не только к существенному ухудшению уровня жизни взрослого населения, но и к различным нарушениям прав детей.

В России рост количества детей, оставшихся без попечения родителей, приходился на двухтысячные года: 128тыс. 951 ребенок в 2003 году, 132тыс. 505 детей –  в 2004 году, 133тыс. 034– в 2001 году. В 2014 году выявлено   61, 621 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей (в 2013 году –68,770 тыс. детей, в 2012 году – 74,724 тыс. детей)

[1]

. Хоть ситуация за последние десятилетия и улучшается, наблюдается сокращение чиста таких детей однако проблема остается.

На сегодняшний день огромное число детей находится вне сферы заботы государства: они не получают того, что им гарантируют Конституция РФ и другие нормативно-правововые акты. Помимо этого, масштаб распространенного социального явления как рост детской безнадзорности создают угрозу безопасности страны.

В связи с этим защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации важное значение.

Усыновление, опека и попечительство, приемная семья, патронатное воспитание были и остаются наиболее распространенными правовыми формами устройства детей. Данные семейные формы устройства позволяют устроить судьбу ребенка, нуждающегося в социальной заботе, наилучшим образом посредством помещения такого ребенка в условия наиболее приближенным к семье, а также обеспечить контроль за соблюдением его прав и интересов.

Учитывая вышеназванные обстоятельства, данную тему можно считать весьма актуальной.

Исходя из этого, целями данного исследования являются: изучение семейных и несемейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также выявление проблем развития и пути совершенствования действующего законодательства, касающегося устройства детей, утративших родительское попечение.

Поставленные цели раскрываются посредством решения следующих задач:

1)дать понятие детей, оставшихся без попечения родителей;

2)показать, как осуществляется выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

3)изучить семейные формы устройства: усыновление, опеку и попечительство, приемную семью, патронатное воспитание;

4) исследовать несемейные формы устройства несовершеннолетних;

5)выявить проблемы, касающиеся устройства детей, оставшихся без попечения родителей и найти пути к их разрешению.

Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в сфере защиты прав и интересов граждан при установлении форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения.

Предмет исследования составляют:

-                   нормы гражданского и семейного законодательства, предусматривающие формы устройства детей,  оставшихся без попечения родителей;

-                   практика реализации нормы, предусматривающей усыновление, опеку, попечительство, приемную семью, патронатное воспитание и несемейные формы устройства;

-                   тенденции совершенствования гражданского и семейного законодательства.

При написании работы применялись общенаучные и частнонаучные методы исследования. Из общенаучных методов были использованы: метод системного и комплексного анализа, исторический и формальнологический методы. Из частнонаучных - сравнительно-правовой метод, метод толкования закона и технико-юридический анализ.

 Проблемы, освещенные в данной дипломной работе, анализировались многими ведущими учеными: П.В. Крашенинниковым, Е.А. Чефрановой, Н.Г. Кеповой, О.В. Фетисовой, Л.Ю.  Михеевой, А.М. Грибкова, Л.М. Пчелинцевой, М.А. Кривошеевой и других. Кроме научной литературы, для раскрытия темы работы анализировалось действующее семейное законодательство России, а, в частности, Раздел VI семейного кодекса РФ, Федеральный Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", а также исследовались материалы из судебной практики и другие нормативно-правовые акты.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

    ГЛАВА I. Правовые аспекты института устройства детей, оставшихся без попечения родителей    1.1. Понятие и правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей  Многие государства с особым вниманием относятся к детям, лишенных родительской заботы. Данная мысль отражается и в национальном законодательстве РФ и в международно-правовых актах. «Дети имеют право на особую заботу и защиту»

[2]

- принцип, прописанный во Всеобщей Декларации прав человека. В ст. 20 Конвенции ООН «О правах ребенка» сказано, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».

[3]

Однако в российском законодательстве для обозначения такой категории детей используется понятие -  «дети, оставшиеся без попечения родителей» В статье 121 Семейного Кодекса РФ перечислены случаи, когда ребенок считается утратившим родительское попечение: « в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения ».

[4]

В отличие от СК РФ, Федеральный Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» разделил понятие детей, лишенных родительского попечения, на 2 категории:  «дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».

[5]

Также данный федеральный закон дополнил СК РФ следующими случаями утраты ребенком попечения родителей: «признание родителя безвестно отсутствующим, ограничение его в дееспособности, осуждение к лишению свободы, нахождение родителя в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых» Следует отметить, что полный перечень случаев, когда ребёнок признается оставшимся без попечения родителей, законодательством не установлен. В данной работе воспользуемся терминологией СК РФ, объединив детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в одну категорию – «детей, оставшихся без попечения родителей».  

Правовой статус ребенка, оставшегося без  родительского попечения, должен быть подтвержден определёнными документами: « копии свидетельств об их смерти; копии решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными; копии приговора суда об осуждении родителей; медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующей выполнению ими своих обязанностей; документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут; материалы о розыске родителей и др. Данные документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот».

«Утрата попечения со стороны родителей создает особый правовой статус такому ребенку. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей: -                   имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК); -                   имеют право на различные социальные льготы и гарантии -                   учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

[6]

В соответствии с действующим законодательством факт отсутствия попечения родителей «не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе, безусловно, свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей»

[7]

Дети, лишенные родительской заботы, могут являться как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства (апатридами). «В связи с тем, что в Российскую Федерацию различными способами попадают дети иностранных граждан и лиц без гражданства, они пополняют число беспризорных, попадающих в специализированные учреждения».

[8]

  В Постановлении Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896 "Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

[9]

,изданное в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

[10]

указано, что для детей, утративших родительское попечение, созданы следующие виды учреждений: социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др. Вышеперечисленные организации обеспечивают реализацию правового статуса таких детей. Таким образом, федеральный закон №159-ФЗ позволяет выявить круг детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся:

  1. дети-сироты, лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
  2. дети, оставшиеся без попечения родителей.

Следовательно, ко второй категории детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель относит детей, фактически имеющих родителей, но в силу различных обстоятельств, утративших их попечение.          Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется тем, что эти дети живут без родителей и фактически лишены определенных прав, закрепленных в Семейном кодексе Российской Федерации.

 

 

1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

 

Защита имущественных и  неимущественных прав и интересов детей, утратившим по различным причинам попечение родителей, является главным направлением деятельности органов опеки и попечительства.

Согласно п.2 ст.121 СК РФ «органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ». Однако в случаях, если на определённых территориях муниципальных образований, поселений отсутствуют органы опеки и попечительства, то их полномочия выполняют органы местного самоуправления.

«В настоящее время в большинстве субъектов РФ полномочия по опеке и попечительству, предусмотренные ст.8 Закона  об опеке, соответствующими законами закреплены за органами местного самоуправления».

[11]

Данные органы выполняют следующие функции:

  1. выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
  2. определение дальнейшей судьбы детей посредством выбора конкретной формы устройства
  3. осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

П. 1 ст. 121 СК РФ указывает, что деятельность других юридических и физических лиц, кроме органов опеки и попечительства, не допускается. Однако в случаях и порядке, которые установлены постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»

[12]

образовательные учреждения, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут осуществлять полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, а также заниматься подбором и подготовкой граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.

Законодатель в целях содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей обязывает иных граждан и должностных лиц немедленно сообщать обо всех случаях отсутствия попечения со стороны родителей, которые им стали известны, в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. К таким лица относятся: дошкольные образовательные, общеобразовательные, лечебные учреждения, а также иные граждане, располагающие сведениями о  детях.

Если этим организациям, где находится ребенок, стало известно, что он может быть передан в семью на воспитание, руководители данных организаций также обязаны сообщить  об этом трехдневный срок в органы опеки и попечительства по месту  нахождения данной организации.

За неисполнение данных обязанностей руководители воспитательных и иных организаций, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления  и органов исполнительной власти субъектов РФ могут привлечены к установленной законом ответственности. (в частности, к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей – ст. 5.36 КоАП)

Согласно п.1 ст. 122 СК РФ орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней с момента получения информации об отсутствии родительского попечения о ребенке обязан провести проверку жилищных условий такого ребенка, а в случае отсутствия попечения со стороны родителей или иных родственников - обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей осуществляется в соответствии с «приказом Министерства образования и науки РФ от 14 сентября 2009 г. № 334».

[13]

При проведении обследования выявляется широкий перечень обстоятельств, таких как: состояние здоровья ребенка, его внешний вид и социальная адаптация, семейное окружение ребенка, отношений, сложившиеся между членами семьи, жилищно-бытовые и имущественные условия жизни ребенка, наличие обстоятельств, которые создают угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают его права и охраняемые законом интересы.

По результатам обследования составляются два документа: акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи и основанное на нем заключение. В этих документах отражается оценка собранных фактов, выводы и рекомендации о форме защиты прав и законных интересов ребенка.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы. Учет таких детей в РФ носит двухуровневых характер. Органы опеки и попечительства осуществляют первичный учет по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без родительского попечения. Затем сведения о ребенке, не устроенном в семью, поступает на второй уровень - государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, функционирующий на уровне субъектов РФ (региональные банки о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк о детях), представителем которого является Министерство образования и науки РФ.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 16.04.2001 N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» государственный банк данных о детях, представляет собой – «совокупность информационных ресурсов, информационных технологии, позволяющие осуществлять процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, первичного учета данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставления документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации».

[14]

После регистрации сведений о ребенке в журнале первичного учета детей, лишенных родительского попечения, орган опеки  и попечительства должен обеспечить временное устройство ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был передан в течение одного месяца со дня первичной регистрации на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства направляет информацию о ребенке региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. В Республике Карелия, например, формирование регионального банка о детях, оставшихся без попечения родителей, возложено на  Министерство образования РК и на Северо-Западный благотворительный фонд «Дети ждут»

При отсутствии возможности передать ребенка на воспитание в семью

региональный оператор передает информацию о ребенке федеральному оператору государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей, т.е. Министерству образования и науки РФ.

При этом с органов опеки и попечительства после предоставления информации о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным и федеральным операторам, не снимается обязанность по устройству или организации устройства детей на воспитание в семью граждан РФ.

Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утверждены «Приказом Министерством образования и науки РФ от 17.02.2015 №101»

[15]

Также государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, включает документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свою семью. Это позволяет осуществлять учет таких граждан и обеспечивать их доступ к информации о детях без родительского попечения. Документирование информации о гражданах (анкета гражданина), желающих принять детей на воспитание в свои семьи, осуществляется по их заявлению и при наличии у таких граждан оснований, установленных законом,  чтобы быть усыновителями, опекунами или приемными родителями.

Таким образом, в Российской Федерации существует единая система выявления и учета детей, утративших родительское попечение, которая предназначена для устройства детей не только в семьи граждан, проживающих, на территории того субъекта, где ребенок был выявлен, но в семьи других граждан на всей территории РФ.     1.3. Семейные и несемейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.  

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей содержит всеобщий призыв подписавших его государств, в том числе Российской Федерации - «облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях»

[16]

В соответствии со ст. 123 СК РФ «дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов»

Следовательно, СК РФ разграничивает семейные и несемейные виды устройства указанной категории детей, отдавая приоритет именно семейным формам и только при отсутствии возможности передать ребенка в семью, ребенок направляется в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Каждая форма устройства  разделяется на   определенные законодательством виды.

Общепринятого значения для понятия форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не существует. Вследствие того, многими учеными предлагаются свои определения данному понятию.

По словам  Н.Г. Кеповой, «форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, понимается  как определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интересов, обусловленных физиологическими потребностями, потребностями в воспитании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями».

[17]

О. В. Фетисова полагает, что под «формой устройства следует понимать способ организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семейного и государственного воспитания и обеспечение его материальными и иными необходимыми ресурсами».

[18]

С.В. Доржиева считает, что «форма устройства детей - это внешнее выражение заботы государства о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обусловленное содержанием по созданию наилучших условий для его воспитания в замещающей семье или в организации для детей-сирот, защиты прав и законных интересов, материального обеспечения»

[19]

.

 Кроме того, устройство детей, оставшихся без попечения родителей представляет собой комплекс мероприятий, направленных на выявление дальнейшей судьбы ребенка, утратившего попечение родителей, в целях соблюдения его прав и законных интересов, обусловленных его личными потребностями.

Важно отметить, что в семейном кодексе РФ раздел VI называется как «формы воспитания детей», однако глава 18 СК  именуется как «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей». Выходит, что законодатель совершил редакционную ошибку. Дело в том, что процесс воспитания включает в себя не только возможные действия, которые могут совершать усыновитель, опекун, попечитель. Эти лица выполняют широкий круг обязанностей, в том числе и обязанность по представительству и защите интересов несовершеннолетнего. Данные обязанности понятием «воспитание» не охватывается. Следовательно, понятие воспитание входит в содержание термина «устройство детей, оставшихся без попечения родителей»

Многими ученые выделяются различные классификации форм устройства детей, утративших родительское попечение.

В зависимости от лица, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей делятся на следующие группы: форма индивидуального устройства, т.е. устройство ребенка в семью. Попечение в таком случае возлагается на определенное физическое лицо, которое должно соответствовать установленным законам критериям. К там формам относятся: усыновление (удочерение) ребенка, опека (попечительство), приемная семья.

 Второй группа именуется как  форма «неиндивидуального» устройства, когда несовершеннолетний передается на попечении юридического лица, т.е. организации. Однако обязанности по воспитанию таких детей и по уходу за ними возлагаются на физических лиц, которыми являются работники данной организации. Но юридического значения их личность для формы устройства ребенка не имеет. Главное требование к педагогам этих учреждений - наличие соответствующего образования. Отличительной особенностью данной формы устройства является то, что педагог (воспитатель, няня) может быть заменен другим лицо в любое время, что невозможно совершить при индивидуальной форме устройства (например, при опеке и попечительстве). В соответствии с п.1 ст. 123 СК РФ к формам «неиндивидуального» устройства относится «передача ребенка в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов». К ним относятся «образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги» и другие.

Данной позиции придерживается Л.Ю. Михеева, справедливо делая оговорку, что «слово «неиндивидуальное» применимо с тем, чтобы подчеркнуть разницу между закреплением за гражданином физического лица и закреплением за ним юридического лица. Безусловно, конкретные действия в пользу гражданина совершают физические лица, однако они выступают в качестве работников организации, и их личность для самой формы устройства юридического значения не имеет»

[20]

Следующая классификация делится в зависимости от длительности отношений по устройству ребенка на временную форму устройства и постоянную форму устройства.

К временной форме устройства относится пребывание ребенка, утратившего родительское попечение, в одном из специальных учреждений. Это связано с тем, что ребенку, помещенному в то или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны искать ему подходящую семью, что, соответственно, требует определенного времени. Например, такая форма устройства, как опека и попечительство, носит временный, т.е. срочный характер и поэтому относится к данной категории устройства.

Постоянное устройство предполагает отсутствие срока и возникновение длительных или даже пожизненных отношений ребенка и с другими людьми. Например, при установлении усыновлении отношения между усыновленным и усыновителями носят постоянный (пожизненный) характер, (за исключением отмены усыновления).

Совсем иную классификацию форм устройства детей выделяет А.М. Грибков. Он предлагает три формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: « усыновление, установление опеки (попечительства) и помещение ребёнка на воспитание в приёмную семью»

[21]

. Однако в данном перечне отсутствует одна важная форма -  помещение детей в организации.

Важно отметить, что многими учеными не упоминается такая форма устройства как помещение детей, оставшихся без попечения родителей, в организации. Это объясняется тем, что в современной науке проведено пока мало исследований несемейных форм устройства детей, что, соответственно, приводит исследователей к выделению не форм такого устройства, а отдельных видов семейных форм устройства детей и смешению понятий.

Также наиболее распространенной классификацией является разделение форм устройства на: семейные (усыновление, опека и попечительство), государственные (помещение ребенка в приют, школу-интернат, дом ребенка, детский дом), государственно - общественные (приемная семья, детские дома семейного типа, патронатная семья).

Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ, несмотря на необходимость ее дальнейшего совершенствования, направлена на реализацию прав и законных интересов данной категории детей, создание наилучших условий для их семейного, а в  необходимых случаях -и для несемейного, воспитания.

Таким образом, исходя из проведенного выше анализа, целесообразно выделить существующие в законодательстве РФ две формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Первая форма именуется как «семейная», которая делится на определенные виды: усыновление, опека, попечительство, приемная семья, патронатное воспитание. Ко второй форме относятся несемейные  формы, т.е. помещение несовершеннолетних в организации для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. В несемейную форму устройства входят: образовательные и медицинские организации, организации, социальной защиты населения и другие.


[1]

Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей [Электронный ресурс] URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2014.- (Дата обращения 20.04.2016)

[2]

Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета, N 67, 05.04.1995,

[3]

Конвенция о правах ребенка»: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 г. (Вступила в силу для РФ с 15.09.1990)// Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993

[4]

Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015)//Российская газета, № 17, 27.01.1996

[5]

О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Федеральный Закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) //Российская газета, №248, 27.12.1996

[6]

Крашенинников П.В.  Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации и ФЗ «Об опеке и попечительстве» / Под ред. П.В. Крашенинникова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Статут, 2010. -  с.184

[7]

Там же. С.183

[8]

Исхакова Э.М. Дети, оставшиеся без попечения родителей: понятие и правовой статус // Семейное и жилищное право. - 2013. - N 6. - С.36

[9]

Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2000 N 896 (в ред. от 10.03.2009) // Российская газета, N 235, 09.12.2000.

[10]

Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (в ред. от 23.11.2015) // Собрание законодательства РФ, N 26, 28.06.1999. Ст. 3177;

[11]

Чефранова Е.А. Семейное право: учебник для бакалавров/ Е.А. Чефранова. -3-е изд., перераб и доп. — М.: РПА Минюста России.  Юрайт, 2015.—  267 с.

[12]

Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 (ред. от 10.09.2015) // Российская газета, № 94, 27.05.2009

[13]

О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423: приказ Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 г. № 334 // Российская газета, N 252, 29.12.2009г.

[14]

О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16.04.2001 N 44-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Российская газета, №78,20.04.2001

[15]

Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей: приказ Министерства образования и науки РФ от 17.02.2015 №101 (ред. от 17.03.2016) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2015.

[16]

Всемирная декларация об обеспечении выживании, защиты и развития детей (Принята в Нью-Йорке 30.09.1990) Россия подписала Декларацию 31.01.1992//Дипломатический вестник. 1992. №6. С. 10-13.

[17]

Кепова Н.Г. Усыновление в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук /Н.Г. Кепова, науч. рук. Л.М. Пчелинцева.- М. - 2012. - с.12.

[18]

Фетисова О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству РФ: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук/О.В. Фетисова, науч. рук. А.М. Нечаева.- Москва.-2010.- 32с.

[19]

Доржиева С.В. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // Семейное и жилищное право.- 2015. - №6. - с.11.

[20]

Михеева Л.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: диссертация доктора юридических наук.- Барнаул, 2005. – с.205

[21]

Грибков А.М. Договорное регулирование отношений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей: диссертация канд. юридич. наук: М., 2010. – с. 47.