или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Право и юриспруденция |
Год сдачи: | 2020 |
Количество страниц: | 100 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 06.10.2020 |
Количество просмотров: | 260 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
Введение. 3
1 Теоретическое
осмысление социальной интеграции инвалидов в России. 6
1.1 Современное
социально-правовое положение инвалидов в России. 6
1.2 Понятие и цели
социальной интеграции инвалидов. 12
1.3 Формы социальной
интеграции инвалидов в Российской Федерации. 17
2 Права инвалидов в
сфере образования в Российской Федерации. 24
2.1 Реализация
инвалидами прав на образование в Российской Федерации. 24
2.2 Проблемы
образовательной политики Российской Федерации в отношении инвалидов и пути их
решения. 30
3 Трудоустройство
инвалидов в России. 39
3.1 Реализация прав
инвалидов в сфере труда и их социальная защита от безработицы в Российской
Федерации. 39
3.2 Проблемы
трудоустройства инвалидов в Российской Федерации и пути их решения. 53
4 Охрана здоровья
инвалидов в России. 67
4.1 Права инвалидов на
здравоохранение и пути их реализации. 67
4.2 Особенности охраны
здоровья инвалидов в России. 72
Заключение. 80
Библиография. 86
Приложения. 92
Введение
Инвалиды в Российской
Федерации являются одной из особых категорий граждан. Обеспечение нормальной и
стабильной жизнедеятельности, защиты прав и свобод инвалидов и их интеграции в
Российское общество является одним из превалирующих направлений в
государственной деятельности.
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что в современной России приняты ряд мер
социального, экономического, политического и иного характера, направленные на
нормализацию жизнедеятельности инвалидов и их эффективную интеграцию в
общественную жизнь. Однако несмотря на принятые меры, нормативно-правовую базу,
по-прежнему в России существует ряд объективных и субъективных факторов,
обуславливающих всевозможные сложности социальной интеграции инвалидов.
Объектом исследования
выступают общественные отношения в
области социальной интеграции инвалидов в
России.
Предмет исследования
составляют процесс социальной интеграции, ее формы и сопутствующие проблемы.
Цель дипломной работы –
комплексное исследование процесса социальной интеграции, выявление проблем социальной интеграции и
определение путей их решения.
Задачи дипломной работы:
1
Охарактеризовать современное
социально-правовое положение инвалидов в России, определить понятие и цели
социальной интеграции инвалидов и установить формы социальной интеграции
инвалидов в Российской Федерации.
2
Охарактеризовать процесс реализации
инвалидами прав на образование, выявить проблемы образовательной политики
Российской Федерации в отношении инвалидов и определить пути их решения.
3
Охарактеризовать процесс реализации прав
инвалидов в сфере труда, обозначить меры их социальной защиты от безработицы, выявить
проблемы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации и определить пути их
решения.
4
Обозначить права инвалидов на
здравоохранение, охарактеризовать пути их реализации и установить особенности
охраны здоровья инвалидов в России.
5
Изучить теорию и нормативную правовую
базу по данному вопросу, обобщить выводы по результатам исследования.
Нормативную основу
исследования составили: Конституция РФ; федеральные законы; Уголовный кодекс РФ; Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях; Трудовой кодекс РФ, подзаконные
нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ; подзаконные нормативные
правовые акты отраслевых министерств и ведомств.
При написании дипломной
работы были использованы работы О. В. Шашкова,
Г. Зиммеля, Н. П. Жигарева и другие. Детальный
анализ правовой природы социальной защиты инвалидов, развития теории социальной
защиты и поддержки инвалидов, помогли сложить определенное представление об общественных
отношениях в сфере социальной интеграции инвалидов в Российской Федерации.
Научная новизна работы.
В дипломной работе анализируется статистика и динамика инвалидности в России, приведенные
на сайте Федеральной службы государственной статистики РФ, изучены современные
механизмы реализации прав на образование, трудоустройство и реализации прав на
здравоохранение, а также излагаются проблемы такой реализации. Исследуются основные нормативные правовые акты, регулирующие
вопросы реализации прав инвалидов в сфере образования, труда и здравоохранения.
Практическая значимость работы. Настоящая работа направлена на выработку
практических рекомендаций по совершенствованию законодательства и практики его
применения. Результаты исследования могут быть использованы для преподавания
курсов права социального обеспечения.
Методологию
исследования составляют такие методы научного познания как: анализ, синтез,
дедукция, индукция, сравнительно-правовой, исторический. Методы применяются с использованием законодательной
базы и научной, а также учебной литературы, в которой характеризуется
конкретный вопрос.
Данная работа состоит
из введения, основной части, разделенной на четыре главы, заключения и библиографии.
Заключение
Таким образом,
положение инвалидов в современной России характеризуется наличием множества
проблем материально-финансового, психологического, медицинского и бытового
характера, в социальных отношениях доминирует практика социального исключения,
ограничивающая доступ инвалидов к ресурсам и даже общественным благам.
Такая несправедливость
по отношению к людям с инвалидностью не должна допускаться в цивилизованном
государстве, поэтому обеспечение людей с инвалидностью равными с другими людьми
возможностями в реализации гражданских, финансовых, политических и других прав
и свобод является приоритетным направлением государства и общества в целом.
Всестороннее изучение проблем людей с инвалидностью позволит осмыслить их
потребности и выработать пути для их решения.
Исходя из данных федеральной
статистики видно, что общая численность инвалидов сокращается, однако растет
численность отдельных групп и категорий инвалидов, например, число детей
инвалидов. Также все больше растет число инвалидов 1, 2 и 3 групп.
Можно сделать вывод,
что процесс социальной интеграции сложен. На него влияет ряд факторов, среди
которых наиболее важными являются: несовершенство законодательной базы,
нежелание индивида быть интегрированным или принять ситуацию, в которой он
находится, зависимость процесса интеграции от личностных особенностей и индивида
и опыта семейных взаимоотношений.
Развитие и
усовершенствование системы реабилитации, расширение возможностей среды и
использование средств массовой информации, все это поможет преодолеть
трудности. Но, прежде всего, в процессе интеграции необходимо ориентироваться
на внутренние возможности и ресурсы человека, на основании которых он
определяет себя, свое будущее место в обществе.
Социальная интеграция
происходит в четырех основных формах: социальная; организационно-правовая; пространственная
организация жизнедеятельности; межличностная. Для полноценной и качественной
интеграции инвалидов в Российское общество важно организовать комплексный
подход к решению данной проблемы.
Всего существует три
основных проблемы интеграции инвалидов – согласованность, информированность и
системность. Все эти проблемы решаются посредством должного освещения в СМИ
проблем инвалидности, разработка системы гарантий и мер социальной поддержки,
оптимизация процесса интеграции инвалидов, внедрения инновационных технологий
интеграции инвалидов.
Конституция РФ и законы
Российской Федерации содержат достаточно хорошо разработанную правовую базу для
реализации инвалидами своего права на образование. Однако на практике человеку
необходимо уметь отстаивать свои права и интересы. Знание законов помогает в
этой борьбе. Тем не менее, несмотря на все положительные аспекты, инвалиды
сталкиваются со скрытыми социальными проблемами при получении образования.
Многообразие законодательных актов не облегчает жизнь инвалидам, и не делает
возможности для реализации своих прав на образование более доступными. В связи
с этим, считаем, что необходимо наладить качественную работу по единообразию и
унификации законодательства.
На наш взгляд,
целесообразным будет, несмотря на разнообразие действующего законодательства, и
наличие Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ, принять отдельный Федеральный закон ««Об
образовании инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями». Именно такой
подход позволит достичь единообразия правоприменения, выработать единые меры
поддержки инвалидов при получении образования и решить ряд социальных,
экономических, юридических и физических проблем, примеры которых были описаны
выше. Меры в сфере образования инвалидов, с опором на положения Федерального
закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, на наш
взгляд сегодня недостаточны в виду некорректного и не полноценного нормативного
правового регулирования данного вопроса. Более того, важность данного вопроса
заключается в том, что необеспечение при необходимости рационального
приспособления инвалидов к имеющимся образовательным условиям квалифицируется
как дискриминация и является нарушением.
Под социальной
поддержкой безработных инвалидов понимается комплекс социально-экономических,
правовых, организационных мер, направленных на содействие занятости граждан с
ограниченными возможностями. В основе данной деятельности лежат механизмы по
повышению конкурентоспособности на рынке труда инвалидов желающих работать и
имеющих соответствующую рекомендацию.
Содействие
трудоустройству и занятости граждан с ограниченными возможностями — сложный
многоплановый процесс их приобщения к общественно-полезному труду в
соответствии с состоянием здоровья, способностями и личными возможностями,
который осуществляется с помощью системы государственных и общественных
мероприятий, обеспечивающих инвалидам полную реализацию конституционных прав.
Главными проблемами
трудоустройства инвалидов являются:
- нежелание или не
готовность инвалида к реализации своих трудовых прав в виду своей
инвалидизации.
- обширность
бюрократического аппарата, зачастую усложняющего процедуры получения инвалидом
возможностей для реализации своих трудовых прав.
- отсутствие
необходимого оборудования и качественного соответствующего технического
обеспечения рабочего места для инвалида у работодателя.
- недобросовестный
работодатель. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные
моменты, касающиеся обеспечения ими особых условий, на присутствующие риски и
другое. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории
граждан и отказывают им по иным причинам.
Для решения
вышеуказанных проблем, следует выработать ряд объективных мероприятий:
1) пропаганда трудовой
деятельности среди инвалидов, разъяснение порядка трудоустройства и
положительных аспектов работы, для решения вопроса о нежелании или не
готовности инвалида к реализации своих трудовых прав в виду своей
инвалидизации.
2) исходя из материалов судебной практики,
представленным в Определении
Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от
30.09.2019 N 33-КГ19-6 видно,
что отказ в приеме на работу в случае отсутствия специальных рабочих мест,
является необоснованным и незаконным. Решение данной проблемы, по обеспечению
надлежащего рабочего места инвалиду является обязанностью работодателя. Ведь отказ
в приеме инвалида на работу на рабочее место, противоречит целям
законодательства в сфере трудоустройства инвалидов.
3)
ужесточение юридической ответственности за нарушение трудовых прав инвалидов.
Согласно ст. 5.42. Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
- нарушение
прав инвалидов в области трудоустройства и занятости:
П.1. - Неисполнение
работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для
трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на
работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в
пределах установленной квоты - влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
П.2. - Необоснованный
отказ в регистрации инвалида в качестве безработного - влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти
тысяч рублей.
Предлагаем п.1 и п. 2
ст. 5.42. КоАП РФ читать в следующей редакции:
П.1.
- Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест
для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема
на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в
пределах установленной квоты - влечет наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
П.2. - Необоснованный
отказ в регистрации инвалида в качестве безработного - влечет наложение
административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до
двадцати пяти тысяч рублей.
То есть предлагается
ужесточить материальную сторону санкции данной статьи.
Права инвалидов на охрану здоровья, закреплены и регулируются такими
нормативными правовыми актами как: Федеральный
закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011
N 323-ФЗ; Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее
оказании» от 02.07.1992 N 3185-1; Федеральный закон «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ; Постановление
Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица
инвалидом», а также иными законодательными актами.
Инвалиды имеют право на медико-социальную помощь,
реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на
профессиональную подготовку и переподготовку.
Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную
медико-социальную помощь в учреждениях государственной системы здравоохранения,
на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности
– на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения.
Важно отметить, что для реализации своих прав на охрану
здоровья инвалиду достаточно обратиться в одно из специализированных учреждений
системы здравоохранения и социального облуживания, однако для лиц, которые в
силу своего недуга и проблемы со здоровьем не может самостоятельно
реализовывать свое право на охрану здоровья, предусмотрен особый порядок
предоставления медицинской и социальной помощи, которая предоставляется на дому
в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
Охрана здоровья
инвалидов подлежит нормативному правовому регулированию, как на федеральном,
так и на региональном уровне.
Исходя из действующего
законодательства следует отметить, что к особенностям охраны здоровья инвалидов
в России относятся:
- внеочередная форма
оказания медицинской помощи;
- уход и медицинское
обслуживание на дому, инвалидам, не имеющим возможности к самостоятельному
передвижению;
- полный комплекс мер
психиатрической помощи, в том числе оказание психиатрической помощи на дому;
- право на
медико-социальную помощь, на все виды реабилитации, обеспечение лекарствами,
протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных
условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку;
- право на бесплатную медико-санитарную помощь в
учреждениях государственной системы здравоохранения, труда и социальной защиты
населения, уход на дому, а одинокие инвалиды, нуждающиеся в постороннем уходе,
инвалиды с хроническими психическими заболеваниями — на содержание в
учреждениях труда и социальной защиты населения.
(фрагменты работы)
3.1 Реализация прав инвалидов в сфере труда и их социальная защита от безработицы в Российской Федерации
Права инвалида на получение образования, труд и защиту от безработицы закреплены в ст. 37 Конституции РФ. Регулирование проблем в области занятости решается на основе Трудового кодекса РФ. В этом нормативном документе закреплены особые режимы труда, времени, условий работы инвалидов. Так, продолжительность рабочего времени для граждан с ограниченными возможностями не должна превышать 35 часов в неделю, сверхурочная работа возможна только с письменного согласия самого инвалида при условии, что медицинские показания этому не препятствуют. Согласно законодательству, работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации [1].
Гарантии трудовой занятости инвалидов обеспечиваются органами власти всех уровней путем проведения ряда специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности лиц с ограниченными возможностями на рынке труда согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Правовые, экономические и организационные основы политики содействия трудоустройству инвалидов, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан с ограниченными возможностями на работу и социальную защиту от безработицы, определены в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1. В нем занятость понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Безработица определяется как сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела, не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода (заработной платы) [9].
Содействие занятости и трудоустройству инвалидов может быть организовано по нескольким направлениям.
1. Профессиональное образование инвалидов — проблема комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных структур: органов власти всех уровней, службы занятости населения, сферы образования и социальной защиты.
Государство обеспечивает инвалидам получение образования в соответствии с индивидуальной программой их реабилитации. Для лиц с ограниченными возможностями, нуждающихся в особых условиях для получения образования, создаются специальные учреждения или соответствующие условия в образовательных учреждениях общего типа.
Специальные условия должны обеспечивать выполнение индивидуальных программ реабилитации на период обучения инвалидов и состоять в следующем:
- приспособление помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями без барьерной архитектуры;
- адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов, педагогической коррекции учебного процесса.
Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства. Так как, средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов. Если доступ инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью будет ограничен, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества.
Для инвалидов, которые не способны участвовать в основном процессе занятости создаются специализированные предприятия. В России в настоящее время существует около 1,5 тысяч таких предприятий. Специализированные предприятия обычно предназначены для определенных категорий инвалидов со значительными потерями функций организма: нарушение зрения, умственного развития и двигательного аппарата. Однако трудоустройство инвалидов на специализированные предприятия нельзя рассматривать как исключительную форму обеспечения занятости инвалидов и как фундамент, на котором основывается вся политика по обеспечению занятости инвалидов [23,c.26].
Инвалиды зачастую опасаются перемещения на основной рынок труда из-за возможной неудачи в трудоустройстве на обычные не специализированные профессии, после чего перед ними вновь встанет проблема получения специализированной работы. К тому же инвалиды бояться потери определенных льгот, которые они получают, работая на специализированном предприятии. Работники специализированных предприятий зачастую становятся важной рабочей силой, обладают высоким профессионализмом и положительно влияют на производительность, доходы и прибыль предприятия вследствие чего руководители таких предприятий обычно не хотят отпускать работников. Целью руководителей специализированных предприятий может являться достижение определенного уровня занятости инвалидов с целью получения определенных налоговых и других льгот, таким образом, они заинтересованы в сохранении этих рабочих, какой бы ни была их производительность [23,c.40].
Похожие работы