или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Средние специальные учебные заведения > Московский вечерний авиационный технологический техникум |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.02.2012 |
Количество просмотров: | 722 |
Рейтинг работы: |
Выпускная квалификационная (дипломная) работа
На тему:
«Влияние личностных особенностей юношей и девушек на парные взаимоотношения в спортивных бальных танцах»
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАРТНЕРОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПАРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1.1. Влияние занятий спортивными бальными танцами на личность
Проблема формирования танцевальных пар
Теоретические аспекты межличностного взаимодействия в танцевальной паре
1.4. Возрастные особенности юношества
Выводы по первой главе
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПАРТНЕРОВ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПАРЫ
2.1. Методы и организация опытно-экспериментальной работы
2.2. Методика гармонизации взаимодействия партнеров танцевальной пары
Экспериментальная проверка эффективности методики гармонизации взаимодействия партнеров танцевальных пар
Рекомендации по гармонизации взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема взаимодействия является междисциплинарной и рассматривается в философии, естествознании, герменевтике, социальной психологии, педагогике, психолингвистике и др. Сегодня общепризнанно, что эффективность решения как глобальных цивилизационных, так и локальных, в частности педагогических, задач зависит не столько от индивидуального потенциала субъекта, сколько от его способности осуществлять совместную деятельность.
Сегодня общество ориентировано на воспитание свободной, активной, творческой, ответственной и толерантной личности. Общеизвестно, что решающим периодом в формировании человека является подростковый возраст, для которого характерны интенсивное физическое, интеллектуальное и эмоционально-чувственное развитие, и, что особенно важно, дифференциация интересов на фоне становления системы жизненных ценностей.
Следует отметить, что большим, но недостаточно используемым педагогическим потенциалом обладают спортивные бальные танцы. Педагогический потенциал спортивных бальных танцев заключается в их позитивном влиянии на физическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и социально-психологическое развитие, на адаптацию, социализацию, самореализацию.
Специфика спортивных бальных танцев проявляется не только в интеграции спортивной, культурной, эстетической и художественной деятельности как сочетания элементов спорта и искусства, но и в комплексном подходе к воспитанию личности и формированию творческой культурной среды, что помогает устранить традиционный приоритет ценностей физического развития над духовным становлением человека в процессе спортивной деятельности. Танцы способствуют развитию пластики и красоты движений, развивают индивидуальные способности подростков, формируют адекватную самооценку, помогают обрести уверенность в собственных силах, дают толчок к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, а также закладывают поведенческие основы межличностного взаимодействия. Следует отметить, что именно гармоничность взаимодействия партнеров, обусловленная степенью развития каждой личности, составляющей дуэт, в конечном итоге определяет неповторимость созданного парой творческого эмоционально-чувственного танцевального образа.
В последнее десятилетие в России увеличилось количество специализированных танцевальных клубов, авторских студий и хореографических коллективов, созданных при общеобразовательных учреждениях, домах культуры, дворцах творчества детей и молодежи.
Теоретические и прикладные аспекты совершенствования свойств и качеств личности в процессе занятий хореографией и спортивными танцами рассмотрены в работах Л.В.Богомоловой, М.А.Ганеевой, А.А.Коваленко, Е.В.Кузнецова, Е.Г.Монаховой, О.Н.Моноловой, О.А.Москалевой, Е.Н.Фокиной и др.
Анализ состояния современного танцевального искусства позволил выделить ряд противоречий в его развитии:
- между потребностями современного общества в формировании активной, творческой и толерантной личности и недостаточным использованием педагогического потенциала танца в практике основного и дополнительного образования как средства гармонизации физического и духовного развития подрастающего поколения;
- между осознанием влияния характера взаимодействия партнеров в спортивных танцах на качество их исполнительского искусства и слабой разработанностью средств, методов и условий гармонизации взаимодействия партнеров танцевальных пар.
Таким образом, проблема путей и способов гармонизации взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах является актуальной для теории и практики педагогической науки, что и определило тему нашего исследования.
Традиционно парные взаимоотношения рассматриваются как связь, стройность, соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта, стимулирующих развитие друг друга, в единое целое. Под гармоничным взаимодействием партнеров танцевальной пары мы понимаем эмоционально благоприятный контакт танцовщиков, характеризующийся согласованием целей, координацией усилий, достижением взаимопонимания и взаимопроникновения, проявляющийся в музыкальности, пластичности движений, дуэтности и в способности к совместной импровизации при создании эмоционально-чувственного смыслового образа и раскрытии содержания рисунка исполняемого танца.
Цель исследования: на основе реализации педагогического потенциала спортивного танца теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние личностных особенностей партнеров на их парные взаимоотношения.
Объект исследования: личностные особенности партнеров в спортивных бальных танцах.
Предмет исследования: содержание, средства, методы и условия гармонизации взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах.
Гипотеза исследования: мы предположили, что гармонизация взаимодействия партнеров будет достигнута, если ориентиром реализации педагогического потенциала спортивного бального танца будет развитие активной, творческой и толерантной личности; взаимодействие партнеров будет осуществляться через согласование целей, координацию усилий, достижение взаимопонимания и взаимопроникновения во внутренний мир друг друга в процессе совершенствования музыкальности, пластичности, дуэтности и креативности на основе развития физических кондиций, музыкально-ритмических способностей и эмоционально-волевых качеств личности, освоения техники движений и ритмического рисунка танца, импровизации и танцевальной пластики для творческого созидания эмоционально-чувственного танцевального образа;
В качестве средств и методов гармонизации личностных особенностей партнеров танцевальной пары будут использоваться прослушивание и анализ различных музыкальных произведений, просмотр и анализ танцев различных культурных традиций, сочинение собственных мелодий и танцевальных композиций, хореографических этюдов, импровизация, организация карнавалов.
Но главным условием взаимодействия в танцевальной паре по-прежнему является учет индивидуальных особенностей (физических и музыкально-ритмических способностей, акцентуаций характера и мотивации) каждого при составлении спортивной танцевальной пары и обогащение танцевальной культурной среды.
Основными показателями гармонизации взаимодействия будет позитивная динамика индивидуально-личностных качеств партнеров, повышение исполнительского мастерства пары и достижение высоких спортивных результатов.
Цель, объект, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили выдвижение следующих задач:
1. Проанализировать философские, социально-психологические и педагогические аспекты межличностного взаимодействия в танцевальной паре.
2. Определить содержание и особенности гармонизации взаимодействия партнеров в спортивных бальных танцах с учетом их личностных особенностей.
3. Разработать и экспериментально проверить методику гармонизации взаимодействия партнеров танцевальной пары.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анализ данных, полученных методом педагогического наблюдения, экспертных оценок и самооценки, анкетирования, интервьюирования, обобщение педагогического опыта, опытно экспериментальная работа.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили: работы по методологии научно-педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский); теории индивидуальных различий и развития личности (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Г.Асмолов, Р.Бернс, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, Б.М.Теплов); идеи эстетического развития (Э.Жак-Далькроз, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, К.Орф, Платон, Р.Штайнер); концепции межличностного взаимодействия (Э.Берн, В.А.Кан-Калик, В.А.Лабунская, А.В.Петровский, М.И.Станкин, И.И.Сулеймаиов и др.); теория и практика личностно-ориентированного обучения и воспитания (Н.А.Алексеев, Ш.А.Амонашвили, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); теория общих и спортивных способностей (В.Д.Шадриков, О.А.Сиротин); идеи единства физического, духовного и нравственного воспитания (П.Ф.Лесгафт, В.И.Столяров); методика и технология обучения и воспитания и воспитания профессионального танцовщика (А.Я.Ваганова, Р.В.Захаров, Н.И.Тарасов и др.)
Таким образом, образовалось противоречие, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, существует настоятельная потребность в научном обосновании методики комплектования пар в спортивных бальных танцах, с другой стороны, в спортивной практике такая методика отсутствует. Актуальность настоящего исследования состоит в том, чтобы решить проблему теоретического и опытно-экспериментального обоснования методики комплектования пар среди подростков для успешных занятий спортивными танцами. В соответствии с этим сформулирована тема исследования.
Похожие работы
Работы автора