или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Московский педагогический государственный университет (МПГУ) > Факультет дошкольной педагогики и психологии |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2012 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 18.11.2012 |
Количество просмотров: | 617 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы воспитания положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Сущность понятия «положительное отношение
к школе» …………………………………………………………………….…....7
1.2 Анализ исследуемой проблемы в научной литературе ………18
Глава 2. Сущность опытно-экспериментальной работы по воспитанию положительного отношения к школе у старших дошкольников
2.1 Сущность констатирующего эксперимента ………………….47
2.2 Педагогические условия эффективного воспитания положительного отношения к школе у старших дошкольников …………..59
Заключение…………………………………………………………………66
Список литературы ………………………………………………………..68
Приложения……………………………………………………………...…74
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Поступление в школу - это ответственный и сложный период в жизни ребенка и его близких. Это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками [18, с. 67].
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители и воспитатели. Взрослые держат своеобразный экзамен - именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий.
Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно шагают по школьным коридорам, добиваются первых успехов. И совсем другие чувства испытывают родители, если ребенок начинает отставать в учебе, не справляется с новыми требованиями, теряя интерес к школе.
Как правило, быстро теряют интерес к учебе, а в дальнейшем нередко отстают от своих сверстников «хорошо подготовленные дети». Такие дети уже в дошкольном возрасте получили знания из различных областей современной жизни, умеют читать и считать, нередко обучены ещё и письму. Однако часто такие знания являются результатом прямого натаскивания, не учитывающие возрастные особенности детей дошкольного возраста. Главные психически функции, позволяющие успешно обучаться в школе остаются у таких детей не развитыми в должной мере [41, с. 13].
В результате, настоящей готовности к школьному обучению не наблюдается, что негативным образом сказывается на успехе обучения в школе «хорошо подготовленных детей».
По мнению разработчиков Концепции содержания непрерывного образования (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.03), наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью [41, с. 15].
На сегодня проблема готовности к школе и школьному обучению рассматривается психологами, педагогами, физиологами, которые в ходе исследований отмечают, что поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для родителей.
Практический опыт педагогического и психологического обследования детей показывает, что они далеко не всегда всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе; поэтому часто приходится сталкиваться с разочарованиями и нереализованными желаниями.
Некоторые дети, в силу развития своих индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к школьным условиям, а порой и вовсе не справляются с режимом работы и нагрузкой в школе.
Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что уже в начальной степени обучения и воспитания у детей формируются не только базовые школьные знания, но и протекает интенсивное личностное развитие: ребенок учится учиться, в результате чего у него создается стойкое отношение не только к обучению, но и к самому себе.
Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе.
Проблема эффективного воспитания положительного отношения к школе у старших дошкольников продолжает оставаться одной из важных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями.
Существующее противоречие между высокими требованиями, предъявляемыми к уровню мотивационной готовности к обучению в начальной школе, и недостаточному обращению внимания в дошкольном образовательном учреждении воспитанию положительного отношения старших дошкольников к школе является прямым обоснованием актуальности проблематики нашего исследования и выбора темы: «Педагогические условия воспитания положительного отношения детей к школе».
Большое место вопросам воспитания положительного отношения к школе отведено в трудах: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, Е.Н. Водовозовой, В.А. Сухомлинского и др.
Подготовка ребенка к школьному обучению изучалась педагогами и психологами: А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, Ш.А. Амонашвили, Л.А. Венгер, М. Р. Гинзбургом, А.Л. Венгер, Т.А. Нежновой и др.
Для нашего исследования важными явились психологические положения Л.С. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.И. Божович, Н.Н. Поддьякова и др. о закономерностях развития ребенка и возможностях каждого этапа развития.
Актуальность и важность проблемы, её недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы дипломной работы «Педагогические условия воспитания положительного отношения детей к школе».
Объект исследования – педагогический процесс в подготовительной к школе группе дошкольного образовательного учреждения и его влияние на воспитание положительного отношения детей к школе.
Предмет исследования – процесс воспитания у старших дошкольников положительного отношения к школе.
Цель исследования – определить педагогические условия повышения эффективности воспитания положительного отношения у детей к школе.
В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы воспитания положительного отношения детей к школе.
2. Выявить педагогические условия воспитания положительного отношения детей к школе.
3. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по исследуемой проблеме.
В определении гипотезы мы предположили, что эффективному воспитанию положительного отношения к школе способствуют: комплексное использование педагогических средств и методов, направленных на формирование представлений детей о школе, стимулирование интереса и положительного отношения к школе в контексте разнообразных видов детской деятельности, потребности в знаниях, в овладении навыками культуры поведения, повышение мотивации к учению, включение родителей в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения для решения общих воспитательных задач, установление взаимодействия со школой на основе преемственности содержания, методов и форм работы с детьми.
В работе применялся комплекс методов: теоретический анализ научной литературы, изучение педагогического опыта по проблеме, наблюдение, беседы, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, педагогический эксперимент.
База исследования – Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
Похожие работы
Работы автора