или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2008 |
Количество страниц: | 48 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 07.03.2018 |
Количество просмотров: | 608 |
Рейтинг работы: |
В литературе достаточно полно исследована самооценка разных возрастных групп, а также факторы, на нее
влияющие. Однако недостает данных о том, как изменяется характер семейного влияния на самооценку ребенка при его переходе из одной возрастной группы в другую. Открытым остается и вопрос о том, как меняется влияние представлений родителей о детско – родительских взаимоотношениях на младших подростков по сравнению с младшими школьниками. А также – как влияют представления родителей
о их взаимоотношениях с ребенком на самооценку ребенка в младшем подростковом возрасте по сравнению с младшим школьным.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы самосознания и самооценки в подростковом возрасте
1.1. Основные понятия проблемы самосознания в психологии
1.1.1. Я – концепция………………………………………………................6
1.1.2. Самооценка…………………………………………………………….9
1.2. Общая характеристика детей подросткового возраста…………….12
1.3. Особенности взаимоотношений подростков и их родителей
1.3.1. Самооценка и взаимоотношения в семье……………………………17
1.3.2. Изменение отношений с взрослыми в подростковом возрасте……21
1.3.3. Источники конфликтов в отношениях подростков с родителями…24
Глава 2. Эмпирическое исследование связи самооценки родителей и подростков с их представлениями о взаимоотношениях в семье
2.1. Характеристика выборки и методов исследования …..………………27
2.2 Результаты исследования и их интерпретация………………………...29
Заключение……………………………………………………………………45
Список литературы…………………………………………………………...46
Приложение…………………………………………………………………....50
Исследование проводилось в течение двух лет. В 2007 году выборка состояла из младших школьников (77 учеников вторых и третьих классов) МОУ СОШ №25 города Ярославля и их родителей (77 человек), а в
2008 году в нашем исследовании принимали участие младшие подростки (84 ученика пятых и шестых классов) МОУ СОШ №52 города Ярославля и их родители ( 84 человека).
Методы исследования:
-Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
-методика «Взаимодействие родитель – ребенок» И. М. Марковской
методика «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. С. Шеффера и Р. К. Белла
-детский вариант личностного опросника Р. Кеттелла (только шкалы C, H, Q3)
-методика Будасси на исследование самооценки; - методика «Тест - опросник родительского отношения» А. Я. Варги, В. В. Столина,
- личностный опросник Р. Кеттелла «16PF» (только фактор Q3).
Методом организации исследования является метод «поперечных срезов».
Для статистической обработки данных, использовались: методы первичной описательной статистики; непараметрические методы: критерии различий - U-критерий Манна-Уитни; методы корреляционного (коэффициент корреляции r-Пирсона и корреляционные отношения) и регрессионного анализа данных. При обработке эмпирических данных применялась компьютерная программа «STATISTICA 6.0».
(фрагменты работы)
Проведя корреляционный анализ, мы обнаружили, что самооценки по шкалам методики Дембо - Рубинштейн, которые давали младшие подростки, по-разному связанны с общей самооценкой и уровнем притязаний. Оценивая себя, младшие подростки особое место отводят ценности своего здоровья (r =0,75, р<0,001) и авторитету у сверстников (r =0,74, р<0,001). Развивать и улучшать (уровень притязаний) они стремятся качества своего характера (r =0,83, р<0,001). Однако есть различия, близкие к статистически значимым, между выборками мальчиков и девочек подростков. Так девочки помимо характера стремятся развить большую уверенность в себе и навыки руководителя (r =0,78, р<0,001), а мальчики – свой авторитет у сверстников (r =0,70, р<0,001). Однако наиболее выраженная корреляционная связь была обнаружена нами между самооценкой внешности (r =0,50, р<0,001) и характера (r =0,49, р<0,001) и уровнем притязаний у девочек, а также самооценкой внешности (r =0,67, р<0,001) и авторитетом у сверстников (r =0,67, р<0,001) у мальчиков (см. приложение 7, таблица №9). Получается, что младший подросток имеет различные противоречивые критерии оценки себя и своих притязаний: самооценка преимущественно складывается из оценки своего здоровья и авторитета у сверстников, уровень притязаний – из оценки внешности, а способ достижения своих притязаний младшие подростки видят в совершенствовании своего характера. Таким образом, вероятно, можно сказать, что притязания и способы их достижения у подростка не адекватны имеющимся у него ресурсам. Например, мальчик – подросток, зная или представляя, что имеет крепкое здоровье, будет добиваться наилучшего развития своего характера и авторитета не через развитие данных качеств, а через улучшение своей внешней привлекательности. Вероятно, такой способ будет очень энергозатратным и на принесет ожидаемого результата, поскольку цели и способы ее достижения находятся в разных сферах жизни. Следствием этого может стать ухудшение эмоционального состояние, хроническое чувство напряжения и другие негативные последствия неэкономичного расходования своих ресурсов и неадекватного представления о себе. Это, вероятно, можно рассматривать как проявление закономерностей возрастного развития психики младшего подростка, таких как неравномерность и гетерохронность развития новообразований психики. Младший подросток еще на может интегрировать составляющие его Я-концепции и самооценки в единый Я-образ. У него нет внутренней согласованности в Я-концепции. Поэтому встает важная задача перед взрослыми (родители, учителя, психологи и другие) составляющими ближайшее окружение младшего подростка: ему необходима помощь в развитии адекватной Я-концепции, самооценке, уровне притязаний и способе расходования своих ресурсов.
Похожие работы