Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Дипломные работы > Дипломные работы по психологии > Гендерные различия проявления агрессивного поведения у лиц страдающих алкогольной зависимостью
Гендерные различия проявления агрессивного поведения у лиц страдающих алкогольной зависимостью

Тема дипломной работы: Гендерные различия проявления агрессивного поведения у лиц страдающих алкогольной зависимостью

1000 ₽
Купить за 1000 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2013
Количество страниц: 70
Оценка: 9
Дата публикации: 06.01.2019
Количество просмотров: 293
Рейтинг работы:
Описание работы

Цель работы: изучить гендерные различия способов и степени проявления агрессии у лиц страдающих алкогольной зависимостью.

Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический обзор научной литературы по проблемам: гендерные различий проявления агрессии, агрессивное поведение у лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

2. Изучить способы проявления агрессии у лиц, не страдающих алкогольной зависимостью.

3. Изучить различные способы проявления агрессии у лиц, страдающих алкогольной зависимостью.

4.  Исследовать гендерные различия проявления агрессии с помощью методик: «Полоролевой опросник» Сандры Бем    методики изучения агрессии Баса-Дарки и методики  «Индикатор копинг-стратегий»   Д. Амирхана.

Объект исследования: мужчины и женщины, страдающие алкогольной зависимостью и проходящие лечение в 21-ом отделении ГУ «РНПЦ психического здоровья».

Предмет исследования: Гендерные различия проявления агрессии у лиц страдающих алкогольной зависимостью и без нее.

Гипотеза:

1. Лица, страдающие алкогольной зависимостью, обладают большей степенью выраженности агрессии чем другие люди, независимо от гендерного типа.

2. Испытуемые с большей выраженностью маскулиных черт, более склонны к проявлению физической агрессии, с большей выраженностью феминных черт –  вербальной.

Научная новизна. В настоящее время существует много исследований на тему различия проявления агрессивного поведения между мужчинами и женщинами. В этой же работе мы не будем делить респондентов на мужчин и женщин и проанализируем различия в проявлении агрессии не столько с позиции биологического пола, сколько с позиции социального. Кроме того, в данной работе будет изучено влияние алкогольной зависимости на агрессивность представителей того или иного гендерного типа.

Практическая значимость. В данной работе будут проанализированы гендерные различия проявления агрессивного поведения у лиц страдающих алкогольной зависимостью, что позволит лучше прогнозировать степень и форму выраженности возможной агрессии  с их стороны и определить направленность коррекционной работы

База исследования: основную группу составили мужчины и женщины со средним образованием, средний возраст – 40,3 год, находившиеся на стационарном лечении в ГУ «РНПЦ психического здоровья» (группа состояла из 60 человека), в контрольную группу вошло 30 человек со средним образованием, средний возраст – 49,7 лет, находящиеся на стационарном лечении в ГУ 10-ая ГКБ .

Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.  Общий объём работы 70 страниц.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ЛИЦ СТРАДАЮЩИХ АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ

1.1 Формирование гендерной идентичности.
В результате своего развития любой человек претерпевает такой процесс как социализация. Благодаря этому процессу человек собственно и становится личностью способной функционировать в обществе. Для начала хотелось бы раскрыть такое определение как социализация. Вообще существует много определений данного термина. Сейчас я приведу один из наиболее полноценно раскрывающих данное понятие. Социализация – двусторонний процесс усвоения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит с одной стороны, и активного воспроизводства, и наращивания им системы социальных связей и отношений, в которых он развивается – с другой. Иными словами, человек получает определённый социальный опыт, который впоследствии преобразуется в его собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. Личность субъективно включается в исполнение тех или иных ролевых функций. [1 c.50] В процессе социализации формируются социальные установки. Социальная установка – понятие, отражающее то, как усвоенный социальный опыт переломлен личностью и конкретно проявляет себя в её действиях и поступках. По сути социальная установка – понятие, которое в определённой степени объясняет выбор мотива. [2 c.83] Одной из разновидностей социальных установок являются гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы – представления о личностных свойствах и социальных ролях мужчин и женщин. В процессе интеграции в общество, каждый индивид проходит гендерную социализацию. Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, предназначении и положении мужчины и женщины в обществе. Это процесс по средствам которого человек обучается моделям поведения в обществе в соответствии со своим полом. Выделяют несколько групп гендерных стереотипов:

1) Маскулинность-феминность – отражает личностные черты и индивидуально психологические особенности представителя того или иного пола.
2) Представление о распределении профессиональных и семейных ролей – данная группа отражает то, чем должен заниматься представитель того или иного пола.
3) Специфика труда. Отражает понятие того, что приемлемо и что не приемлемо в трудовой деятельности представителя определённого пола. В большинстве случаев считается, что женщины, как правило, связаны с обслуживающим трудом, а мужчины – с руководящим. Выделяют два типа гендерных установок:
1) Традиционная. Данная установка связана с традиционно сложившимися представлениями о гендере.
2) Эгалитарная. Данная установка связана с сочетанием в мужчинах и женщинах личностных качеств характерных для обоих полов. [3 c.49] Начинается гендерная социализация в дошкольном возрасте. Именно в этот период достигается гендерная константность. Ребёнок причисляет себя к представителю того или иного пола по ряду признаков: внешние признаки, имя. Осознание роли женщины и мужчины дети получают от агентов гендерной социализации. В результате рефлексии и оценки своей гендерной идентичности подростки относят себя к представителю определённого пола не только с биологической точки зрения, но и в социальном контексте. В большинстве случаев в результате осознания своей поло ролевой идентичности подростки перестраивают своё поведение и подгоняют его под рамки соответствующие их полу. Причём независимо от того конструктивную или деструктивную направленность несёт в себе это поведение. [4 c. 195]
Гендерные различия сложились исторически вследствие того, что человеческое сообщество должно было каким-то образом выживать и представители разных полов выполняли определённые функции в том сообществе, в котором находились. К примеру, ещё во времена первобытного строя человеческое сообщество использовало такую стратегию как «Охота и собирательство» В данном человеческом сообществе существовало чёткое разделение труда. Если мужчины были охотниками, то женщины добывали пропитание для того сообщества, которому они принадлежали путём собирательства. Следует отметить, что при такой стратегии выживания женщины добывали гораздо больше продуктов питания, чем это могли сделать мужчины. А так как ещё не было достаточно хороших орудий труда, с которыми можно было бы более-менее эффективно добывать пропитание таким путём, статус женщины был очень высок по причине её активного участия в производстве, хоть и ниже чем у мужчины. После перехода к подсечно-огневому земледелию (стратегия – хортикультура) люди стали вести полуосёдлый образ жизни. В эти времена так же имело место разделения труда по половым и возрастным признакам. Статус женщины оставался по-прежнему высокий, так как она всё ещё активно участвовала в производстве. С переходом к следующей стратегии выживания, а именно, к скотоводству (пастухи) статус женщины резко упал, так как она была исключена из непосредственного процесса производства и круг её обязанностей был ограничен воспитанием потомства и ведением домашнего хозяйства. Само собой разумеется, что все линии поведения представителей определённого пола в вышеуказанных стратегиях выживания были обусловлены разными возможностями представителя того или иного пола, сложившимися ещё в процессе формирования человека как вида. Самой природой было начертано то, чтобы мужчины и женщины имели разные способности и дополняли друг друга. Сотрудничество между мужчиной и женщиной, основанное на их различиях собственно и было одним из механизмов выживания человека как вида. [5 c.198] В подобного рода условиях развития человека как вида не смогли не сформироваться и психофизиологические различия между мужчинами и женщинами, влияющими на их поведение. Дружининым в его работе «Психология способностей» были проведены исследования, касающиеся различий в способностях мужчин и женщин.
Первичное деление человечества на мужчин и женщин и доминирующая роль мужчин в современном обществе привели к тому, что научная психология - это, преимущественно, психология мужчины в возрасте от 18 до 30 лет. Для всех очевидно преобладание мужчин и это преобладание прослеживается во все культурно-исторические эпохи в сфере науки, искусства, политики.
Попытки объяснения этих различий в социальной и профессиональной успешности сводятся к двум схемам:
1) биологические (генетические) различия между мужчинами и женщинами считаются причиной различий в успешности;
2) социальные условия благоприятны для доминирования мужчин, т.е. система воспитания, распределения ролей дают больше шансов для развития способностей мужчин. Если принять последнее объяснение, вновь возникает вопрос: а откуда берутся условия, благоприятствующие для развития способностей мужчин?
Генетика полагает, что мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины ¬– консервативных. Соответственно, величина вариации любых признаков мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значений. Феминистки обвиняют исследователей-мужчин в склонности интерпретировать результаты исследований, исходя из чисто мужских предубеждений по отношению к женщинам. В свою очередь, мужчины-психологи нетерпимы к попыткам сведения причин различий в уровне развития познавательных и прочих способностей к социальным детерминантам (пресловутому социальному доминированию мужчины во всех сферах жизни). В целом, исследовательницы-феминистки склонны к социологическому редукционизму, а исследователи-женоненавистники - к биологическому. Но прежде, чем перейти к объяснениям, изложим факты. Большинство исследователей считают, что различия в способностях мужчин и женщин связаны не с общим уровнем интеллекта, а с развитием парциальных умственных способностей. Женщины лучше выполняют тесты на быстроту восприятия знаковой информации и изображений. Они лучше запоминают локализацию предметов в пространстве, их взаиморасположение. Как правило, они превосходят мужчин в тестах на быстроту перечисления объектов одной категории. У женщин лучше развита тонкая моторика. Они превосходят мужчин в скорости арифметических операций. Мужчины значительно лучше, чем женщины выполняют пространственные тесты. Это относится, в первую очередь, к заданиям, требующим пространственного представления и мысленного вращения предметов. Значительно выше у мужчин точность прицеливания. Мужчины лучше выполняют задания на различение, на поиск простых фигур, "спрятанных" в сложных (тесты на полезависимость - поленезависимость). Мужчины значительно превосходят женщин в тестах оценки математических способностей. К.Кернз и Ш.Беренбиери (Чикагский университет) установили, что половые различия в успешности выполнения задач на пространственное мышление существуют у детей еще до полового созревания. Известно, что половые гормоны влияют на различия в органическом развитии мозга с самого раннего возраста. Поэтому средовое воздействие невозможно отделить от особенностей физиологического созревания. При решении задач на запоминание маршрута, выяснилось, что мужчины быстрее выучивают маршрут, но женщины запоминают больше "дорожных" ориентиров. Первоначально полагали что и пространственный, и математический интеллект - "вторичные половые признаки" мужчин, при измерении этих способностей наблюдаются максимальные половые различия.

Купить за 1000 ₽