или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 86 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 17.07.2014 |
Количество просмотров: | 387 |
Рейтинг работы: |
Актуальность исследования.
С переживанием одиночества часто связаны подростковое отчуждение от мира взрослых, открытие новых возможностей своего Я, осознание себя как личности и индивидуальности.
Исследователи подросткового возраста (И.В. Дубровина, Э. Эриксон, Д.И. Фельдштейн) отмечают, что особенно трудно приходится подросткам, находящимся в ситуации перехода от детства к взрослости, в ситуации становления и развития. Особый интерес представляют подростки-осужденные
Именно в этот период подростки чаще всего остро переживают одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность. 97,45 несовершеннолетних содержатся в воспитательных колониях. Между тем, сама изоляция преступников от общества предполагает концентрацию в замкнутых условиях асоциальных однополых личностей, у которых сформировался определенный стереотип поведения.
Переживание одиночества у подростка может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания, и даже стать препятствием для личностного развития.
Специфика нашего исследования заключается в том, что оно направлено на изучение особенностей связи переживаемого одиночества осужденными с развитием личностного самоопределения. В работе изучаются позитивные и негативные аспекты переживаемого одиночества и их влияние на поиск смыслов жизнедеятельности. В этом мы видим актуальность данного исследования.
Объектом нашего исследования является одиночество как значимое переживание и состояние.
Предмет исследования – особенности переживания одиночества подростком-осужденным, играющие роль в развитии личностного самоопределения.
Целью исследования является выявление позитивных и негативных аспектов переживания одиночества как поиск смыслов жизнедеятельности.
Основная гипотеза формулируется следующим образом:
Мы предполагаем, что овладение подростками рефлексией способствует более продуктивному переживанию одиночества. Состояние одиночества является необходимым условием для развития личностного самоопределения.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1) На материале анализа литературных данных и эмпирического исследования изучить феноменологию переживания одиночества у современных подростков-осужденных.
2) Определить показатели процесса личностного самоопределения и его влияние на особенности переживания одиночества подростком-осужденным.
Методологической и теоретической базой нашего исследования является субъективный подход, разрабатываемый в отечественной и зарубежной психологии (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, К. Роджерс).
1) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО);
2) Опросник социально-психологической адаптированности (СПА);
3) Калифорнийская шкала одиночества Д. Рассела.
4) Беседа.
5) Контент-анализ особенностей восприятия и понимания одиночества современными подростками.
Похожие работы
Работы автора