Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по психологии > фактор риска в деятельности водителей и его влияние на процесс принятия рискованного решения
фактор риска в деятельности водителей и его влияние на процесс принятия рискованного решения

Тема дипломной работы: фактор риска в деятельности водителей и его влияние на процесс принятия рискованного решения

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Психология
Год сдачи: 2013
Количество страниц: 58
Оценка: 4
Дата публикации: 17.07.2014
Количество просмотров: 383
Рейтинг работы:
Описание работы

Актуальность темы исследования:

В инженерной психологии большое место занимает проблема профессиональной надежности оператора и ее основной показатель - наличие или отсутствие ошибочных действий. В настоящее время научно-техническое развитие производства ставит перед человеком-оператором жесткие требования. Возрастает цена ошибки человека и повышается его ответственность за качество выполняемой работы.

Разработка мероприятий по профилактике аварийности возможна только в результате установления причин ошибки.

Понятие "ошибки человека-оператора" в общем виде можно определить как отклонение от установленных норм, стандартов. Под это определение  попадает понятие риска, поскольку риск - это также всегда отклонение от правил, норм, инструкции. Кроме того, риск, в свою очередь является причиной других ошибок. Поэтому изучение риска, его природы и причин должно занять свое место в теории ошибок. По классификации, предложенной В.А.Бодровым и В.Я.Орловым, риск относится к ошибкам, проявляющимся во внутренней структуре деятельности. Данная (работа) глава посвящена изучению риска как причины ошибок и в то же время как собственно ошибки. Дж.Расмуссен [23] предложил схему, на которой ошибки соотносятся с моделью деятельности. Риск в соответствии с этой схемой необходимо рассматривать как ошибку на уровне знаний.

Важной особенностью развития современного автомобильного транспорта является постоянное совершенствование его технических характеристик, способствующих повышению активной и пассивной безопасности, надежности в эксплуатации.

Постепенно улучшается качество автомобильных дорог. Однако это не приводит к существенным положительным изменениям в безопасности дорожного движения. Как свидетельствует статистика, определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители транспортных средств. Более 75% всех происшествий на дороге возникает из-за ошибок водителей в принятии решений на дороге.

В научной литературе существует несколько определений понятия «Безопасность дорожного движения». Наиболее точным, по моему мнению, является определение Д. Клебельсберга. Этот исследователь определяет ее как отсутствие «закономерных опасных условий и поступков, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям» [28]. При этом не исключается случайное появление каких-то неожиданно возникающих опасностей, даже дорожных происшествий. Однако типичные опасные условия и поступки, возникающие и по случайным законам, здесь включаются в категорию закономерных, и они также принимаются во внимание при определении безопасности дорожного движения. Весьма важно, что безопасность не следует рассматривать как самоцель; она должна быть лишь условием успешного достижения цели, для которой используется транспортное средство, причем достижения цели не в идеальных условиях, а при оптимальной интенсивности движения, оптимальном использовании этого средства и оптимальной нагрузке водителя. Статистика показывает, что роль человеческого фактора в аварийности с годами возрастает, в то время как технического — понижается. Имеют место следующие факторы, влияющие на аварийность: профессиональная непригодность водителя по психофизиологическим качествам, низкая профессиональная подготовка, приводящая к неправильным действиям в критической ситуации, неготовность водителя к работе, физиологическое утомление.

Безопасность движения на дорогах зависит от безотказной работы всех звеньев комплекса «водитель — автомобиль — дорога — среда». Надежность работы этого комплекса должна быть обеспечена, с одной стороны, технической надежностью автомобиля, техническим совершенством дороги, а с другой — надежностью действий водителя в различных дорожно-транспортных ситуациях. [29]

Объект исследования: фактор риска в деятельности водителей и его влияние на процесс принятия рискованного решения.

Предмет исследования: психологический фактор риска в профессиональной деятельности водителей автобусов с опытом работы и новичков.

Цель исследования: определить содержание факторов риска и причины их возникновения в профессиональной деятельности водителей со стажем и новичков, приводящие к дорожно-транспортным происшествиям.

Задачи исследования:

  1. Провести научный анализ концепции факторов риска, влияющих на процесс принятия рискованных решений и их последствий.
  2. Проанализировать причины ДТП и выявить факторы риска в профессиональной деятельности и у водителей автобусов.
  3. Изучить дорожную инструкцию водителей автобуса и правила технической эксплуатации (ПТЭ).
  4. Исследовать представления о психологических факторах риска в профессиональной  деятельности в группе водителей автобуса, со стажем работы более 10 лет.
  5. Исследовать представления о психологических факторах риска в профессиональной деятельности в группе стажеров.
  6. Провести сравнительный анализ по результатам исследования  в группах изучения технической документации.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:

  1. В профессиональной деятельности водителей существуют факторы риска, приводящие к ДТП.
  2. Неверное оценивание психологических факторов риска в группе водителей-стажеров может спровоцировать ДТП.

Методы:

- анкетирование;

- метод экспертных оценок;

- метод включенного наблюдения, беседы;

- количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Практическая значимость исследования:

В результате исследования выявлены факторы риска (отвлечение от процесса управления автобусом, личностный, стрессогенный) в процессе управления транспортным средством.

Купить за 2500 ₽