или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2014 |
Количество страниц: | 59 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 05.01.2015 |
Количество просмотров: | 531 |
Рейтинг работы: |
Оглавление
Введение................................................................................................... 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и поведения супругов в конфликте в молодых семьях................... 6
1.1.Основные подходы к изучению эмоционального интеллекта в психологии 6
1.2. Особенности супружеских конфликтов в молодых семьях.......... 15
1.3.Взаимосвязь эмоционального интеллекта супругов и их поведения в конфликте в молодых семьях.............................................................................................. 23
Выводы................................................................................................... 32
Глава 2. Эмпирическое исслдеование взаимосвязи эмоционального интеллекта супругов и их поведения в конфликте в молодых семьях............................... 34
2.1.База и методы исследования........................................................... 34
2.2.Анализ и интерпретация результатов............................................. 37
Выводы................................................................................................... 51
Заключение............................................................................................. 53
Список литературы................................................................................ 55
Приложения........................................................................................... 60
(фрагменты работы)
Заключение
В основу нашей работы легли исследования отечественных и зарубежных ученых. В исследовании эмоционального интеллекта мы опирались на концепцию Д.В.Люсина, дополненную М.А.Манойловой, в исследовании поведения супругов в конфликте – на разработанную К. Томасом и Р. Киллменом двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии, и в качестве дополнения использовали концепцию М.М.Кашапова относительно поведения в конфликте в малых группах.
Результаты проведенного нами эмпирического исследования, валидность которых подтверждена корреляционным анализом, указали на отсутствие прямых связей между эмоциональным интеллектом и его компонентами и комбинированием супругами стратегий поведения в конфликте по К.Томасу. Была выявлена более сложная связь, не носящая линейного характера. Нельзя утверждать, что, например, высокий уровень эмоционального интеллекта обусловливает эффективное сочетание стратегий поведения в конфликте, однако открытая нами связь свидетельствует о значительном влиянии понимания эмоций партнера на комбинирование супругами стратегий поведения в конфликте. Чувствительность к пониманию эмоционального состояния супруга определяет ориентацию на него и, следовательно, стремление снизить напряжение путем выбора адекватной стратегии поведения.
Способность комбинирования стратегий поведения в конфликте также влияет на эмоциональный интеллект супругов и его компоненты. Это обеспечивается за счет закрепления полученного в ходе решения конфликтов опыта. Исследование показало наибольшее влияние владения стратегиями поведения на понимание своих эмоций – попадая в конфликтные ситуации и разрешая их, супруг учится слышать себя и свои эмоции.
Прямые обратные связи между стратегиями поведения уходом и агрессией говорят о возможности корректирования поведения молодых супругов в конфликте через развитие эмоционального интеллекта и его компонентов.
Отсутствие значимых гендерных различий указало на сходство характеристик эмоционального интеллекта супругов и поведения мужа и жены в конфликте. Опираясь и на теоретический анализ, стоит заметить, что различия носят скорее качественный, чем количественный характер.
Подводя итог, следует сказать, что гипотеза подтвердилась частично: между эмоциональным интеллектом и комбинированием стратегий поведения в конфликте существует связь, однако она носит нелинейный характер.
Выявленные проблемы эмоционального интеллекта молодых супругов и выбора ими доминирующих стратегий поведения в конфликте определяют необходимость исследований в этих направлениях: поиска их взаимосвязей с личностными особенностями партнеров и на их основании путей коррекции.
Одно из важных непосредственных направлений будущей работы определено необходимостью установления характера взаимосвязи между изучаемыми феноменами, принципа их взаимозависимости. Это станет основанием для разработки рекомендаций развития эмоционального интеллекта с целью развития способности эффективного сочетания стратегий поведения и наоборот.
Таким образом, цель исследования была достигнута, однако в силу открывшихся фактов мы считаем необходимым продолжение нашей научно-исследовательской работы.
Похожие работы