Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по социологии > Культурный досуг студенческой молодежи в Московском мегаполисе
Культурный досуг студенческой молодежи в Московском мегаполисе

Тема дипломной работы: Культурный досуг студенческой молодежи в Московском мегаполисе

2500 ₽
Купить за 2500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Учебные заведения Москвы > Российский государственный социальный университет (РГСУ) > Кафедра лингвистики и межкультурной коммуникации
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Социология, Туризм
Год сдачи: 2017
Количество страниц: 128
Оценка: 5
Дата публикации: 31.08.2018
Количество просмотров: 444
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Культурный досуг студенческой молодежи в Московском мегаполисе (Дипломные работы - Социология, Туризм). Иллюстрация №2: Культурный досуг студенческой молодежи в Московском мегаполисе (Дипломные работы - Социология, Туризм). Иллюстрация №3: Культурный досуг студенческой молодежи в Московском мегаполисе (Дипломные работы - Социология, Туризм). Иллюстрация №4: Культурный досуг студенческой молодежи в Московском мегаполисе (Дипломные работы - Социология, Туризм). Иллюстрация №5: Культурный досуг студенческой молодежи в Московском мегаполисе (Дипломные работы - Социология, Туризм).
Описание работы

Оригинальность работы: 80%.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В МОСКОВСКОМ МЕГАПОЛИСЕ.. 9

1.1.     Сущность и содержание понятия досуг. 9

1.2 Культурный досуг как объект социологического анализа. 22

ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В МОСКОВСКОМ МЕГАПОЛИСЕ.. 38

2.1.     Практики культурного досуга в среде московской студенческой молодежи  38

2.2      Репрезентация форм культурного досуга в социальных сетях (на основе мониторинга сообщества «Студенты Москвы» в социальной сети «Вконтакте») 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 66

БИБЛИОГРАФИЯ.. 69

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 75

В первой главе рассматриваются основные подходы (зарубежные и российские) к определению понятия досуг и представлены социологические исследования изучавшие досуговую деятельность молодежи, что даёт возможность сформулировать понятие культурного досуга.

Вторая глава состоит из собственных исследований (количественный: опрос, качественный: мониторинг сообществ в соц. сетях; в приложении находится третий-визуальный анализ).

В конце каждого параграфа имеются выводы.

Библиография состоит из 65 научных работ как российских, так и зарубежных.

В приложении размещены программы исследований, состоящие из двух разделов, анкета для опроса, результаты исследований.

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Актуальность исследования. Возможность провести свой досуг так, как хочется, – одна из важнейших потребностей молодежи и критерий удовлетворения своей жизнью. Повседневное общение и досуговые предпочтения, как показал анализ практики, стали чуть ли не основными характеристиками избираемого молодыми людьми стиля жизни, вошли в число главных показателей их самоидентификации с определенной социальной группой или средой. Согласно данным опроса, молодые люди предпочитают в свободное время встречаться с друзьями, смотреть телевизионные передачи, прослушивать музыкальные записи или смотреть видеофильмы, заниматься физической культурой и спортом. Лишь небольшая часть молодых людей старается как можно чаще посещать учреждения культуры, имеющиеся в городе.
Молодые люди большое внимание уделяют: развлекательным передачам; музыкальным; просмотру отечественных и зарубежных фильмов, соответственно.
Значимое место молодежь отводит интернету. Большая часть респондентов обращается к Интернету с целью получения информации, чтобы занять свободное время и в целях развлечения.
Важное место в жизни молодежи занимает чтение книг. Молодежь предпочитает читать детективы, исторические романы, приключения, фантастику, классическую литературу. Меньшим спросом пользуется религиозная литература, поэзия.
В целом, культурный досуг играет очень большую роль в жизни каждого человека, особенно в жизни молодых людей. Именно в этом возрасте в большей степени происходит усвоение норм, ценностей, и именно культурный досуг оказывает своё непосредственное влияние на данный процесс, поскольку происходит не только рекреационно-восстановительные процессы, которые необходимы для снятия физического и психологического напряжения, но и приобщение к различным элементам культурны, таким как: музеи, выставки, кино, классическая литература и музыка и т.д., которые в свою очередь формируют основные культурные черты личности. В настоящее время досугово-культурные заведения находятся почти в каждом городе, особенно в мегаполисах их огромное количество. В связи в этим существуют и продолжают разрабатываться различные государственные программы, способствующие улучшению качества проведения культурного досуга, а также льготы и скидки, которые позволяют посетить то или иное культурное заведение по маленькой цене или вовсе бесплатно. Сюда можно отнести, например, Государственную программу города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы», которая подразумевает: «развитие инфраструктуры территорий музеев-усадеб и музеев-заповедников в части улучшения качества и количества услуг, оказываемых населению, книжной продукции, печатных изданий, развитие активного семейного и оздоровительного отдыха на территориях парков и музеев; создание условий организации современного и комфортного отдыха населения города Москвы по месту жительства; развитие разнообразных видов культурных, досуговых, оздоровительных, услуг с учетом дифференцированного подхода к разным группам их потребителей; увеличение посещаемости туристско-рекреационных объектов» , а так же Приказ Департамента культуры города Москвы №16 от 13.01.17г. «Об обеспечении бесплатного входа в подведомственные Департаменту культуры города Москвы музеи и выставочные залы в 2017 году», позволяющий всем категориям граждан в третье воскресенье каждого месяца посещать музеи и выставочные залы бесплатно .
Степень научной разработанности проблемы. Изучение досуга на Западе началось после Второй мировой войны, с началом научно-технической революции. Различные обстоятельства привела к созданию в научном социологическом сообществе идеи «общества досуга» («цивилизации досуга», «эпохи досуга»). Сторонников идеи «общества досуга» можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся авторы, убежденные, что «общество досуга» есть общество на современном им этапе (Ж. Дюмазедье, Р. Ли, М. Каплан, К. Робертс), ко второй – авторы, полагавшие, что общество досуга – неизбежное (Ж. Фурастье, Д. Габор) или возможное (К. Робертс) будущее человечества. Основными скептиками наступления «общества досуга» являются американские социологи Дж. Келли, Г. Бурк, С. Де Гразия, Т. Кандо.
Основоположником структурно-функционального подхода выступает Т. Парсонс, который рассматривал общество как систему, где все части взаимосвязаны и зависимы друг от друга, и все процессы направлены на сохранение и поддержание её целостности. Такого мнения придерживались и более поздние ученые структурного фукнционализма – Э. Гросс и С. Паркер.
Следующим подходом, который занимается изучением досуга, выступает символический интеракционизм. В данном подходе интересны идеи Дж. Р. Келли, И. Гофмана и Шоу.
К. Маркс, как основоположник маркситского подхода, не сосредотачивал своё внимание на изучении досуговой деятельности, однако он отмечал высокую степень важности свободного времени в жизни всех индивидов.
В рамках неомарксистского подхода, опираясь на идеи К. Маркса, начинается изучение досуговой деятельности индивида Дж. Кларком и Ч. Критчером, С. Холлом.
Теоретики франкфуртской школы в лице М. Хоркхаймера, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромма, Л. Ловенталя, основная идея которых заключалась в том, что выбор проведения досуга индивидом складывается из того, что предлагается производителями массовой культуры.
В истории отечественной социологии важность вопросов определения понятия «досуг» была осмыслена в 1960-70-е гг. XX века. Его изучением занимались такие ученые как: Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников, Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина, которые определяют досуг определяется как синоним свободного времени, Г.И. Минц, который считает, что досуг является лишь частью свободного времени, А.П. Владимирова, автор социологического словаря А.И. Кравченко определяет досуг как часть свободного времени, являющееся частью внерабочего времени и которой располагает сам человек.
В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов дают следующее определение свободного времени - это «такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга... для свободной деятельности и развития».
Также вопросом досуга занимались Г. Орлов, Л.И. Михайлова, А.С. Пашков, А.Д. Гордон и Э.В. Клопов.
Основное противоречие заключается в том, что несмотря на наличие в городе множества культурных заведений, государственных программ, позволяющих более качественно проводить свой культурный досуг, молодежь больше нацелена на проведение развлекательного и информационного досуга, то есть это просмотр телевизора, проведение времени за компьютерными играми, общаясь в социальных сетях и встречи с друзьями. Об этом говорят различные социологические исследования, например, исследование ФОМа «Опрос молодежи: досуговые и интернет-практики». Это исследование подтверждает, что больше половины молодых людей отмечают, что чаще всего смотрят телевизор, слушают музыку, смотрят фильмы, которые не несут никакой смысловой нагрузки, ходят в гости и проводят время за Интернетом, которое не направлено на саморазвитие.
Объект исследования: культурный досуг как часть досуговых практик человека.
Предмет исследования: культурный досуг студенческой молодежи в московском мегаполисе.
Цель исследования: на основе социологического анализа культурного досуга студенческой молодежи выявить практики проведения культурного досуга московскими студентами.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия досуг.
2. Рассмотреть культурный досуг как объект социологического анализа.
3. Определить место и роль культурного досуга в среде московской студенческой молодежи.
4. Выявить репрезентирующие признаки культурного досуга в социальных сетях (на основе мониторинга сообщества «Студенты Москвы» в социальной сети «Вконтакте»).
Теоретико-методологическая основа исследования. Выбор методологии обусловлен поставленной целью и рядом намеченных задач. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии.
Эмпирическая база исследования:
1. Данные результатов исследования, проведенного методом анкетного опроса, направленного на выявление культурно-досуговых практик студенческой молодежи. В рамках исследования было опрошено 300 студентов Московских ВУЗов.
2. Результаты исследования, проведенного методом мониторинга сообщества «Студенты Москвы» в социальной сети «Вконтакте», которая позволяет изучить какие новости в сфере досуга смотрит студенческая молодежь и на какие культурные мероприятия откликается.
3. Результаты анализа фотографий, репрезентирующих проведение культурного досуга студенческой молодежи.
Информационной базой исследования послужили:
- Данные федеральных и региональных органов статистики;
- Нормативные документы и нормативные акты органов самоуправления закрытого административно-территориального образования г. Мирный;
- Вторичный анализ материалов исследований российских и зарубежных социологов, публикаций периодических изданий, материалов международных, всероссийских и региональных конференций по изучаемой проблематике.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена актуальностью социологического анализа культурного досуга студенческой молодежи в московском мегаполисе. Полученные в результате данного исследования выводы позволяют расширить знания об особенностях проведения культурного досуга московскими студентами.
Материалы данного дипломного исследовательского проекта в дальнейшем могут использоваться для инновирования учебных курсов по дисциплинам «социология», «социология личности», «социология культуры», «социология духовной жизни», а также в качестве методической основы для изучения досуга.
Структура работы определяется логикой последовательного решения основных задач исследования и состоит из введения, двух глав, четырех параграфов (два параграфа в первой главе, два параграфа во второй главе), заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Купить за 2500 ₽