или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) > Факультет естественно-научного и гуманитарного образования |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Социология |
Год сдачи: | 2014 |
Количество страниц: | 91 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 12.05.2015 |
Количество просмотров: | 795 |
Рейтинг работы: |
Работа содержит теоретическую и практическую часть (социологическое исследование с анкетой)
Оглавление. Введение…………………………………………………………..…3 Глава I. Теоретико-методологические аспекты исследования ценностных ориентаций российской молодежи. 1.1. История концепта «ценность»……………………………….…..8 1.2. Социализация как основа становления ценностных ориентаций человека………………………….…...23
Глава II. Современная молодежь в условиях социальной аномии. 2.1. Возникновение и сущность социальной аномии……………………………………………………………38 2.2.Становление ценностных ориентаций
студенческой молодежи………………………………………………47 2.3. Пути формирования ценностных ориентаций современной молодежи……………………………...60
Глава III. Социологическое исследование по изучению
ценностных ориентаций студентов российских ВУЗов
в условиях социальной аномии
3.1. Программа социологического исследования……………………70
3.2. Анализ полученных данных………………………………….…..75 Заключение…………………………………………………………...80 Список использованной литературы………………………………..83
Приложение 1. Анкета…………………………………………..…....86
(фрагменты работы)
Введение. Общественные трансформации, происходящие в России с 90-х годов XX века, приводят к значительным изменениям в государственно-общественном устройстве, вызывают к жизни неотложные потребности информационно-коммуникативного характера, связанные с конечным успехом реформ и проводимой государством политики, в том числе молодежной. Именно молодежь является наиболее мобильной частью социума, которая реагирует на все происходящие изменения. За годы рыночных преобразований российское общество существенно поляризовалось в социальном аспекте: налицо разобщенность между его членами, отсутствие единых базовых ценностных установок, изменение содержания ценностей, тиражируемых средствами массовой информации и массовой коммуникации В разной степени, но во всех случаях радикально трансформация затронула экономическую, политическую, социальную, духовную сферы, условия жизни людей. Такого рода быстрые перемены, даже если они не имеют характера кризиса, порождают, как было показано еще социологами начала XX века (Э. Дюркгейм и его школа), распад ценностных систем, потерю в обществе ориентиров, каковыми выступают социальные нормы. Этот период - более или менее длительный - проявляется на всех уровнях социальности (в макро-, мезо-, микросистемах) как аномия, т. е. отсутствие норм, разделяемых обществом в качестве доминирующих, повсеместно признанных и в силу этого выступающих регулятором человеческого поведения и отношения к жизни.
Механизм включения молодежи в общественные отношения, формирующие её мировоззрение, ценностные ориентации, гражданскую позицию, профессиональный и социальный статус, имеет две формы: интеграция молодого поколения в культурные, нравственные, правовые, политические и идеологические традиции общества путём принятия ею господствующих социальных норм в качестве основы своих ценностных ориентации, побудительных мотивов поведения (процесс воспитания и обучения); дифференциация молодого поколения по ячейкам социально-профессиональной структуры общества путём образовательной и экономической «селекции» (профессиональная ориентация и профессиональная подготовка). В результате социализации, молодежь либо идентифицирует себя с господствующими социально-экономическими (в том числе распределительными) отношениями и нормами общества, и тогда бесконфликтное воспроизводство последнего гарантировано, либо, по тем или иным причинам, не идентифицирует себя с основными нормами общества (и идеологическими, и правовыми, и распределительными), отчуждается от них, и тогда назревает конфликт поколении[1].
По своей сути воспроизводство общества - это воспроизводство его профессиональной, затем - социальной (или социально-классовой), а в итоге - политико-идеологической структуры. Для краткости весь этот процесс «замещения» прежнего общества новым можно назвать воспроизводством социальной структуры (в обиходе - сменой поколений). Полный цикл воспроизводства (обновления) социальной структуры общества в среднем занимает 40 лет, в том числе начальная стадия -10 лет (от начала воспроизводства рабочего класса - с 16 лет -и до начала воспроизводства гуманитарной и научной интеллигенции - в среднем с 26 лет).
Процесс социализации подразумевает создание государством благоприятных условий для успешной интеграции молодого поколения в культуру современной цивилизации, нравственные, этнические и религиозные традиции, принятия им как ценности этических и правовых норм, общегуманистических принципов образа жизни общества, а также целостного мировоззрения, являющегося для государства системообразующим.
Процесс самореализации предполагает общегражданское, профессиональное, трудовое, семейное, а в итоге - социально-статусное самоопределение личности в процессе воспроизводства социальной структуры общества, т.е. поэтапного «замещения» старшего поколения на принципах исторической преемственности.
Результат взаимосвязанных процессов социализации и самореализации молодого поколения - это «образ» его социальной и гражданской идентичности, выступающий в качестве индикатора эволюционного или конфликтного вхождения молодого поколения во взрослую жизнь, степени гармоничности или дисбаланса социально-экономических процессов, составляющих опору интегрированной в государство общности[2]. Благоприятными процессы социализации и самореализации молодого поколения являются тогда, когда государство строит общественные отношения на принципах социально-справедливого экономического обмена, подкрепленного Конституцией, системой кодифицированного права, при консолидированности граждан, их этнической и конфессиональной толерантности.
Социальная аномия в российском обществе охватывает разные сферы деятельности и разные сообщества, приобретая специфические черты и свои темпы преодоления безнормности. В молодежных сообществах этот процесс существенно осложняется возрастными особенностями освоения социальных ценностей и норм, связанная с тем, что в период молодости ценностно-нормативная регуляция только формируется. В результате возникает проблемная ситуация, суть которой состоит в том, что ценностные ориентации молодых людей в период наиболее активного освоения ими основ мировоззрения и профессиональной деятельности испытывают на себе деформирующее влияние социальной аномии, что содержит повышенный риск ценностной дезориентации. Эта проблемная ситуация сказывается в образовательном процессе, в том числе отражается на мотивации к обучению, представлении о жизненных перспективах, жизненных целях и способах их достижения, выявлении «своих» и «чужих» в различных сообществах и т. д. Ее изучение существенно для понимания как сегодняшних процессов в студенческой среде, так и будущих состояний российского общества, включая те, которые возникнут в ситуации, когда социальная аномия будет до определенной степени преодолена. В этом и заключается актуальность данного исследования. Проблемы социальной аномии получили классическую интерпретацию в трудах Э. Дюркгейма и Р. Мертона, причем дюркгеймовская трактовка оказалась исключительно продуктивной для анализа российского общества и стран, образовавшихся после распада СССР. Анализ ценностных ориентаций российской молодежи ведется на протяжении нескольких десятилетий. Эти аспекты раскрывались в исследованиях по проблемам молодежи, ее образования, воспитания, подготовки к профессиональной деятельности, проведенных С. Н. Иконниковой, И. С. Коном, В. Ф. Левичевой, Е. Е. Левановым, В. Т. Лисовским, В. Г. Немировским, В. Н. Шубкиным, Ю. А. Зубок, В. И. Чупровым, Шерсти Ф. Э., Лапиным Н. И. Объект исследования — студенты российских вузов. Предметом исследования являются ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии. Цель исследования — выявить состояние и динамику ценностных ориентаций студенческой молодежи. Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач: изучить теоретико-методологические основы понятия ценность; теоретически проанализировать влияние аномии и процесса социализации на молодежь; установить особенности ценностных ориентаций молодежи; выявить пути формирования ценностных ориентаций молодежи. Рабочая гипотеза исследования: в условиях социальной аномии ценностные ориентации студентов российских вузов характеризуются высоким уровнем устойчивости ценностей семьи, любви, здоровья и нестабильностью ценностей материальной обеспеченности и образования. Большинство студентов, несмотря на аномию, имеющую место в современном российском обществе, обладают устойчивым во времени и пространстве ценностным ядром, в которое входят ценности здоровья, семьи и взаимной любви. Ценностные ориентации являются одним из структурообразующих факторов в ценностной системе студентов. Мотивации к получению высшего образования, как основной ценности студенческой молодежи, определяют три группы, характеризующие те или иные мотивационные комплексы, побуждающие к обучению в вузе в условиях социальной аномии: представляющая большинство студентов группа ориентированных на работу, определяет обучение в вузе как средство на пути к исполнению профессиональных ожиданий; значительно меньшая по объему группа ориентированных на знания, для которой обучение является самоценным; малочисленная группа не ориентированных на обучение, для которой получение высшего образования мотивировано такими факторами, как нежелание служить в армии, родительским давлением и т. д. Эмпирическую базу исследования составил анкетный опрос студентов разных ВУЗов города Санкт-Петербурга, в котором приняли участие 65 человек. Проведен вторичный анализ данных, с использованием материалов следующих исследований: Института социологии РАН по темам «Молодежь новой России: ценностные приоритеты», «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», «Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепуия», Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, Фонда Общественного мнения «Ценность высшего образования. Мнения представителей семей, в которых есть дети, о важности высшего образования». Используя метод контентанализа были обобщены и приведены в работе исследования Лапина Н.И., Лисовского В.Т., С.Г. Кара-Мурзы, В.А. Ядова. Практическая значимость исследования. Итоги исследования могут учитываться при разработке программ воспитательной направленности в вузах, программ и проектов в области государственной молодежной политики.
[2] Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Шаповалов В.А. и др. Социология молодежи. Ростов-на-Дону, 2001; Социология.
Похожие работы
Работы автора