Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по социологии > Практики профессионального самоопределения современной молодежи

Тема дипломной работы: Практики профессионального самоопределения современной молодежи

2200 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Социология
Год сдачи: 2022
Количество страниц: 55
Оценка: 4
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Практики профессионального самоопределения современной молодежи (Дипломные работы - Социология).

Выпускная квалификационная работа содержит 55 страниц, 17 рисунков, литература 38 назв., 6 приложений.

Выпускная квалификационная работа по теме «Практики профессионального самоопределения современной молодежи» посвящена изучению критериев выбора профессии молодыми людьми, анализу способов и подходов исследования данного процесса.

Цель выпускной квалификационной – анализ особенностей профессионального самоопределения молодежи.

Данная работа содержит введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.

Первая глава работы посвящена рассмотрению понятие, содержание и этапы профессионального самоопределения. Также рассмотрены характеристики молодежи как особой социально-профессиональной группы, выделены тенденции мотивационного портрета молодежи при выборе профессии.

Вторая глава включает в себя изучение проблем процесса профессионального самоопределения молодежи города Липецк, выявление и анализ их мотивационных факторов на основе проведенных прикладных социологических исследований.


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.

8

1.1. Подходы к определению понятия профессиональное самоопределение: характеристика и структура процесса.

8

1.2. Молодежь как особая социально-профессиональная группа.

14

1.3. Современные тенденции профессионального самоопределения молодежи

20

ГЛАВА 2. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПРАКТИК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ.

29

2.1. Результаты анкетирования

29

2.2. Результаты фокус группы.

38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

47

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.

50

ПРИЛОЖЕНИЕ.

56


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе была предпринята попытка изучения практик профессионального самоопределения молодежи. Проведению исследования предшествовал анализ работ, посвященных изучению самоопределения личности, профессионального самоопределения вообще и профессионального самоопределения молодежи в частности, позволивший выделить основные научные подходы к изучению профессионального самоопределения и сформулировать гипотезу, цель и основные задачи исследования.

Проводимое исследование ставило перед собой целью анализ особенностей профессионального самоопределения молодежи, нахождение различий и взаимосвязей в структуре профессионального самоопределения на разных этапах профессионального обучения. В качестве гипотез выступили предположения о том, что в современных реалиях у нынешней молодежи между объективными и субъективными факторами выбора профессии преобладающими являются субъективные; отсутствие или неэффективность профориентационной работы приводит к недостатку знаний о выбранной профессии, что часто становится причиной утраты желания продолжать обучение, что продлевает процесс самоопределения, а также  в представлениях современной молодежи получение высшего образования зачастую не связано с получением профессии и самореализацией, отсутствует стремление работать по полученной специальности в дальнейшем.

В ходе проведенного исследования перед стоял ряд задач, которые реализовывались в несколько этапов, первым из которых был анализ научной литературы по теме исследования. Теоретический анализ изучаемой проблемы позволил нам принять в качестве отправной концепцию того, что профессиональное самоопределение современных субъектов образовательных организаций интегрирует их индивидуальные и субъективные характеристики, внешнее окружение, объективные обстоятельства, условия и общественное мнение, то в конкуренции исследуемого феномена требуется выделение принципов междисциплинарности, субъективных и объективных факторов профессионального самоопределения, личностных установок центениалов и характеристика рынка их образовательных услуг.

Временные рамки профессионального самоопределения на настоящий момент четко не обозначены. Большинство ученых придерживаются точки зрения, что профессиональное самоопределение охватывает не только юношеский возраст, когда непосредственно происходит выбор профессии, и предшествующие ему периоды, но продолжается на протяжении всей профессиональной жизни человека.

Теоретический анализ факторов, детерминирующих профессиональное самоопределение, позволил условно разделить их по характеру воздействия на объективные, субъективные и социально-психологические.

Профессиональное самоопределение приводит к столкновению различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей и реальных возможностей для самореализации, противоречиям между представлениями о различных сторонах  «образа Я». Эти противоречия приводят к возникновению внутриличностных конфликтов – кризисов профессионального самоопределения, преодоление которых, может носить различный характер.

В современной науке, не смотря на не проходящий интерес к проблеме профессионального самоопределения, нет однозначного толкования данного понятия, различные аспекты профессионального самоопределения не представлены в научной литературе четко и однозначно. Для решения этих проблем необходимы дальнейшие углубленные теоретико-эмпирические исследования.

Следующими этапами были подбор инструментария, формирование выборки, проведение исследования и анализ результатов. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе проводился опрос с помощью анкетирования. В исследовании приняли участие 151 человек: 82 студента ВУЗов, 16 учащихся средних профессиональных учебных заведений и 52 школьника.  Обобщение итогов эмпирического исследования и анализ полученных результатов позволяет нам сделать следующий вывод:

Полученные данные позволяют расширить представление о процессе профессионализации личности в целом и могут быть использованы при дальнейших исследованиях проблем профессионального самоопределения молодежи при решении вопросов, связанных с подготовкой студентов к профессиональной деятельности.

Выделены три практики профессионального самоопределения, две из которых характеризуют результаты проведенного исследования:

- Профессиональные ориентации молодых людей происходят под влиянием собственного  опыта, ценностных  установок, способностей и  интересам, в соответствии с которыми  строится профессиональный план на будущее.

- Окружение молодого человека становится источником влияния на его профессиональное самоопределение: происходящее совмещение личного опыта с опытом, полученным из семьи, школы, круга знакомых и СМИ является основой для составления профессионального плана.

Низкая инициативности по причине отсутствия профессиональной мотивации как практика не отразилась в результатах исследования.

Выполненное исследование практик профессионального самоопределения молодежи может стать основой для более глубинного изучения этой проблемы. Предполагается, что не все поставленные задачи решены в равной мере глубоко и основательно, однако исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.

Также проведении корреляционного анализа выяснилось, что уровень созависимости места обучения и выбора критерия «материальный достаток» очень высок: коэффициент корреляции составляет более 0,9. Этот вариант ответа выбрало больше студентов, чем школьников (в процентном соотношении). Также были высоко оценены такие варианты, как наличие большого круга друзей (50%) и наличие цели в жизни (46%).