или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Дипломные работы |
Категория: | Языкознание и филология |
Год сдачи: | 2019 |
Количество страниц: | 59 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 08.09.2019 |
Количество просмотров: | 354 |
Рейтинг работы: |
Введение ..................................................................................................................3
Глава 1.Основы использования опор при обучении аудированию ..…............5
1.1 Аудирование как вид речевой деятельности………………………....5
1.2 Требования ФГОС……………………………………………………...9
1.3 Трудности при обучении восприятию иноязычной речи на слух на среднем этапе обучения …..…………………………………………………16
1.4 Принцип наглядности в теории и практике обучения …….……22
1.5 Виды опор по аудированию ……………………………………......24
Выводы по первой главе.......................................................................................29
Глава 2. Выявление опор при упражнениях по аудированию в УМК «Spotlight» и др. с 5 по 9 класс ………………………………...……………….30
2.1. Анализ УМК .…………………………………………………...…....30
2.2 Методические рекомендации …….……………………………....…47
Выводы по второй главе ......................................................................................54
Заключение ...........................................................................................................55
Библиография .......................................................................................................56
Введение
Современные политические и социально-экономические взаимоотношения между Россией и странами мирового сообщества высоко подняли значимость иностранного языка как учебного предмета. Владение вторым или третьим иностранным языком является не только показателем культурного развития человека, но также важным условием его успешной карьеры в самых различных сферах.
В настоящей выпускной квалификационной работе рассматриваются аспекты использования опор при обучении аудированию на уроке иностранного языка.
Анализ исследования сосредоточен на тех преимуществах визуального материала, которые методисты изучали на протяжении многих лет. Различные визуальные опоры, интегрированные в процесс развития навыков аудирования, привлекают внимание учащихся, улучшают и облегчают понимание грамматики и лексики, повышают мотивацию учащихся, а также помогают запоминать новые слова и структуры. Все эти факторы побуждают учеников становиться более активными и вовлеченными в процесс обучения.
Актуальность
В настоящее время нельзя отрицать одну вещь: наши учащиеся живут в медиа-мире, в котором большая часть информации обеспечивается визуальным сканированием данных с помощью различных технологических устройств. Как следствие учителям нужно максимально использовать возможности современного мира для поддержания интереса учащихся во время обучения такому сложному виду речевой деятельности как аудирование.
Как всегда утверждали ученые, чтобы сделать изучение языка более значимым для учащихся, учителя должны привнести реальный мир в классную комнату. Возможность использования современных технологий на уроке является мощным инструментом, поскольку дает учителям возможность показать культуру народа, говорящего на изучаемом языке, привычки и язык тела, лежащие в основе языковых реалий. Все это позволяет ученикам понять, что обучение аудированию имеет четкую цель – реальное общение.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выявление значения опор и их типов для обучения аудированию на иностранном языке, на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть понятие аудирования и классифицировать опоры
2. проанализировать требования ФГОС по обучению аудированию и рекомендации методистов по созданию опор;
3. проанализировать УМК «Spotlight» с 5 по 9 класс, «English» за 8 класс, «Enjoy English» за 8 класс, «Happy English.ru» за 5 класс и «Starlight» за 7 класс и выявить наличие или отсутствие опорных, вспомогательных элементов (схем, рисунков, таблиц, списков ключевых слов вспомогательных вопросов и т.д. ) в упражнениях по аудированию;
4. составить собственные методические рекомендации;
Объектом исследования является процесс обучения аудированию.
Предметом исследования являются всевозможные виды опор при упражнениях по аудированию.
Гипотеза: обучение школьников аудированию или «listening comprehension», будет намного эффективнее при систематическом и целенаправленном использовании комплекса упражнений, включающих в себя различные опорные приемы.
Основными методами исследования являются: анализ, системный анализ, сравнение и метод индукции.
(фрагменты работы)
Глава 1. Основы использования опор при обучении аудированию
1.1. Аудирование как вид речевой деятельности
Данная глава посвящена следующим задачам: рассмотреть понятие аудирования, классифицировать опоры, проанализировать требования ФГОС по обучению аудированию и рекомендации методистов по созданию и использованию опор. Для решения этих задач необходимо ответить на следующие вопросы:
Что такое аудирование?
Какие требования выставляются к процессу обучения аудированию?
Какие трудности могут возникнуть при обучении аудированию?
Что такое принцип наглядности в теории и практике обучения?
Какие бывают виды опор при обучении аудированию?
Аудирование - это не пассивный процесс простого получения входящих данных; это осмысленная многоуровневая рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, обработкой, декодированием и использованием информации, содержащейся в устном речевом сообщении [Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, 2006, 161].
Сначала слушатели используют свои лингвистические знания для распознавания значимых единиц в потоке речи, затем сохраняют эти единицы в кратковременной памяти и, наконец, сопоставляют единицы с существующими знаниями для достижения понимания. Начинающие будут уделять больше внимания языковым деталям, в то время как для слушателей с более высоким уровнем владения языком процессы постепенно становятся одновременными и автоматическими, и они будут прикладывать больше усилий для понимания общего контекста.
Зарубежные методисты выделяют два типа обработки услышанного - снизу вверх и обработка сверху вниз [M. Underwood, 1989, 26].
Обработка снизу вверх означает, что понимание входящей информации основано на распознавании звуков, слов, предложений и текста. Учащиеся должны обращать внимание на каждую деталь, чтобы достичь успешного понимания.
Можно проиллюстрировать это на следующем примере. Представим, что говорящий сказал такую фразу:
“The guy I sat next to on the bus this morning on the way to school was telling me he is from Spain.”
Чтобы понять это высказывание, используя восходящую обработку, учащиеся должны мысленно разбить его на составляющие. Вот куски, которые ведут к основному смыслу высказываний:
- парень
- я сел рядом в автобусе
- этим утром
- рассказывал мне
- он из Испании
Куски помогают определить основные положения, идеи, которые выражаются в высказывании, а именно:
- я был в автобусе
- рядом со мной был парень
- мы говорили
- он из Испании
Учащиеся помнят именно эти единицы значения, ключевые идеи, а не форму, в которой они изначально их услышали [M. Underwood, 1989, 26].
Таким образом, можно сделать вывод, что при восходящем типе обработки услышанного, актуальной будет опора на ключевые слова, которые могут быть вынесены отдельно на доску или прилагаться в учебном пособии, также возможно дробление аудиотекста, с целью выделения учащимися самостоятельно основных деталей высказывания. Непосредственно в самой аудиозаписи, для облегчения выделения учащимися ключевых элементов, может быть музыкальное сопровождение. Также стоит обратить внимание на ударение и интонацию, которые являются основными средствами акцентирования внимания на важных деталях.
Примером упражнения на развитие способности выделять ключевые слова, может быть следующее задание:
Учащиеся слушают высказывание
«My hometown is a nice place to visit because it is close to a beach, and there are lots of interesting walks you can do in the surrounding countryside».
Задача: Какие из этих слов вы слышите? Пронумеруйте их в том порядке, в котором вы их услышали.
Beach, shops, walks, hometown, countryside, schools, nice.
С другой стороны, нисходящий аспект слушания относится к вовлечению фоновых знаний в облегчение понимания. Слушатели должны объединить предварительно данную информацию и свои общие знания, чтобы понять информацию, которую они слышат, и сделать предсказания о предстоящей. Базовые знания и личный опыт слушателей - важный фактор. Если слушатель никогда не был в банке или у него нет некоторых знаний на эту тему, он вряд ли сможет понять разговор, происходящий в таком контексте [M. Underwood, 1989, 30].
Рассмотрим значение выражения «Good luck!» и как его значение будет отличаться, если будет сказано как ответ на каждое из следующих утверждений:
- I’m going to school. / - I’m going to the dentist. / - I’m going to the game.
Значение выражения «Удачи!» зависит от ситуации, которую мы мысленно представляем и от базовых знаний, которые мы привносим в каждую ситуацию когда это выражение используется. Можно сказать «Удачи!» и иметь в виду «Пусть все пройдет хорошо» или просто использовать вместо фраз «Хорошего дня», «Счастливо», «Пока.
Актуальными опорами в таком виде обработки входящей информации будут фоновые знания, иллюстрации к аудиотексту или видео сопровождение.
Упражнения на оба типа аудирования могут помочь учителям выяснить, какой тип у учащихся вызывает затруднение. Обработка снизу вверх и обработка сверху вниз, фактически, подразумевают два важных направления и фокусы для обучения аудированию: обучение базовым лингвистическим элементам и структурам и обучение аудированию в значимом контексте.
Аудирование, как самостоятельный вид речевой деятельности может выражаться в восприятии и декодировании устных выступлений, а также в прослушивании любых радиопередач, телевидения или информации с других информационных носителей. Прослушивание фонозаписи, радио или телевидения принято относить к дистантному аудированию.
Аудирование может быть частью устного интерактивного общения и выступать в качестве его рецептивного компонента, т.е. являться одной из сторон говорения. Такое аудирование называется контактным [Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, 2006, 161].
Фактическая необратимость процессов аудирования в реальной жизни делает его довольно сложным видом речевой деятельности, так как в ситуации живого общения времени на фиксацию и обдумывание информации практически нет.
Из всего выше описанного следует что, аудирование – это сложный рецептивный вид речевой деятельности, который сопровождается механизмами восприятия, узнавания и понимания. Данные механизмы носят скрытый характер, поэтому аудирование должно стать предметом пристального внимания преподавателя, необходимо специально обучать аудированию с учетом его специфики и сложности механизмов.
Похожие работы