Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Дипломные работы > Дипломные работы по журналистике > Научно-популярная пресса: история и перспективы развития

Тема дипломной работы: Научно-популярная пресса: история и перспективы развития

2500 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение: Учебные заведения Москвы > Московский педагогический государственный университет (МПГУ) > Филологический факультет
Тип работы: Дипломные работы
Категория: Журналистика
Год сдачи: 2013
Количество страниц: 137
Оценка: 5
Рейтинг работы:

Основная цель работы — всесторонний анализ особенностей современного функционирования научно-популярной прессы.

Обозначенная основная цель предопределила ряд частных задач, решаемых в настоящем исследовании:

 рассмотреть развитие научного знания в сравнении с развитием научно-популярной периодики;

 выявить особенности эволюции научно-популярной прессы;

 проанализировать парадигму читательского спроса на научно-популярную информацию;

 выявить основные аспекты развития спроса на научпоп;

 рассмотреть рынок современных научно-популярных изданий, их типологию и особенности;

 определить и охарактеризовать современных популяризаторов науки;

 выявить особенности научно-популярных журналов, текстов и жанров 1985 года и сравнить данные с 2012 годом;

 проанализировать предпочтения современного читателя.





Теоретическая значимость исследования определяется тем, что она формирует представления о предпосылках возникновения, эволюции и тенденциях развития научно-популярных газет и журналов.

А практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы издателями научно-популярных СМИ для моделирования эффективной редакционной политики, а также преподавателями и студентами направления «Журналистика» для организации аудиторной и самостоятельной работы.

Особо интересен еще и тот факт, что научно-популярные СМИ не только однобоко освещают науку, но и не раскрывают самые важные научные открытия, часто выбирая тему для материала спонтанно и неосознанно. Это хорошо демонстрирует исследование журнала Science, проведенное в 2009 году. В нем составлен рейтинг 10 важнейших научных открытий и количество их упоминаний в российских СМИ. Данный рейтинг представлен в таблице 2.



Таблица 2

Место в рейтинге Научное событие Кол-во упоминаний

1 Обнаружение скелета девушки Арди, которая предположительно является самым старым предком человека 674

2 Открытие новых пульсаров 1 161

3 Обнаружение воды на Луне 10 344

4 Ремонт «Хаббла» 2 762

5 Открытие монополя 223

6 Первые фотографии химической реакции 75

7 Применение метода коммерческого производства графеновых транзисторов 0

8 Эксперименты по генной терапии - крысам удалось продлить жизнь на 10% 837

9 Появление новых способов борьбы с засухой 3 587

10 Изучение и использование стволовых клеток, а также синтез новых противоопухолевых препаратов и поиск новых методов борьбы с раком 6 563

Как мы видим, не все выдающиеся открытия были широко освещены, некоторые даже не удостоились внимания. Это в свою очередь означает, что реальная наука перестала освещаться, и как следствие, потребности читателей в понимании быстроразвивающегося мира не удовлетворяются. Подобный вывод можно также сделать сопоставив опрос ВЦИОМ об интересе читателей к той или иной научной сфере и данные аналитической компании Scemago Research Group о количестве российских публикаций, посвященных научным дисциплинам.

Так, по данным социологов ВЦИОМ от 2011 года наибольший интерес у россиян вызывают Hi-Tech технологии (43%) и достижения в сфере медицины (40%). На третьей позиции закрепились достижения в IT-сфере (24%). Астрономия и освоение космоса интересует 18% участников опроса. 15% просматривают новости психологии, 13% - биологии. В перечень также вошли экономические науки (9%). По 7% набрали физика, социология, политология.

Если сравнить эти цифры с упоминаемостью данных научных сфер в научно-популярной прессе (тоже 2011 года), становится понятным тот факт, что запросы большинства читателей не удовлетворяются. Из общего потока научно-популярных публикаций в прессе, 22% информации приходится на физику и астрономию (учитывая их последние достижения), 15% - на историю и археологию, 13% - на химию, 9% - на прикладную науку, по 8% получают внимание биология, математика и инженерия, 7% досталось географии и наукам о Земле, 5% получает медицина. Что касается социальных наук, экономики и IT, то на них приходится менее 5% от общего объема информации. Столь любимая многим тема Hi-Tech довольно широко представлена в СМИ, но только не в виде науки. Чаще всего о новинках пишут как о товаре, а не как о достижении, поэтому Hi-Tech и IT часто уходят в ненавязчивую рекламу, в то время как их ждут совсем в другой сфере.

Таким образом, за последнее время, классический научпоп вытесняется с рынка, но образовавшаяся новая научно-популярная журналистика пока не приспособилась к спросу читателей, не сумев разработать грамотное читательское предложения.