или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Диссертации |
Категория: | Искусство, Музыка |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 75 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 14.10.2013 |
Количество просмотров: | 1530 |
Рейтинг работы: |
Введение
Прелюдия, как жанр имеет длительный путь развития и впитал в себя традиции разных исторических периодов. Прелюдия получила свой зачаток еще в первых пробах музицирования в XIII веке, как отдельный жанр прелюдия сформировалась позднее, а наибольший расцвет жанра, его переосмысление проявляется в западноевропейской музыке XIX века. За весь период развития жанра проявилась его творческая плодотворность. В каждом из стилистических направлений этот жанр имел важную роль в творчестве композиторов. Его возможности для создания музыкального образа оказались значительными, и как введения в основное музыкальное содержания в циклических формах эпохи барокко, и как самостоятельной пьесы, рисующей разнообразное эмоциональное состояние человеческой души.
Актуальность исследования определяется тем, что в современном музыкознании недостаточно внимания уделено малым формам в отечественной фортепианной музыке, которые составляют отдельный пласт в творческом наследии композиторов. В связи с этим проявляется необходимость изучения музыкального материала, который составляют циклы прелюдий. Необходимо выявить значимость исследуемых форм в отечественной музыке, выявить новые жанрово-стилевые закономерности.
Фортепианная прелюдия не так часто попадала в поле зрения исследователей. Работы, рассматривающие проблемы циклообразования, немногочисленны и посвящены, в основном, сочинениям композиторов Западной и Восточной Европы XIX — первой половины XX веков. Из специальных трудов можно отметить работы И. Хоминского [37], В. Апеля [36] и Н. Спектор [29]. О прелюдии, как одной из разновидностей миниатюры, писали К. Зенкин [12, 13], В. Панкратова [23]. Специальные исследования о прелюдии в творчестве конкретных композиторов проводили Я. Мильштейн [20] и Д. Фришман [32]. Изучение циклов прелюдий белорусских композиторов музыковедами на данном этапе развития теоретической мысли мало исследовано и требует более глубокого, детального рассмотрения. Не многие исследователи обращались к данному жанру. Среди музыковедческих опусов можно выделить труд С. Лискович [18], дипломные работы студентов БГАМ А. Босовец [5] и Е. Левченко [16] , статью В. Гуревич [8].
Общая характеристика работы
Целью исследования стало выявление особенностей прелюдий в творчестве А.В. Богатырёва и П.П. Подковырова.
В процессе работы поставлены следующие задачи:
- выявить особенности исторического пути развития жанра прелюдии;
- раскрыть эволюцию прелюдии с точки зрения формы и содержания;
- проанализировать особенности жанра прелюдии и определить его значение в творчестве А.В. Богатырёва и П.П. Подковырова;
- провести сравнительный анализ циклов прелюдий, их интонационной основы, компановки по тональностям, выявить связь прелюдий с различными жанрами, показать единство, заложенное внутри циклов;
- проследить связь белорусской композиторской школы с традициями предшественников;
- отметить привнесённые новации в белорусскую музыку и пианизм.
Объектом исследования является фортепианное творчество белорусских композиторов А.В. Богатырева и П.П. Подковырова.
Предметом исследования является цикл «24 прелюдии» А.В. Богатырёва и «24 прелюдии» П.П. Подковырова.
Метод исследования: исторический подход к развитию жанра прелюдии, компаративный подход к изучению жанра, комплексный анализ средств музыкальной речи в циклах прелюдий А.В. Богатырёва и П.П. Подковырова.
Научная новизна работы - впервые подробно анализируются фортепианные циклы прелюдий белорусских композиторов А.Богатырёва и П.Подковырова, выявляются новые черты и тенденции в творчестве композиторов.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть применены в курсах истории отечественной музыки, анализа музыкальных произведений, истории фортепианного искусства, значительно пополнить репертуарные списки программ по специальности «фортепиано», способствовать расширению концертного репертуара исполнителей. Научные положения работы могут послужить для дальнейших исследований в области фортепианной музыки, современных циклических композиций.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав. заключения, списка литературы. В первой главе дается характеристика жанра прелюдии, рассматриваются пути его развития, раскрываются новые свойства жанра, появившиеся в более позднее время. Рассматривается процесс развития прелюдии на территории белорусских земель. Во второй главе проводится детальный анализ «24 Прелюдий» А. Богатырёва. В третьей главе проводится детальный анализ «24 Прелюдий» П. Подковырова. В заключении проводится сравнительный анализ с аналогичными циклами композиторов предшественников, подводятся итоги исследования.
(фрагменты работы)
Содержание
Введение
1. Глава первая. Характерные черты жанра прелюдии.
2. Глава вторая. Жанр прелюдии в творчестве белорусских композиторов.
3. Глава третья. Стилистические особенности цикла
«24 Прелюдии» А. Богатырева.
4. Глава четвертая. Стилистические особенности цикла
«24 Прелюдии» П. Подковырова.
Заключение.
Библиографический список.
Нотное приложение:
а) «24 Прелюдии» А. Богатырёва
б) «24 Прелюдии» П. Подковырова
Библиографический список
1. Алексеев А.Д. Русская фортепианная музыка. Конец XIX - начало XX века / А. Д. Алексеев // -М.: Наука., 1969. – 391 с.
2. Анатолий Васильевич Богатырёв. Личность. Творец. Учитель: сборник документов и статей (к 90-летию со дня рождения). – Минск: Белорусская государственная академия музыки, 2005. – 102 с.
3. Асафьев Б.В. О музыке XX века / Б.В. Асафьев // - Л.: Музыка, 1982. - 200 с.
4. Арутюнова Н.О. Об инструментальной кантиленой мелодике С.Рахманинова / Н.О. Арутюнова // Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі: Навукова-тэарэтычны часопіс. – 2001. – № 1. – С. 84–86.
5. Босовец А. Принципы цикличности в фортепианных миниатюрах белорусских композиторов / А. Босовец // Дипл. раб. Научн. Рук. Златковский Ю. Д., - Мн., 1987.
6. Богатырев А.В. Прелюдия / А.В. Богатырев // Ноты для фортепиано. - Беларуская дзяржаўная акадэмія музыкі, 2001. – 48 с.
7. Гаккель Л.Е. Фортепианная музыка XX века: очерки / Л.Е. Гаккель // - Л — М.: Издательство Сов. Комп., 1976. — 286 с.
8. Гуревич. В. Прелюдии П. Подковырова / В. Гуревич // Вопросы фортепианного творчества, исполнительства и педагогики : сб. ст. / сост., вступ. ст., под ред. С. М. Хентовой. - Л.: Советский композитор; М.: Советский композитор, 1973. – 135 с.
9. Дернова В.П. Последние прелюдии Скрябина / В.П. Дернова // - М.: Музыка, 1988. - 71 с.
10. Долинская Е.Б. О русской музыке XX века (60-е - 90-е гг.) / Е.Б.Долинская // -М.: Композитор, 2004. - 125 с.
11. Дубкова Т. Анатоль Багатыроў / Т. Дубкова // - Мінск : Беларусь, 1971. – С. 71-84.
12. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма / К.В. Зенкин // - М.: Моск. гос. консерватория, 1997. - 510 с.
13. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра Шопена / К.В. Зенкин // - М.: Моск. гос. консерватория, 1995. - 150 с.
14. Кузнецов И.К. Теоретические основы полифонии XX века / И.К. Кузнецов // -М.: НТЦ «Консерватория», 1994. – 287 с.
15. Лебедева В.В. Цикл программных пьес и прелюдий в русской фортепианной музыке ХХ века: традиции и новые тенденции / В.В. Лебедева // Дис. канд. иск. - Москва, 2008. - 190 с.
16. Левченко Е.Г. О стилистических чертах камерно-инструментальной музыки А.В. Богатырева, на примере цикла «24 прелюдии» для фортепиано / Е. Г. Левченко // Дипл. раб., -Мн., 2001. – 99 с.
17. Лещеня Т. Из наблюдений над стилистикой позднего творчества А. Богатырева / Т. Лещеня // Весцi Беларус. дзярж. акад. муз. – 2001. - №1. – с. 139-154.
18. Лискович С. Фортепианные произведения белорусских композиторов / С. Лискович // - Минск, 1973.
19. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки / Л.А. Мазель // — М.: Сов. композитор, 1982. - 328 с.
20. Мильштейн Я. Хорошо темперированный клавир И.С.Баха / Я. Мильштейн // - М.,Муз., 392 с.
21. Назайкинский Е.В. О предметности музыкальной мысли / Е.В. Назайкинский // Музыка как форма интеллектуальной деятельности: сб. статей / Ред.-сост. Арановский М.Г. - M.:URSS, 2007. - С. 44-69.
22. Николаева А. Особенности фортепианного стиля А.Н. Скрябина (на примере произведения малой формы) / А. Николаева // М.: Сов. композитор, 1983. - 104 с.
23. Панкратова В. Малые инструментальные формы / Прелюдия, ноктюрн, этюд / В. Панкратова // - М.: Музгиз, 1962. - 70 с.
24. Пескин А. Б. Контрапункт в условиях хроматической тональности (на материале белорусской музыки ІІ половины ХХ века) / А. Б. Пескин // Вып. раб., - Мн., 2008. – 32 с.
25. Пилипенко Е.А. А.В.Богатырёв об исполнительском искусстве в контесте современной научной теории/ Е.А. Пилтпенко // Весцi Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі: Навукова-тэарэтычны часопіс. – 2008. – № 13. – С. 64–67.
26. Подковыров П.П. Прелюдии / П.П. Подковыров // ноты для фортепиано. - Минск : Государственное издательство БССР, 1962. – 15 с.
27. Сахалтуева О. О гармонии Скрябина / О. Сахалтуева // - М., 1965. – 50 с.
28. Сергиенко Р.И. Звуковысотная основа музыкальной композиции XX века / Р.И. Сергиенко // - Минск: Белорусская академия музыки, 1998. – 237 с.
29. Спектор Н. Фортепианная прелюдия в России (конец XIX начало XX века) / Н. Спектор // - М.: Музыка, 1991. - 80 с.
30. Столярова В. Жанр прелюдии в белорусской музыке XX в // Н.В. Столярова // Музычныя скарбы беларускай зямлі: да 15-годдзя музычна-гістарычнага праекта Нацыянальнага канцэртнага аркестра Беларусі: [зборнік артыкулаў] / Міністэрства культуры Рэспублікі Беларусь [і інш.; складальнік В. У. Дадзіёмава] ― С. 154―160.
31. Фрид Р. Борис Григорьевич Гольц. Очерк жизни и творчества / Р. Фрид // -Л.: Сов. композитор, 1960. - 75 с.
32. Фришман Д. Программность и музыкальная форма в фортепианных прелюдиях Дебюсси / Д. Фришман // Музыка и современность, вып.7, - М., 1971, С.122-163.
33. Холопов, Ю.Н. Очерки современной гармонии/ Ю.Н. Холопов // - М.:Музыка, 1974. - 288 с.
34. Шабалина Л.К. На языке шифрованных смыслов: диалог через век / Л.К. Шабалина // Неизвестный Николай Мясковский. Взгляд их XXI века: сб. статей / Ред.-сост. Е. Долинская. - М.: Изд. Дом ≪Композитор≫, 2006. - С. 180-189.
35. Холопова В. Формы музыкальных произведений / В. Холопова // Учеб. пособие. – СПб.: Лань, 1999. – 496 с.
36. Apel W., Der Anfang der Praeludium in Deutschland und Polen, / W. Apel // - Warsz., 1960.
37. Chominski J.M. Preludia. / J. M. Chominski // -Kr., 1950.
38. The new Grove dictionary of music and musicians : In 29 vol. / Ed.: S.Sadie; Executive ed.: J.Tyrrell. - New York : Grove. - London : Macmillan Publ., 2001.
Похожие работы
Работы автора