Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Диссертации > Психология > Интернет-зависимость у подростков

Тема : Интернет-зависимость у подростков

5000 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Учебные заведения Москвы > Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) > Институт психологии им. Л. С. Выготского
Тип работы:Диссертации, Магистерская диссертация
Категория:Психология
Год сдачи:2018
Количество страниц:150
Оценка:5
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Интернет-зависимость у подростков (Диссертации, Магистерская диссертация - Психология). Иллюстрация №2: Интернет-зависимость у подростков (Диссертации, Магистерская диссертация - Психология).

Введение

Глава I

1.1 Феномен интернет зависимости: подходы к изучению

1.1.1 Понятие аддиктивного поведения

1.1.2 Общая характеристика интернет зависимости

1.1.3 Особенности общения в интернете

1.1.4 Зависимость от социальных сетей

1.1.5 Игровая зависимость

1.2 Семья и детско-родительские отношения как фактор формирования компьютерной зависимости у подростков

1.3 Внутриличностные факторы формирования компьютерной  зависимости у подростков

1.3.1 Причины формирования компьютерной зависимости у детей

1.3.2 Выявление и профилактика рисков формирования игровой (компьютерной) зависимости у младших подростков

1.3.3 Развитие коммуникативной сферы подростков, имеющих компьютерную зависимость

1.3.4 Психолого-акмеологические факторы профилактики компьютерной зависимости

Глава II

Введение

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

2.2.1 Опросник «Подростки о родителях»

2.2.2 Шкала тревожности Спилбергера-Ханина

2.2.3 Опросник привязанности к родителям М.В. Яремчук

2.2.4 Шкала интернет зависимости Чена (шкала CIAS)

2.3 Исследование средних показателей у групп с разным уровнем выраженности интернет зависимости

2.4 Общий вывод по анализу значимых различий по критерию Манна-Уитни

2.5 Анализ значимых корреляций и корреляций на уровне тенденций по критерию Спирмена

Заключение

Приложения

Список литературы

Введение

Магистерская диссертация на тему «Взаимосвязь представлений о родительском воспитании у подростков с интернет зависимостью», посвящена изучению семейных и внутриличностных предпосылок к возникновению интернет-зависимости в подростковом возрасте. Семейные факторы раскрываются через анализ отношений между родителями и их детьми, понимаемых как отношения привязанности, а также через изучение представлений о родителях глазами подростка. В качестве внутриличностных факторов после анализа научной литературы была выбрана тревожность, для разделения респондентов внутри группы интернет-зависимых была выбрана шкала Чена.
Актуальность темы: Многие специалисты выделяют воспитательную запущенность, как главную причину возникновения зависимости от интернета.
Если родители не обращают внимания или обесценивают проблемы ребенка, а в связи с низкой самооценкой он не может найти себе друзей в реальности, он будет искать более легкое общение в сети. Кроме этого, подросток может ощущать так называемый информационный голод, который удовлетворяется постоянным поиском в интернете информации, способной всколыхнуть интерес, этот поиск может закончиться переизбытком и нужной и не нужной информации и подорвать психическое здоровье.
Для предотвращения развития интернет зависимости родителям необходимо быть ознакомленными о существовании такой проблемы вообще о ее видах, формах, этапах. При воздействии на определенный этап, они в силах остановить патологический процесс.
В данной магистерской диссертации поставлена следующая цель: Изучить специфику взаимосвязи семейных и внутриличностных факторов при различном уровне выраженности зависимого поведение относительно интернета у подростков.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были выделены определенные задачи:
1. Изучить и проанализировать отечественную и зарубежную научную литературу по вопросам:
• компьютерная и интернет зависимость - определение терминов, история изучения, подходы к изучению;
• специфика аддиктивного поведения в отношении компьютера и интернета у подростков;
• внутриличностные, микро- и микросоциальные, предпосылки в развитию интернет и компьютерной-аддикции у подростков.
2. Подобрать комплекс психодиагностических методик для реализации цели работы;
3. Организовать, провести эмпирическое исследование;
4. Определить степень выраженности интернет - зависимости, разделить выборку на группы согласно уровню выраженности интернет - зависимости;
5. Проанализировать результаты исследования и описать.
Объектом исследования является внутриличностные и семейные факторы интернет зависимости.
Предметом специфика взаимосвязи внутриличностных и семейных факторов у подростков с различной степенью зависимости от интернета.
Гипотезы исследования
1. Для респондентов с высоким уровнем интернет зависимости будет характерно своеобразное сочетание внутриличностных и семейных факторов;
2. У респондентов данной группы будет статистически чаще по сравнению с остальными группами встречаться нарушение привязанности и негативные представления о родительском воспитании;
3. У респондентов данной группы будет статистически чаще по сравнению с остальными группами высокий уровень личностной тревожности.

В качестве испытуемых выступают юноши и девушки старшего подросткового возраста. Возраст испытуемых варьируется от 15 до 17 лет, средний возраст группы - 16 лет. Всего опрошено 100 человек, в оборот взяты 80 респондентов.
В исследовании используются следующие методики:
• ПоР подростки о родителях;
• Шкала тревожности Спилбергера-Ханина;
• Опросник привязанности к родителям М.В.Яремчук;
• CIAS шкала интернет зависимости Чена.

Научная новизна выражается в объекте и предмете исследования: не обнаружено ранее исследований, направленных на выявление связи между темпераментом и стилем воспитания, взаимоотношений с родителями и влияния данных факторов на степень зависимости от интернета у детей в подростковом возрасте.

Понятие зависимого поведения существует давно и подразумевает множество форм, но на данный момент свое место в обществе находит еще один объект, который формирует зависимость – интернет. Эта зависимость начала развиваться вместе с прогрессом в информационных и компьютерных технологиях и поэтому на данный момент является самой современной и молодой зависимостью современного поколения.
Суть такого аддиктивного (зависимого) поведения определяется в навязчивой необходимости человека быть постоянно на связи в контакте с социальными сетями в частности, и с интернет-соединением в принципе. Данная навязчивость в скором времени переходит в устойчивое поведение, когда человек не выпускает из рук средство связи и постоянно проверяет его на наличие новых оповещений. В связи со стремительным и почти необходимым внедрением интернет технологий в жизнь человека, число людей с зависимостью от интернета растет так же стремительно: уже более 10% пользователей социальных сетей проявляют зависимое поведение в отношении них.
Кроме понятия интернет зависимости, в 1990 году появился термин «компьютерная зависимость», что приравнивается к заболеванию, характеризующимся пагубным пристрастием к различным азартным играм .
В анализе исследований отечественных авторов наблюдается три вариации интернет зависимости :
1) как одно из проявлений зависимости при девиантном поведении подростков, выражающейся в патологической увлеченности интернетом;
2) в качестве синдрома интернет-зависимости при других нозологических единицах личностных или психических расстройств;
3) интернет-зависимость как самостоятельная нозологическая единица, обусловленная взаимным патогенным влиянием характерологических черт и интернет-среды, имеющая определенную динамику (процессуальность) психопатологических расстройств.
В наибольшую группу риска для формирования и развития интернет зависимости входят подростки и дети из-за несформированности психики. В силу своей любознательности, любопытности и желании использовать множество информации, они не могут контролировать этот процесс, поэтому в формировании зависимого поведения можно считать виновными взрослых, создающим определенные причины:
• своим образом жизни и поведением,
• отношением к окружающему миру,
• одобрением или порицанием каких-либо поступков,
• нежеланием общаться, играть с ребенком,
• неумением передавать детям знания о жизни.

В декабре 2016 – январе 2017 года Институт современных медиа (MOMRI) было проведение комплексное исследование предпочтений молодежи в городах-миллионниках России в сфере медиа, которое показало, что каждый второй юноша и каждая пятая девушка от 14 до 25 лет играет в компьютерные игры, 41% из них предпочитают играть в онлайн игры, 17% - в офлайн .
Кроме вышесказанного можно выделить следующие выводы исследования:
• 90% девушек и 85% юношей имеют в личном пользовании смартфон;
• 63% девушек и 48% юношей пользуются им более, чем 3 часа в день;
• 54% девушек и 40% юношей имеют в личном пользовании планшет;
• 92% девушек и 86% юношей пользуются мобильным интернетом;
• 72% девушек и 60% юношей пользуются мессендженрами на смартфоне;
• 32% девушек и 42% юношей каждый день играют в компьютерные игры.
Следует заметить, что интернет все же несет в себе полезные функции добывания информации и искоренять пользование им для подростков было бы не разумным, поэтому, если поведение ребенка является адекватным, он проявляет социальную активность в реальности, тянется к занятию любимыми делами и у него нет признаков школьной неуспеваемости, то интернетом он пользуется для дела и зависимость у него не наблюдается.
Число пользователей интернета постоянно растет по всему миру, информационно-коммуникационные технологии набирают все большую популярность и являют собой те удобства, которыми сложно не воспользоваться.
Россия на данный момент занимает третье место в мире по количеству пользователей интернета, оно больше, чем во Франции, Австралии, Испании, Италии, Великобритании, Бразилии. Такие данные предоставил фонд «Общественное мнение» в рамках проекта «Интернет в России/Россия в Интернете». Если в 2002 году число интернет пользователей насчитывало только 8,7 млн.человек (8%), то в 2009 году оно возросло до 42 млн.человек (36%), так же был повышен уровень суточной аудитории – с 2,1 млн. до 23,9 млн.человек.
Сегодня активными пользователями Интернет-технологий являются школьники, в том числе, школьники с ограниченными возможностями здоровья. По некоторым данным, 76% российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки, каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в Сети почти треть жизни, около 8 часов в сутки. Распространение Интернет-технологий среди молодых россиян в возрасте от 16 до 29 лет достигло почти 97%.
Данная работа посвящена вопросу пагубной зависимости подростков от глобальной сети интернет. В ней изучается специфика взаимосвязи семейных и внутриличностных факторов при различном уровне выраженности интернет-зависимости у подростков; исследуется и анализируется отечественная и зарубежная научная литература по данной проблеме; представлен комплекс психодиагностических методик для достижения целей работы.
Для современного общества наличие компьютера с доступом в сеть интернет характерно для каждого дома. Большинство пользователей компьютеров уже не мыслят свою жизнь без выхода в интернет.
Интернет стал одним из факторов глобализации современного общества.
Время, проведенное в социальных сетях, сейчас является одним из самых распространенных, длительных и удобных видов досуга подростков. По всемирной статистике, около 50% населения зарегистрированы в какой-либо социальной сети, а многие в нескольких сразу.
Особую популярность в российской среде молодежи получили такие социальные сети как: «Вконтакте», «Instagram», «Telegram». Наибольший интерес социальные сети вызывают у подростков.
Сегодня активно обсуждается и исследуется феномен "зависимости от Интернета". Данный феномен в силу своей пагубности и массового характера получил образное название "нехимическая зависимость ".
Обозначим факторы, которые способствуют формированию зависимости от компьютера. К ним следует отнести нехватку общения в реальной жизни, в том числе слишком слабое проявление внимания со стороны родителей, частые семейные конфликты и между супругами и с ребенком, когда ребёнок утрачивает доверие, и он уже не может посвятить их в свои трудности. Семья только с одним родителем, в качестве сильного стрессового фактора, побуждает детей уходить от реального мира и они предпочитают виртуальный. Для адекватной социализации подростка необходимо поддержание социальных контактов со сверстниками и взрослыми. Отторжение, враждебность, агрессивное поведение со стороны ровесников – всё это обуславливает развитие и укоренение компьютерной зависимости. Длительное времяпрепровождение за компьютером становится причиной «компьютерного синдрома»: снижение остроты зрения, боли в спине, головная боль. Нарушения прослеживаются и со стороны психического состояния: чувство усталости, истощение организма и низкая работоспособность, растет предрасположенность к стрессу и неумение справляться со стрессовыми факторами, формируются невротические расстройства. Данные симптомы являются прямым следствием усугубляющегося влияния неблагоприятных факторов, которые воздействуют на неокрепший организм во время работы за компьютером .
Поэтому сейчас актуальность набирает возможность своевременной диагностики склонности к зависимому поведению в отношении компьютера у детей, что позволит разработать конкретные профилактические программы для коррекции и своевременной помощи.
Термин "интернет-зависимость" был определен в 1996 году психиатром Айвеном Голдбергом в качестве описания длительного, вероятно патологического, пребывания в Интернете. Он в 1995 г. разработал набор диагностических критериев для определения степени зависимости от Интернета. В 1997-1999 гг. были сформированы научно-исследовательские и консультативно-психологические службы по данному вопросу. В 1998-1999 гг. вышли в свет под авторством К. Янга, К. Сурратта , Д. Гринфилда первые монографии по данной проблеме. К концу 1998 г, Интернет-аддикция практически сформировалось как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи .
В России вопрос интернет-зависимости начал активно изучаться в последние десятилетия. Критерии этой зависимости разработаны А.К. Войскунским; типы интернет-зависимых личностей описал В.Д. Менделевич, а их особенности – Н.А.Кузнецова, Е.А. Петрова, И.В. Чудова .
Большую работу в данном направлении ведет отечественный психиатр Ц.П. Короленко. "Элементы аддиктивного поведения, отмечает он в своей работе “XXI век-время вызовов”- свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к отрыву от реальности".
Отечественный психиатр Павлова Е.А. в своей работе "О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся" представила профилактическую программу, которая имеет универсальный спектр действий и направлена на развитие коммуникативных навыков школьников и чувства ответственности.
Она включает в себя проведение психогимнастических двигательных упражнений, систематических тренингов общения, методик личностного роста, совместных туристических походов с участием школьного психолога. В ней акцент сделан на донесение до подростка реального мира в противовес виртуальному.
В рамках сбора данной практической информации организовано и проведено эмпирическое исследование по теме интернет-зависимости у российских подростков.
В работе проанализированы результаты исследования и описаны:
1. Внутриличностные характеристики подростков с различным уровнем компьютерной зависимости;
2. Отношение к родителям подростков с различным уровнем компьютерной и интернет зависимости;
3. Исследована взаимосвязь между внутрисемейным и внутриличностными факторами у подростков с различным уровнем компьютерной зависимости;
4. Проанализированы возможные последствия в академических успехах подростков с различным уровнем компьютерной зависимости.
Для реализации целей работы были подобраны следующий комплекс психодиагностических методик:
1) Подростки о родителях;
2) Шкала тревожности Спилбергера-Ханина;
3) Опросник привязанности к родителям М. В. Яремчук;
4) CIAS шкала интернет зависимости Чена.

В рамках сбора практического материала по вопросу интернет-зависимости у подростков в России было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 80 респондентов, в составе 40 девочек и 40 мальчиков, возраст которых составляет от 15 до 18 лет.
По полученным данным было выявлена связь между стадиями компьютерной зависимости, личностными особенностями подростков и их взаимоотношениями с родителями.
В отношении связи компьютерной зависимости подростков и академических успехов по результатам исследования прослеживается тенденция: у школьников, которые страдают игровой зависимостью и уделяют чрезмерное внимание социальным сетям, в ходе опроса однозначно отметили, что уровень их успеваемости снижается в зависимости от времени, уделенного компьютерной игре. В то же время школьники, которые используют сеть интернет для поиска недостающей информации в рамках учебной деятельности, высказались за его положительное влияние на свои успехи в учебе.
Возникновение компьютерной зависимости в подростковом возрасте обусловлено особенностями контакта подростка с взрослыми и сверстниками.
Овладение подростка средствами самопонимания, самоанализа и саморазвития во взаимодействии с окружающими людьми и в условиях окружающего мира, развития у него критического мышления может стать эффективным способом преодоления эмоционального дискомфорта, поскольку это позволяет ему обрести способы разрешения реальных психологических проблем, в противовес затягивающей компьютерной зависимости, которая создает мнимую высокую оценку собственной значимости.