или
Заказать новую работуУчебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Другие типы работ |
Категория: | Культурология |
Год сдачи: | 2011 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.09.2011 |
Количество просмотров: | 644 |
Рейтинг работы: |
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАКОВЫЕ ФУНКЦИИ 4
2. КИЧКООБРАЗНЫЕ ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. ИХ ЗНАКОВО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ 9
2. ПОЛОТЕНЦЕ И ПЛАТОК КАК ОСОБЫЕ ВИДЫ ГОЛОВНОГО УБОРА ЖЕНЩИН
НА ТЕРРИТОРИИ СТАРОГО ОСКОЛА И ГУБКИНА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
ЛИТЕРАТУРА 18
Одним из важнейших и сложных элементов традиционной женской одежды является головной убор. Он служил завершением многопредметного ансамбля народного костюма. В древности легко было определить по костюму совер¬шеннолетие девушки. А вот замужем она или нет говорил в первую очередь головной убор. Головные уборы и их украшения отражали социальную принадлежность женщины или девушки, степень состоятельности её семьи. Женские головные уборы наиболее полно и зримо отражали культуру древних славян, что придает актуальность данному исследованию.Одежда – один из устойчивых компонентов народной культуры. На формирование стиля народной одежды Белгородско-Оскольского региона в значительной степени оказали влияние переселенцы из Литвы, Украины, Польши, что прослеживается в орнаментике, мотиве вышивки «крестом» нитями красного, черного и желтого цвета, в деталях одежды.
Важную роль в законченности женской одежды принадлежала головному убору. Форма старинного головного убора и прическа были взаимосвязаны. Головные уборы девушек отличались от головных уборов замужних женщин. В Староосколье в XIX - начале XX века возра¬стные различия в головных женских уборах были с детства. Девочки до 12 лет носили парчовую повязку; головными уборами взрослых девушек были перевяз¬ка, лубяной обруч, венок и платок.
Кичкообразный головной убор с «сорокой» был общерусским национальным, хотя имел в разных районах свои особенности. Он состоит из многих частей: «кичка» или «роги» - твердая основа, собственно «сорока», покрывающая «роги». Полагают, что головной убор «сорока» предшествовал появлению кокошника.
В Оскольском крае в XVI-XVIII столетиях бытовал и полотенчатый головной убор, который стал составной частью сложного головного убора (кички, сороки, кокошника), являясь его наружной покрывной частью. Такую же роль выполнял и платок, сначала белый домотканый, позднее - сшитый из фабричных тканей, также достаточно древний головной убор всех восточных славян. В начале XX века платок становится основным, самодеятельным головным убором, как девушек, так и женщин, что привело к постепен¬ному стиранию различий в девичьих и женских головных уборах.
Таким образом, традиционные женские головные уборы – это предметно-символическая летопись истории Оскольской и Губкинской территорий. Их постепенное исчезновение связано со сменой социально-культурных приоритетов и ускорения научно-технического прогресса с революционизирующими процессами во всех сферах общественного развития.
Похожие работы