Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Другие типы работ > Другие типы работ по педагогике > Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

Тема работы: Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников

2250 ₽
Купить за 2250 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Другие типы работ
Категория: Педагогика
Оценка: 5
Дата публикации: 17.06.2012
Количество просмотров: 775
Рейтинг работы:
Описание работы

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………. 3
Глава I.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ АКТИВНОСТИ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ…………………………… 8
1.1 Сущность понятия «интерес»………………………………………… 8
1.2 Уровни развития познавательного интереса………………………… 11
1.3 Пути формирования познавательного интереса учащихся в учебном
процессе………………………………………………………………… 13
Выводы по первой главе…………………………………………………… 21

Глава II.
Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса… 23
2.1 Понятие и значение дидактической игры……………………………... 23
2.2 Виды дидактических игр……………………………………………….. 24
2.3 Роль дидактической игры на учебных занятиях……………………… 29
Выводы по второй главе……………………………………………………. 32

Глава III.
Экспериментальное исследование использования дидактических игр как средство развития познавательного интереса на учебных занятиях…….. 34
3.1Содержание эксперимента………………………………………………. 34
3.2 Выводы и рекомендации………………………………………………... 54
Заключение………………………………………………………………… 55

Список литературы………………………………………………………… . 57
Приложения………………………………………………………………… 60

Введение.
Переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века, а также прогрессивные тенденции развития глобализации и, как следствие, социально-экономические, научно-технические, политико-правовые, культурно-информационные, национально-этнические, профессионально-кадровые интеграции мирового сообщества предъявляют иные, качественно новые требования к образованию в целом, что приводит к возникновению конкурентоспособных специалистов в той или иной области деятельности человека.
Усложнение общественных отношений и их непрерывное развитие требуют комплексной и в то же время узконаправленной профориентации специалиста, а также его перманентное осваивание все новых и новых бурно развивающихся знаний.
В этом контексте, совершенно очевидно, что способности личности как индивидуума играют приоритетную роль в предопределении степени интеллекта, эрудиции и профессионализма человека не только в качестве специалиста, но и как полноценного человека.
Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка. Необходимо также отметить, что многие специалисты подчеркивают крайнюю значимость младшего школьного возраста в становлении личности человека и формировании у него продуктивного интеллекта.
Существенную роль играет участие младших школьников в играх, способствующее их самоутверждению, развивающее настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Поэтому условия обучения на начальной ступени школы во многом оп¬ределяют успешность дальнейшего образования личности, а также продуктивность интеллектуального труда будущего специалиста.
Из психологии известно, что за время обучения в начальной школе ребенок пе¬реживает несколько возрастных психологических кризисов. Один их них, кризис семи лет, связан с переходом от наглядно - образного к абстрактно-логическому мышлению. Второй кризис связан с началом полового созревания.
Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности, на основе которых при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психологическая напряженность, которая отражается не только на физическом здоровье, но и в поведении. Несоответствие психофизиологического состояния учащихся формам и методам обучения приводит к тому, что у значительной части детей снижается желание учиться, от класса к классу падает мотивация учения личности, у некоторых учащихся возникает синдром разочарования в школе. Поэтому адекватное обстоятельное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффектив¬но воздействовать на самые разные стороны детского развития, и в первую очередь, на формирование у младших школьников творческой и социальной активности, становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и способностей, которые в со¬вокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания. Присущие игре диагностическая, ди¬дактическая, воспитательная, разви¬вающая и другие функции должны быть с обязательностью осознаны и ос¬воены всеми специалистами начальной школы для того, чтобы избежать мно-гочисленных случайностей, нелепос¬тей и грубых ошибок, которые возмож¬ны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в педагогический процесс.
Актуальность моей работы выражается в том, «что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету»1
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, не внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека, сохраняя при этом свою ценность.
Направление в педагогической науке - игровая педагогика, считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы). Игра - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности, развитие познавательного интереса. Проблему понятия «познавательный интерес» исследовали такие известные дидактики как С.А. Рубенштейн, Я. А. Каменский, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский и другие.
Понятие «дидактическая игра» в учебном процессе была исследована М. Монтессори, Ф.Фребелем, А. С. Макаренко и другими педагогами.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачапуридзе, З.М. Богуславской, Е.Ф. Иваницкой, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, В.Н. Аванесовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные
_____________________________________________________________________________
1Абдульменова 3.3. Дидактические игры в воспитании интереса к русскому языку в условиях двуязычия / Начальная школа, 2008. - № 11 - С. 62.
формы и методы руководства дидактическими играми.
Целью исследования является определение значимости дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках в начальной школе.
Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме.
2. Рассмотреть понятие «познавательный интерес», пути его формирования и уровни развития.
3. Выявить сущность понятия «дидактическая игра».
4. Рассмотреть виды дидактических игр.
5. Отобрать и апробировать дидактические игры на уроках в начальных классах для развития познавательного интереса.
6. Разработать рекомендации по проведению дидактических игр на уроках в начальной школе.
Объект исследования – учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования – использование дидактических игр на уроках в начальной школе для развития познавательного интереса.
В основу исследования положена следующая гипотеза: если использовать на уроках в начальных классах дидактические игры, то это будет способствовать развитию познавательного интереса у учащихся.
Методический инструментарий:
• анализ научно-методической литературы;
• беседа;
• наблюдение;
• анкетирование;
• педагогический эксперимент.
База исследования.
Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «СОШ №36» г. Астрахани. В эксперименте участвовали учащиеся 3 «А»
класса в количестве 24 человек.
Практическая значимость работы состоит в разработке дидактических игр, применяемых на уроках в начальной школе.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 44 наименования и 8 приложений. Общий объем работы составляет 135 страниц.

Купить за 2250 ₽