или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Другие типы работ |
Категория: | Право и юриспруденция |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 08.11.2011 |
Количество просмотров: | 847 |
Рейтинг работы: |
Содержание.
Введение. 3
Глава 1. Административно-территориальное деление государства. 5
1.1 Понятие административно-территориального устройства государства. 5
1.2 Значение административно-территориального деления страны. 9
Глава 2. Отечественный и зарубежный опыт административно-территориального деления. 13
2.1 Современное государственное устройство Российской Федерации. 13
2.2 Административно-территориальное деление зарубежных стран c унитарным устройством. 19
2.3 Административно-территориальное деление зарубежных стран с федеративным устройством. 25
Глава 3. Анализ отечественного и зарубежного опыта административно-территориального деления. 29
3.1. Оценка и сравнение сложившегося административно-территориального устройства Российской Федерации. 29
3.2. Перспективы развития административно-территориального деления Российской Федерации. 33
Заключение. 35
Список литературы. 38
(фрагменты работы)
Введение.
Разделение населения по территориальным единицам – один из важнейших признаков государства. В любом государстве в зависимости от исторических, национальных, культурных традиций выделяются определенные территориальные единицы: провинции, графства, земли, губернии, области. Они, признавая себя частями общего государства, хотят самостоятельно решать многие вопросы. Так возникает необходимость четко определить политические, экономические и иные взаимоотношения между государством в целом, то есть его центром, и частями – административно- территориальными единицами и автономными образованиями. Особенно важное значение эти проблемы имеют для многонациональных государств.
Принцип административно-территориального деления является одной из основ конституционного строя государства, так как в первую очередь затрагивает такой важный институт общественно-политических отношений, как местное самоуправление.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно - территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.
Административно-территориальное устройство в современном обществе - это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов. Административно-территориальное устройство играет в социально-экономическом развитии общества двоякую роль, выступая одновременно и как фактор развития, и как его результат.
Цель курсовой работы заключается в изучение отечественного и зарубежного опыта в административно-территориальном деления государства.
В связи с целью был поставлен ряд задач: раскрыть понятие и значение административно-территориального деления, изучить отечественный опыт, изучив современное устройство Российской федерации, изучить административно-территориальное устройство Франции, раскрыть принципы функционирования административно-территориального деления Италии, Китая и других зарубежных стран, выделить основные особенности и специфические черты для каждой из приведенных стран.
Объектом данной работы являются основы конституционного строя Российской Федерации и зарубежных государств, а именно Франции, Италии, КНР, США и Германии. Предметом, же, исследования является административно-территориальное устройство данных государств.
Исследованием проблем административно-территориального деления государств занимались такие авторы как, Малько А. В., Афанасьева О. В., Колесников Е. В, Комкова К. Н., Баглая М. В., Лейбко Ю. И., Кривогуз И. М., Ковачев Д. А., Страшун Б. А.,Алебастрова И. А.
Керимов А. Д., рассматривал административно-территориальное устройство Франции, Автономов С. А., Сивицкий В. А., Черкасрв А. И., Грегорио А., Гудошников Л. М., Тимофеева Р. Г., изучали деление КНР и Италии.
Глава 1. Административно-территориальное деление государства.
1.1 Понятие административно-территориального устройства государства.
Территория государства всегда определенным образом организована, разделена на части административного или политического значения, в которых проживает население, с целью управления им. Соответствующие главы конституций иногда так и называются: «Об организации государства» . В данном случае речь идет не о системе государственных органов, а о территориальной организации государства.
Под администативно-териториальным делением государства понимается разделение государственной территории на определенные единицы, в соответствии с которым строится система государственного и регионального (местного) управления. Это понятие показывает характер и особенности взаимоотношений между государством и его составными частями.
Административно-территориальное устройство складывается в течение длительного времени, иногда даже столетий. В его основе лежат экономические, политические, социальные и другие факторы, обязательно учитывается фактическое расселение граждан (поданных) на конкретной территории. В прямом значении анализируемое понятие применимо лишь к унитарному государству, так как для федерации первично федеративное устройство. В последнем случае собственно территориальное членение присуще субъектам федерации – штатам, провинциям, землям.
Совокупность территориальных единиц образует территориальное деление государственной территории. Территориальные единицы являются пространственным пределом функционирования региональных (местных) институтов публичной власти.
Чаще всего, государства с большой территорией имеют трехзвенную систему административно-территориального устройства. Так, большая часть Великобритании делится на графства, графства, в свою очередь, делятся на округа, а округа состоят из приходов. Во Франции действует четырехзвенная система: департаменты – округа – кантоны – коммуны (общины). Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта нежесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Обычно низовой административно-территориальной единицей является небольшое городское или сельское поселение типа общины (коммуны), а в некоторых афро-азиатских странах такую роль играют кочевое племя или род. Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации – создании крупных регионов как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, в Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.
В административно-территориальных единицах имеется высоконазначенное лицо, управляющее соответствующей территорией, либо выбранный гражданами представительный орган или назначенное должностное лицо. Представительные органы власти создаются далеко не во всех административно-территориальных единицах. В некоторых странах принята “государственная” теория местного самоуправления: эти органы рассматриваются как продолжение центральной власти, агенты центра, министерств. Такой подход чаще всего обосновывается тем, что основную долю средств органы местного самоуправления получают из государственного бюджета, а их политика по принципиальным вопросам должна быть единой с государственными органами и определяться центром.
В маленьких по территории и численности населения государствах вообще нет самостоятельных и обособленных административно-территориальных единиц (например, на Мальте, в Брунее) .
К административно-территориальным единицам примыкают столичные округа, имеющие самостоятельный статус. Они объединяют столицу и ее окрестности (федеральные округа в США, Бразилии). Местное (городское) самоуправление в этом случае ограничено.
Правовой статус административно-территориальных образований в унитарных государствах определяется центральной властью. Она же определяет на какие административно-территориальные единицы делиться государство, каков круг предметов ведения и компетенция этих единиц, сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство. В федеративных государствах административно-территориальное деление — это деление субъектов федерации, его устанавливают они сами. Мелкие субъекты (штаты, провинции, земли и др.) имеют в своем составе только один уровень административно-территориальных единиц — общинный, но в крупных субъектах бывает и два звена — районное и общинное.
В отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяются крупные и средние города, некоторые из них еще от прежних времен имеют свои хартии самоуправления. Такие города могут иметь статус общин с более широкими полномочиями, а могут быть городами центрального подчинения (в странах тоталитарного социализма).
Похожие работы
Работы автора