Студенческий портал

StudyNote RU admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Контрольные работы > Этика > Эстетика

Тема контрольной работы: Эстетика

270 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях!

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Другие города > Вузы города Самара > Самарский муниципальный институт управления
Тип работы:Контрольные работы
Категория:Этика
Год сдачи:2008
Количество страниц:17
Оценка:5
Рейтинг работы:

Трагическое эстетическое искус­ство

Одной из традиционно (во всяком случае в XIX—ХХ вв.) относимых к эстетике категорий является трагическое. Однако сразу необхо­димо отметить, что в отношении этой категории существует прин­ципиальная путаница. Достаточно часто, рассуждая об этой катего­рии, говорят в одной плоскости о трагическом в искусстве и в жизни. Между тем к эстетике имеет отношение только и исключи­тельно трагическое в искусстве, с наибольшей полнотой реализован­ное в конкретном жанре драматического искусства — трагедии.

Трагическое как эстетическая категория относится только к искус­ству, в отличие от других эстетических категорий — прекрасного, возвышенного, комического, имеющих свой предмет и в искусстве, и в жизни

[1]

.

Трагическое в жизни не имеет никакого отношения к эстетике, ибо при его созерцании и тем более при участии в трагической коллизии у нормальных людей не возникает эстетического события, никто не получает эстетического наслаждения, не происходит эстетического катарсиса. Трагедии Хиросимы и Нагасаки или Чернобы­ля никак не коррелируют со сферой эстетического, хотя соответст­вующим образом, изображенные в искусстве эти трагические собы­тия могут привести к эстетическому опыту, который наиболее точно будет определен категорией трагического. В частности, трагедия жителей варварски уничтоженной Герники не имеет отношения к эстетике, а картина Пикассо «Герника» несет мощный заряд тра­гического в сфере эстетического восприятия. Многие писатели, на­чиная с Достоевского, но особенно писатели и философы экзистен­циалисты усматривали трагический разлад, конфликт в сознании личности. Сам этот реально существующий конфликт не имеет отношения к эстетическому сознанию, ибо доставляет своему субъ­екту не эстетическое удовольствие, а реальные мучительные страда­ния.

Изображенный же в искусстве, в прозе, например, Камю, Сартра или Кафки, он приобретает характер трагического эстети­ческого.

Трагедия в жизни и сознании — это экзистенциальный, а не эстетический опыт, поэтому трагическое в реальной действительнос­ти, которое чаще обозначается термином «трагизм», относится к объектам изучения философии, социологии, истории, но не эсте­тики. Сущность этого трагизма русский философ Н. Бердяев ус­матривал «в глубоком несоответствии между духовной природой человека и эмпирической действительностью», в «эмпирической безысходности»

[2]

, и он в чистом виде, не пропущенный сквозь призму искусства, не имеет отношения к предмету эстетики.

Современные понятия трагического в эстетике, сложились далеко не сразу и не случайно, ведь не даром эстетика тесно связана с историей, философией, культурологией и искусством. Это может означать только одно – анализ истории развития трагической категории эстетики поможет лучше сознать современную действительность.


[1]

Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М.: Знание,2002г С. 222.

[2]

Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т. 2. М., 1994. С. 190; 189.