или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Контрольные работы |
Категория: | Право и юриспруденция, Социальная работа |
Год сдачи: | 2012 |
Количество страниц: | 135 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 11.01.2015 |
Количество просмотров: | 620 |
Рейтинг работы: |
Оглавление:
Введение……………………………………………………………….…………2
Заключение…………………………………………………………..…………..12
Список использованной литературы…………………………….……………..13
(фрагменты работы)
Введение
Воспитание подрастающего поколения – это не только задача семьи, это и одна из важных и сложных государственных задач, которая выполняется при помощи разнообразных средств и способов воздействия на личность ребенка. В деле обеспечения надлежащего воспитания несовершеннолетних детей немаловажная роль принадлежит семейному праву, первостепенной задачей которого является укрепление семьи, а одним из принципов – обеспечение приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.
В последнее время в России наблюдается устойчивый рост числа детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 г. Их общее количество составило более 700 тыс. Причем лишь небольшое число детей остались без попечения родителей в результате их смерти. Остальные относятся к явлению так называемого социального сиротства, т.е. являются сиротами при живых родителей. Основными причинами увеличения числа детей – сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, приобретает в Российской Федерации крайне важное значение.
Возрастающее с каждым годом количество приютов, детских домов, приемников-распределителей, с одной стороны, подталкивает государство к увеличению количества подобных заведений, с другой – к поиску новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Основные формы устройства таких детей, согласно Семейного кодекса РФ, являются:
Россия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных, что позволяет говорить об актуальности проблемы.
Ребенок потерял родителей, остался сиротой. Сирота — это слово всегда наводит на мысль о горьком детстве, лишенном светлой радости родительской любви, об одиночестве. Недаром сиротой называют и взрослых людей, оставшихся без семьи, неустроенных.
Дети-сироты помещаются в детские учреждения, где делается все, чтобы они не чувствовали потери родителей. Но ребенка тянет к семье, где он как член маленького коллектива — семьи получает индивидуальную ласку и внимание.
Вот для того, чтобы создать благоприятные условия для детей, лишившихся попечения родителей, закон предусматривает возможность усыновлять (удочерять) детей.
Усыновление (удочерение) – юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, как и в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным.
Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах. Лица, достигшие 18-лененго возраста, не могут быть усыновлены.
Под интересами ребенка при усыновлении понимается создание для него благоприятных условий материального и морального характера для воспитания и развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении. О семейном благополучии ребенка также говорится в преамбуле Конвенции о правах ребенка.
Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением тех случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей.
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается лишь в тех случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимися родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Усыновить ребенка могут как супруги, так и отдельные лица, не состоящие в браке. Усыновителями могут быть только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут усыновить ребенка лица, лишенные родительских прав, бывшие усыновители, опекуны (попечители), если они ненадлежащим образом осуществляли воспитание ребенка, а также лица, страдающие определенными заболеваниями (например, венерическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией и др.).
Если родители ребенка живы и не лишены родительских прав, то для усыновления необходимо их согласие. Согласия родителей не требуется, если они признаны судом недееспособными или безвестно отсутствующими. Для усыновления ребенка, достигшего 10 лет, требуется его согласие.
Усыновление производится по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.
Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, т.к. суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.
Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.
Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Следовательно, никто не может принудить к усыновлению вопреки воле. Данное волеизъявление должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое подается в районный суд, находящийся по месту проживания (нахождения) ребенка.
Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления.
Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Лица, имеющие право быть усыновителями:
Совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Законом Российской Федерации не устанавливается предельный возраст усыновителей (усыновителя), несмотря на неоднократные попытки ввести поправки по данному вопросу.
При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.
Сохранение тайны усыновления. Нередко усыновляют маленьких детей, которые не знали или не помнят своих родителей. Эти дети думают, что усыновители – их родные отец и мать. Ребенок тяжело переживает, если вдруг узнает, что он на самом деле не родной, а приемный.
Для сохранения тайны усыновления в законе предусмотрен ряд правил (например, изменение даты и места рождения ребенка). Кроме того, закон установил уголовную ответственность за разглашение тайны усыновления против воли усыновителей.
Отмена усыновления. Усыновление может быть отменено, если усыновитель плохо выполняет свои обязанности или по каким-либо другим причинам ребенок плохо себя чувствует в его семье. Отмена усыновления производится по решению суда.
Опека и попечительство, как и усыновление (удочерение), является одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Отнюдь не каждый чувствует способным усыновить чужого ребёнка. Опека и попечительство означает установление менее тесной связи с ребёнком, что подходит большему числу граждан, а значит, позволяет устроить больше беспризорных детей.
Опека (попечительство) – устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет.
Одной из основных задач опеки и попечительства является воспитание и образование детей, оставшихся, по каким бы то ни было причинам, без родительской опеки.
В ст. 146 Семейного кодекса предусматривается, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна.
Приемная семья является формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью и трудового договора. Договор о передаче ребенка и трудовой договор заключаются между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). На воспитание в приемную семью передается ребенок, не достигший (не достигшие) совершеннолетия, на срок, предусмотренный указанным договором.
Подбор приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства.
Разъединение братьев и сестер, как правило, не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.
Передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения. Ребенок, достигший десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.
Патронатное воспитание детей – воспитанников детских интернатных учреждений – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя при распределении обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание.
Опека, попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняются до достижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями детей на момент передачи их на патронатное воспитание.
Патронатный воспитатель отвечает за жизнь, здоровье, воспитание и образование ребенка в период проживания ребенка в его семье.
Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок.
Учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты, где на воспитании и обеспечении находятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, организуют подготовку детей к передаче их в семьи патронатных воспитателей, а также поиск, отбор, обучение патронатных воспитателей, информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей на воспитание в семью.
Заключение
Таким образом, выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом отдельном случае должна быть устроена судьба ребенка. Поэтому даже суд, например, лишая родителей родительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органам опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.
До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательным путем введен ряд положений, призванных сделать семью, основанную на усыновлении, максимально похожей на семью, основанную на родстве. В новом Кодексе предусматривается, например, что между усыновителем и усыновленным должна быть разница в возрасте не менее 16 лет. Такая разница в возрасте обычно существует при биологическом происхождении ребенка от родителей, но при усыновлении, если ребенок и иные лица осведомлены о том, что усыновители не являются его родителями, ее существование не имеет никакого смысла и лишь приводит к неоправданному сужению круга лиц, которые могут быть усыновителями.
Опека (попечительство) и приемная семья – формы в некоторых аспектах сходные между собой. В том и в другом случае ребенка берут в семью на определенный срок – до 18 лет в приемные семьи и на попечительство и до 14 лет – под опеку. При достижении 18-летия лицо, находившееся до этого возраста на воспитании в приемной семье или под опекой, имеет такие же льготы и права, как дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах, в частности, на получение жилплощади, материальной помощи. Но обе формы не имеют материального стимула. Мизерное количество приемных семей в России – один из показателей законодательного несовершенства данной формы воспитания детей.
Нынешнее состояние безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних свидетельствует о том, что негативные последствия изменившейся социально-экономической ситуации в стране в первую очередь отразились на детях.
Список использованной литературы:
Похожие работы
Работы автора