или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Самара > Самарский институт бизнеса и управления |
Тип работы: | Контрольные работы |
Категория: | Психология |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 20 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 15.04.2015 |
Количество просмотров: | 530 |
Рейтинг работы: |
(фрагменты работы)
1.Память: общее определение и круг явлений.
Память является важнейшей познавательной функцией, связывающей прошлое субъекта с его настоящим и будущим, и лежащие в основе развития и обучения. Память можно определить как процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Процессы памяти проявляются на всех уровнях жизни, поэтому память также называют “общеорганической функцией” (Э. Геринг, Р. Земон); она включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации. Формы памяти многообразны: запечатление может происходить в виде непреднамеренного запоминания, сознательного и преднамеренного запечатления, систематического заучивания. Воспроизведение может осуществляться как узнавание или как свободное припоминание.
Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. Припоминание является произвольным воспроизведением и представляет собой активный волевой процесс, который характеризуется наличием цели – вспомнить. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само собой, его основой являются ассоциации по смежности во времени или в пространстве, иногда также по сходству и контрасту.
Сохранение как отдельный процесс памяти не является всего лишь пассивным хранением информации, ее консервированием, но представляет собой динамический процесс, совершающийся на основе определенным образом организованного усвоения, переработки материала, его систематизации. Сохранение может выражаться не только в забывании – в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и точными. Выделяют статическое и динамическое сохранение. Статическое сохранение имеет место в долговременной памяти, при этом материал подвергается реконструкции или переработке, некоторые детали исчезают, другие изменяются, обобщаются и т.д. Динамическое сохранение характерно для кратковременной памяти, когда материал изменяется мало. Основная цель этого типа сохранения – удержать материал в памяти для последующей переработки.[4; с 86]
Единицей, или продуктом сложной деятельности запоминания, является образ памяти, или представление. Представление – это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на прошлом опыте. Образ памяти отличается от образа восприятия тем, что может воспроизводиться в отсутствие предмета, в то время как образ восприятия появляется только в результате непосредственного сенсорного воздействия на периферические рецепторы. Образы памяти обладают меньшей четкостью по сравнению с образами восприятия, однако имеют высокую степень обобщенности и по уровню абстракции являются как бы переходной ступенью между ними и единицей мышления – понятиями.
Представления воспроизводятся не изолированно, а в связи с другими представлениями. Эти связи могут быть 1) ассоциативными; 2) структурными, 3) смысловыми. Ассоциативные связи образуются в результате пространственной или временной смежности явлений, их сходства или выраженного контраста. Наиболее значимыми являются смысловые связи, и экспериментальные исследования подтверждают большую эффективность заучивания осмысленного материала по сравнению с материалом, не организованным по этому признаку. В случае отсутствия смысловых связей материал запоминается ассоциативно, но кроме того, важную роль играет организация его в единую структуру, т.е. расчленение или объединение материала, установление пространственных соотношений, ритмических групп, разнообразных фигур и т.д.[2; с 117]
2. Классификация видов памяти. Непроизвольное и произвольное запоминание
Рассмотрим три основные классификации видов памяти и критерии, согласно которым проводится классификация.
Классификация видов памяти по характеру психической активности.
Критерий – характер психической активности, преобладающей в деятельности. Виды памяти – двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая.
Двигательная память –запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем. Этот вид памяти служит основой для формирования различных навыков – практических, профессиональных и др. Признаком хорошей двигательной памяти является, например, физическая ловкость. При выраженном преобладании этого вида памяти над остальными любое событие запоминается в первую очередь с точки зрения его двигательного проявления или состава. Например, музыканту с хорошей двигательной памятью проще вспомнить какую-либо пьесу не в виде нотной записи или мелодии-звукоряда, а по движениям пальцев во время исполнения, аппликатуре. Слова могут запоминаться в плане их артикуляционного состава, т.е. движения, которые совершают язык и гортань при произнесении слова, поэтому люди с преобладанием двигательной памяти часто проговаривают про себя текст, который они собираются запомнить. Если лишить такого человека возможности проговаривать слова при воспроизведении, например вспомнить нужное слово с открытым ртом, то число ошибок воспроизведения резко возрастает. Этот способ может быть использован для диагностики двигательной памяти.......................................
Похожие работы
Работы автора