или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Вузы города Новосибирск > Новосибирский государственный аграрный университет |
Тип работы: | Контрольные работы |
Категория: | Социология |
Год сдачи: | 2013 |
Количество страниц: | 14 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 22.10.2014 |
Количество просмотров: | 568 |
Рейтинг работы: |
1. Понятие, признаки и условия формирования личности………………3
2. Социализация личности…………………………………………………5
3. Социальный контроль и социальные санкции………………………...9
4. Библиографический список…………………………………………14
(фрагменты работы)
1. Понятие, признаки и условия формирования личности
В социологии принято различать понятия «человек», «индивид», «личность». «Человек» означает принадлежность живого существа к роду человеческому. «Индивид» включает неповторимые, уникальные свойства человека, отличающие его от другого человека. И только личность рассматривается в социологии как результат сложной и длительной биологической эволюции, субъект культурной эволюции.
40 тысяч лет назад у человека сформировались те фундаментальные признаки, которые отличают его от животных: прямохождение, крупный мозг, наличие второй сигнальной системы, мышления, языка и сознания, более продолжительное детство, овладение оружием труда и многое другое. Они послужили условием перехода от биологической к культурной эволюции. Все, что человек приобрел, последние сорок тысяч лет связано не с биологией, а с культурой и обществом. Иначе говоря, не естественной, а искусственной средой, сущность которой лежит в системе социальных отношений.
На протяжении XIX века лучшие умы в области биологии полагали, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся внутри «яйца» - подобно «микроскопической гомункуле», находящейся внутри человека. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли, будет ли человек заносчивым хвастуном, преступником или благородным рыцарем.
2. Процесс социализации
Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения индивидом социальных норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Социализация охватывает все социальные процессы, благодаря которым индивид усваивает определенные знания, нормы, ценности, позволяющие ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Ведущим и определяющим началом социализации является целенаправленное воздействие - обучение, воспитание. Однако социализация включает и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе воздействующие на формирование личности.
Обучение – школьное, университетское, производственное или какое-нибудь иное – всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Обучение может продолжаться 12 лет, 5 лет или 2 месяца, в зависимости от того, где и чему обучают. Однако обучение предмету и обучение жизни вещи совершенно разные. Никакой учитель или учебное заведение не могут научить человека быть хорошим семьянином или деловым партнёром. Этому приходится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправляя их.
3. Социальные статусы и роли личности
Определение места и роли личности в социальной системе можно раскрыть через понятие «социальный статус».
Социальный статус личности - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель определенной социальной группы.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций.
Он - мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, декан, человек средних лет, православный и т. д.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.
В статусном наборе обязательно найдётся главный.
Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которыми он сам себя идентифицирует.
Для мужчины, как правило, главным является статус, связанный с основным местом работы. Главным всегда является тот статус который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Социальные статусы подразделяют на приписываемые и достигаемые.
Приписываемым называется статус, в котором человек рожден, но который но который обязательно признан таковым обществом или группой. Большинство приписываемых статусов - это и прирожденные статусы.
Система родства даёт целый набор прирождённых и приписываемых статусов: сын, дочь, брат, сестра, мать, отец, племянник, тетя, кузина, дедушка и т. д. Их получают кровные родственники.
Некровные родственники называются родственниками в законе. Теща- мать в законе, тесть- отец в законе. Это приписываемые но не прирожденные статусы, ведь их приобретают благодаря браку.
Похожие работы
Работы автора