или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2014 |
Количество страниц: | 47 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 18.05.2015 |
Количество просмотров: | 666 |
Рейтинг работы: |
курсовая+приложение
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе………………………....8
1.1. Подходы к понятию и содержанию личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе…………………………8
1.2. Возрастные особенности формирования личностной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста…………………14
1.3. Средства формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...18
Глава 2. Психолого- педагогические исследования по формированию личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе ………………………………………………………………………….…24
2.1. Диагностика личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе…………………………………………………...24
2.2. Формирование личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе…………………………………………………...32
2.3. Результаты психолого- педагогического эксперимента……………….....35
Заключение…………………………………………………………………….....42
Список литературы………………………………………………………………45
Приложения
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема личностной готовности детей к обучению в школе является не только научной, но, прежде всего, реально-практической, жизненной и острой задачей, еще не получившей своего окончательного решения. Долгие годы считалось, что главным показателем готовности ребенка к школьному обучению является уровень его интеллектуального развития. Однако на современном этапе готовность к школьному обучению рассматривается как сложный целостный феномен, как комплекс качеств, образующих умение учиться. Родители часто не могут понять, почему ребенок, умеющий читать, писать, считать, вдруг оказывается не готов к школьному обучению. Большинство детей мечтают пойти в школу, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых обязанностей. Наиважнейшей задачей системы воспитания старших дошкольников является всестороннее развитие личности ребёнка и подготовка его к школе. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения активизируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. По данным разных исследователей от 15- до 40 % учащихся начальных классов находятся в состоянии дезадаптации.
В этом контексте личностная готовность старших дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи. Личностная готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует верного педагогического руководства, то есть специально организованных занятий с ребенком, в связи, с чем было организованно данное исследовании.
На сегодняшний день сложилось определенное противоречие между установленными требованиями школы и личностной готовностью детей соответствовать этим требованиям. Сегодня многие дети, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают значительные трудности в адаптации к школьному обучению, основной причиной, которых является то, что они психологически не готовы к школьному типу обучения, к новым социальным условиям.
Проблема состоит в том, что недостаточно только накопить необходимый уровень знаний и умений. Обучение в школе – это деятельность, предъявляющая особые требования непосредственно к личности ребенка, поэтому ребенок, прежде всего, должен осознать себя как субъекта учебной деятельности и соответственно строить свое поведение. Однако многие дети, как показывает практика, приходя в школу обнаруживают низкий уровень личностной готовности к обучению в ней.
Цель работы – исследование личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Объект –личностная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет – особенности формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Проведенный анализ педагогической литературы и работы опытных педагогов позволили сформировать гипотезу исследования: формирование личностной готовности у детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе может быть более эффективным, при создании необходимых условий формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, а также при использовании таких средств формирования личностной готовности у детей старшего дошкольного возраста, как организации сюжетно-ролевых игры на школьную тему, посещение школы, встречи с учителем и школьниками.
Задачи:
- Рассмотреть различные подходы к понятию и содержанию личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
- Изучить возрастные особенности формирования личностной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста;
- Рассмотреть средства формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста;
- Организовать работу по диагностике и формированию личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Методологическая основа. Можно отметить следующих психологов и педагогов, уделявших внимание проблемам личностной готовности к школьному обучению: Л.А. Венгер, М.И. Лисина, Е.Е. Кравцава, Л. И. Божович, Н.В.Нижегородцева и д.р. Е.Е. Кравцава в частности занималась проблемой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Л.И. Божович, исследовала непосредственно проблему личностной готовности детей к школе и расширила понятие личностной готовности ребенка, которая выражается в его отношении к школьному обучению, учителю, учению как деятельности.
Методы исследования. Для проверки гипотезы исследования был использован следующий комплекс научных методов: анализ и обобщение, психолого-педагогической литературы, сравнительный анализ концепций и основных теоретических положений, анализ и обобщение передового психолого-педагогического опыта, тестирование детей, беседа, психолого-педагогический эксперимент, математические методы.
Базой экспериментально–практического исследования является старшая группа «НЕПОСЕДЫ» МАДОУ Боровского д/с «Журавушка». Характеристика выборки - 14 детей (6 девочек и 8 мальчиков) старшего дошкольного возраста: 7 детей из контрольной группы и 7 детей из экспериментальной группы.
Этапы исследования.
Работа над решением проблемы проводилась в три этапа.
1 этап – констатирующий (начальный)
На данном этапе проводилась работа по выявлению уровня личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников и анализ научной литературы по проблеме формирования у детей готовности к обучению в школе.
2этап – формирующий (основной)
На формирующем этапе была произведена апробация методики по формированию личностной готовности к обучению в школе старших дошкольников.
3 этап – контрольный (заключительный)
На заключительном этапе производился анализ полученных материалов, которые свидетельствовали об уровне сформированности у детей с личностной готовности к обучению в школе, об эффективности разработанной методики.
Апробация работы: основные положения курсовой работы и результаты исследования обсуждались за «круглым столом» психологами и педагогами МАДОУ Боровского д/с «Журавушка».
Научная новизна исследования заключается в том, что в рамках данной работы проблема личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе представлена более широко и подкреплена экспериментальным исследованием.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения представленной в работе системы формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в практику воспитателей детских садов.
Структура работы состоит из введения с обозначенными в нем актуальностью, объектом и предметом исследования, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрыты теоретические аспекты особенностей личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, рассмотрены различные подходы к понятию и содержанию личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, исследованы возрастные особенности формирования личностной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста и представлены средства формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста.
Вторая глава посвящена психолого – психолого-педагогическому исследованию личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Заключение содержит выводы, сформированные на базе проведенной работы.
Похожие работы
Работы автора