или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Дошкольная педагогика, Педагогика |
Год сдачи: | 2005 |
Количество страниц: | 117 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 08.10.2015 |
Количество просмотров: | 652 |
Рейтинг работы: |
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы формирования представлений о книге у детей подготовительной к школе группы посредством экскурсий в библиотеку 7
1.1. Актуальность и значимость формирования представлений о книге у детей дошкольного возраста 7
1.2. Содержание и методика работы по оформлению представлений о книге у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Экскурсии в библиотеку – эффективное средство формирования представлений о книге у детей старшего дошкольного возраста 21
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о книге у детей подготовительной к школе группы посредством экскурсий в библиотеку 28
2.1. Цель, задачи, содержание и выводы констатирующего этапа исследования 28
2.2. Цель, задачи и содержание формирующего этапа исследования 38
2.3. Цель, задачи, содержание и выводы контрольного этапа исследования 54
Заключение 62
Список литературы 66
Приложения
(фрагменты работы)
Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путем приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности. Тем более в современных условиях, когда само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение, кино, видеофильмы активно выступают ее конкурентами. Но как бы то ни было, литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. Именно литература создает определенные незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.
Любовь к книге, уважение к человеку читающему и, как следствие, много знающему необходимо воспитывать в ребенке, начиная с раннего детства, т.е. с возраста, когда идет формирование предпосылок читателя, иначе есть вероятность в скором будущем его потерять. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев.
Ребенок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его. Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни — в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.
На важность приобщения детей к книге, воспитание вдумчивого читателя указывали многие педагоги, психологи, писатели, видные деятели (В.Г.Белинский, К.Д.Ушинский, С.Я.Маршак, Л.С.Славина, Д.М.Арановская, Л.М. Гурович, Л.Б.Береговая и т.д.).
Многие программы сегодняшнего дня ставят перед работниками дошкольных учреждений задачу ознакомления ребенка с литературой, что явно недостаточно. Нужны иные задачи, иные цели и, в первую очередь, задача воспитания грамотного читателя.
Особое значение по приобщению детей к книге приобретает работа библиотек. Как центр работы с книгой библиотека, казалось бы, должна избрать одним из направлений своей деятельности работу по подготовке дошкольника к постижению книжной культуры. Ведь в ее прямых интересах не упустить из виду малыша, стоящего на первой ступени своего читательского развития, а сделать все от нее зависящее, чтобы найти для него исходную точку — ту сказку, тот рассказ, то стихотворение, с которых началось бы зарождение любви к книге и чтению. С этой целью используются самые разнообразные формы массовой работы. Одной из форм работы с читателями-дошкольниками является экскурсия.
Целью нашего исследования является выявление педагогических условий формирования представлений о книге у детей подготовительной к школе группы посредством экскурсий в библиотеку.
Объектом исследования явился педагогический процесс, направленный на формирование представлений о книге у детей подготовительной к школе группы посредством экскурсий в библиотеку.
Предметом исследования явились педагогические условия, направленные на формирование представлений о книге у детей подготовительной к школе группы посредством экскурсий в библиотеку.
Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: формирование представлений о книге у детей подготовительной к школе группы посредством экскурсий в библиотеку будет более эффективным, если будут организованы следующие педагогические условия:
- отобранное содержание экскурсий в библиотеку и занятий будет доступно освоению дошкольниками своими объектами, сюжетной занимательностью;
- в работе будут применяться методы и приемы, стимулирующие развитие познавательной активности детей;
- ребенок будет выступать как активный субъект общения и деятельности, проявляющий познавательный интерес к книге;
- работа, направленная на формирование представлений о книге будет осуществляться в тесном сотрудничестве педагогов ДОУ с работниками библиотеки.
Достижение цели и проверка гипотезы реализуется в решении следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Выявить особенности представлений о книге и о библиотеке у детей седьмого года жизни.
3. Выявить особенности интереса к книге у детей седьмого года жизни.
4. Проанализировать предметно-развивающую среду группы, способствующую формированию представлений о книге детей седьмого года жизни.
5. Разработать систему мероприятий по формированию представлений о книге у детей седьмого года жизни посредством экскурсий в библиотеку.
6. Апробировать разработанную программу на практике.
7. Определить эффективные педагогические условия, способствующие формированию представлений о книге у детей седьмого года жизни посредством экскурсий в библиотеку.
Выбор методов исследования определялся целью, объектом, предметом, задачами и научной гипотезой. Для решения поставленных задач нами был использован комплекс методов исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме.
2. Педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий, контрольный.
Похожие работы
Работы автора