или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (ИВЭСЭП) > Экономический факультет |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Экономическая теория |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 33 |
Оценка: | отлично |
Дата публикации: | 03.10.2020 |
Количество просмотров: | 372 |
Рейтинг работы: |
Данная работа является подробным анализом теоретических основ государственного регулирования экономики и допустимых сфер его вмешательства.
На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что экономическая эффективность достигается в условиях действия свободного рыночного механизма. Идеи о полной государственной монополизации экономики закономерно практически исчезли, как показавшие свою нерезультативность. Однако почти все сходятся в понимании того, что для активного экономического развития государство и рынок должны дополнять друг друга. Поэтому в современном мире должны подниматься вопросы о направлениях и формах государственного вмешательства в экономику, а также о границах этого вмешательства.
Содержание:
Введение
1.Теоретические основы государственного регулирования экономики
1.1 Необходимость и сущность государственного регулирования экономики
1.1.1 Причины государственного регулирования
1.1.2 Теории государственного вмешательства
1.1.3 Механизмы государственного регулирования экономики
1.1.4 Инструменты государственного регулирования
1.2. Пределы государственного вмешательства в экономику
1.2.1 Влияние избыточного государственного вмешательства
1.2.2 Сферы допустимого государственного вмешательства в экономику
2.Анализ функций государства в рыночной экономике
2.1 Установление и обеспечение правовых основ рыночной экономики
2.2 Защита конкуренции
2.3 Решение вопросов о внешних эффектах
2.4 Социально-экономическая поддержка населения
2.5 Общественные блага
Заключение
Список литературы
(фрагменты работы)
Фрагмент работы № 1.
Свободное предпринимательство не всегда является залогом честной конкуренции. Если оно не ограничено рамками антимонопольного закона, то это приводит к появлению нежелательных рыночных структур, таких как монополия и олигополия, которые способны лишить рынок его главного преимущества, относительно других экономических систем, связанного с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве эффективного механизма распределения ресурсов и благ. Из чего следует, что монополии и олигополии нарушают порядок производства и распределения ресурсов; препятствуют выходу на рынок новых производителей, разрушая саму структуру частного бизнеса; способствуют установление монопольной цены и ценовой дискриминации; сдерживают научно-технический прогресс; могут вторгаться в политическую сферу жизни страны для усиления своих позиций и т.д. Исходя из этого становиться ясно, что без государства в данном случае обойтись невозможно, так как только оно может на законном уровне ограничивать или пресекать деятельность таких рыночных структур.
Система государственного антимонопольного регулирования существует во всех странах с рыночной экономикой. Она представляет собой комплекс экономических и административных мер, осуществляемых государством с целью обеспечения условий для рыночной конкуренции и ограничения возможностей производителей монополизировать рынки.
Фрагмент работы №2.
Внешние эффекты (экстерналии) – это ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. Они бывают положительные и отрицательные. Например, завод может загрязнять воздух или воду, что нанесет ущерб местным жителям и окружающей среде, но на цене продукции завода это никак не скажется. Это отрицательный внешний эффект, что же касается положительного, то завод может построить новую дорогу, которую регулярно будет использовать местное население. Больше всего нас, конечно же, интересуют отрицательные экстерналии, по той причине, что ущерб от них должен быть возмещен или минимизирован.
Когда рынок не может регулировать внешние эффекты, государство предпринимает различные меры, чтобы заставить производителей считаться с издержками, которые в результате их действий приходится нести другим людям. В тех случаях, когда государство не располагает достаточными инструментами в определении прав собственности, либо они нечетки и противоречивы, общество прибегает к административно-командным методам. Это проявляется в установлении прямых запретов, требований к экономическим агентам. Например, устанавливаются предельные нормы промышленных выбросов в окружающую среду. Практика показала, что такие административные методы позволяют сократить размеры внешних эффектов, но не способствуют оптимальному размещению ресурсов.
Другие более эффективные методы:
• корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) – налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.
Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:
Т = МЕС
(Т – размер корректирующего налога; МЕС – предельные внешние издержки)
Тогда МРB + Т =MSC и кривая предельных индивидуальных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных общественных издержек, что ведет к уменьшению выпуска продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня (рисунок 2).
Фрагмент №3.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике. Особое положение дает ему ряд преимуществ. Отличие государства как экономического состоит в регулирующей функции и возможностях воздействия на экономическую систему с целью достижения нужных результатов. При помощи сугубо экономических рычагов государство способно изменить поведение экономических субъектов, причем в предсказуемом направлении. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы об экстерналиях,а предоставляемые государством общественные товары призваны удовлетворить коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают с одной стороны коллективные потребности, с другой – налоговую и бюджетную политику государства.
Однако излишнее государственное вмешательство заметно ослабляет рыночный механизм и приносит вред экономике страны, что выражается в разбухании бюрократической структуры в системе государственного управления, снижения темпов роста экономики, лавинообразном нарастании инфляционных процессов, структурно-энергетических кризисах и др., как это было, например, во Франции, США и Великобритании в конце 70-х - начале 80-х годов. В таком случае требовался ряд реформ, направленных на либерализацию экономики.
Похожие работы