или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Экономика |
Год сдачи: | 2018 |
Количество страниц: | 36 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 31.10.2018 |
Количество просмотров: | 441 |
Рейтинг работы: |
Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена тем, что на сегодняшний день сфера услуг является самой популярной отраслью экономики, которая стремительно развивается. На данный момент почти все предприятия оказывают услуги или пользуются ими.
Транспортная инфраструктура имеет очень важное значение. В хозяйственной системе страны уровень развития транспортной инфраструктуры во многом характеризует как рост экономики, так и качество жизни населения. Выполнение задач обеспечения дальнейшего экономического развития государства и увеличение уровня благосостояния населения требует в ближайшем будущем максимальной отдачи от функционирования транспортной инфраструктуры, что, в свою очередь, требует улучшения методов и средств управления.
Транспортная инфраструктура состоит из совокупности дорог, инженерных сооружений, служащих для потоков транспортных средств, гидротехнический сооружений, дорожных служб обслуживания, объектов дорожного сервиса и прочее. Эффективно работающие инфраструктурные механизмы способствуют снижению транспортных расходов, позволяют увеличить скорость пассажиро- и грузоперевозок, снижают ограничения пропускной способности, увеличивает доступность транспортных услуг населению и увеличивают
инвестиционную привлекательность в целом.
Россия во многом отстаёт по большому количеству компонентов развития инфраструктуры относительно ведущих стран в этой сфере.
Та транспортная система, которая существует в России сейчас, была образованна ещё в рамках советского планового хозяйства, когда в приоритетах транспортного развития стояли планы на индустриализацию, военные интересы и геополитические особенности страны.
Баланс спроса конечных потребителей, удовлетворение экономического прогресса и необходимость в обслуживании мирохозяйственных отношений, являющиеся ключевыми элементами экономического роста, практически не входили в интересы государственной политики. Тем самым в России наблюдается постоянное отклонение траектории совершенствования транспортной системы от стран с образцовыми экономическими показателями.
Объектом курсовой работы является транспортная инфраструктура.
Предметом выступает закономерности и особенности функционирования транспорта как третичного сектора экономики.
Целью курсовой работы является рассмотрение транспорта как сектора сферы услуг.
В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи для решения:
- рассмотреть роль транспортной инфраструктуры в экономическом развитии;
- изучить особенности сферы услуг в экономике;
- исследовать транспортную инфраструктуру как элемент сферы услуг;
- провести исследование развития транспортной инфраструктуры и предоставление транспортных услуг (на примере Ставропольского края);
- предложить совершенствование стратегического и пространственного планирования в транспортной системе Ставропольского края;
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности применения рекомендаций органами государственной власти Ставропольского края в сфере развития транспортной инфраструктуры.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение, списка использованной литературы.
(фрагменты работы)
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы транспорта как сферы услуг 5
1.1 Роль транспортной инфраструктуры в экономическом развитии 5
1.2 Особенности сферы услуг в экономике 9
1.3 Транспортная инфраструктура как элемент сферы услуг 15
Глава 2 Исследование развития транспортной инфраструктуры и предоставление транспортных услуг (на примере Ставропольского края) 20
2.1 Общая характеристика транспортной системы Ставропольского края 20
2.2 Анализ региональной системы автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Ставропольского края 23
2.3 Железнодорожный транспорт Ставропольского края: проблемы его развития 25
2.4 Авиатранспорт в Ставропольском крае и проблемы его развития 28
2.5 Совершенствование стратегического и пространственного планирования в транспортной системе Ставропольского края 30
Заключение 33
Список литературы 35
Глава 1 Теоретические основы транспорта как сферы услуг
1.1 Роль транспортной инфраструктуры в экономическом развитии
Транспортная инфраструктура играет важную роль в развитии экономики. Согласно экономической теории инфраструктура, подразумевая под собой один из элементов социальных благ, имеет значение «невознаграждаемой» функции производства, которая как отдельная составляющая капитала, напрямую взаимодействует с другими функциями, способствует их стабильному выпуску и продуктивным действиям, что также не может не влиять на совокупный прирост.
В экономической отрасли нашей страны транспортная система играет огромную роль как фактор экономического роста. Транспортная инфраструктура представляет собой совокупность производственных характеристик населения и одновременно является отдельной частью финансовой деятельности, отвечающей за стабильную работу экономики в целом. Из этого следует, что услуги транспорта носит коммерческий аспект и выявляется в перевозках конкретного продукта, произведенного в других сферах. Таким образом, транспортная услуга наделена следующими показателями:
- финансовые особенности товара транспорта состоят в различии территориального положения перевозимой продукции;
- процесс производства и потребления транспортной системы построен на том, что сам товар не разграничен во времени, а товар транспорта воспринимается как эффективный элемент этой системы, а не вещь;
- не существует возможности запастись транспортным товаром на будущее, так как увеличение спроса на перевозки послужат источником к дополнительным издержкам на перевозимые товары;
- при производственной деятельности транспортной инфраструктуры нового товара не создаётся, а только несёт в себе затраты на физический объём продукции;
- товарооборот всегда сопровождается различными издержками в промышленных отраслях, что может привести к не состыковке положений экономической и транспортной системы в совокупности.
По показателям Росстата отрасль транспорта (вместе со связью) содержит 6,6% ВВП России – 6-е место в отличии других отраслей. В транспортной сфере находится 9,5% занятого населения . По уровню развития транспортной системы в международном рейтинге Всемирного экономического форума Россия занимает 35 место из 140 стран . В том числе, по качеству развития дорожного сектора 123- е место, железнодорожного – 24-е место, уровню портового сектора – 75-е место, сектора воздушного транспорта – 77-е место.
Влияние транспортной инфраструктуры на экономическую сферу наглядно выражено в рисунке 1, где описана схема взаимодействия производства и потребления.
Рисунок 1- Взаимодействие в отрасли производства и потребления
Становится абсолютно понятно, что транспорт является ключевой единицей взаимодействия и обеспечения основных элементов экономической деятельности. На сегодняшний момент акцент в экономическом развитии в большей мере направлен на то, чтобы объединить транспортные взаимосвязи с производственными. Такая цикличность, как: ресурсы- производство- хранение- реализация- говорит о необходимости уменьшения изначальной стоимости продукта даже при новейших технологиях.
Таким образом, вскоре появилась особенная классификация систем под названием – логистика. Основным направлением ее деятельности является не только снижение себестоимости продукта, но и снижение главных разногласий между производством и транспортной инфраструктурой, а именно сокращение транспортных затрат на первичную стоимость товара.
Транспортная инфраструктура даёт больше возможностей для привлечения внешних и частных инвестиций. В конце концов именно инфраструктура является территориальным связующим звеном с другими регионами, что снижает затраты на транспорт, делает торговлю между различными субъектами намного проще, что в свою очередь приводит к снижению цен на продукцию, а территория, в конечном счёте, увеличивает свою сравнительную прибыль.
Появление современных транспортных сетей позволяют снизить общие затраты и увеличивает географические возможности для торговли. Это влияет на снижение издержек предприятий, и в итоге совокупная полезность инфраструктурного механизма становится больше, так как предприятия могут выйти на новый уровень и увеличить свою прибыль благодаря вовлечению новых рынков. Такие действия влекут за собой выравнивание межнациональных факторных цен и увеличивает заработную плату населения.
Таким образом мы можем сделать вывод, что развитая инфраструктура со всеми её компонентами и внутренними связями вносит огромный вклад в увеличение социального обеспечения населения. Транспортные сети служат объединяющим звеном для всех частей страны, что помогает поддерживать полноту территории и целостность её экономического пространства. Они являются проводником к коммуникации между Россией и другими развитыми странами, обеспечивая финансовый фундамент внешнеэкономических партнёров страны и её внедрение в мировую экономическую структуру.
Благодаря выгодному географическому расположению, Россия имеет весомую прибыль от экспорта, включая транзитные перевозки по местным районам. О том, на сколько значительным является вклад транспортной отрасли также говорит ее большой удельный вес в главных промышленных организациях страны таких как РЖД, Аэрофлот, Транснефть и др. (2017 год- 27%), значительная доля транспортных услуг в ВВП (2017 год- 15%), многократные инвестиции, обеспечивающие прогресс некоторых сфер экономики (2017 год- 15,4%) и количество занятых в отрасли (2017 год- 17,1%), сюда же относится использование энергетических ресурсов, металла и многие другие существенные факторы, влияющие на развитие экономических отраслей России.
Следовательно, все это доказывает, что транспорт является одной из самых востребованных сфер экономической системы. В социально-экономическом развитии Российской Федерации развитию транспорта отводится существенное место. Роль транспортной инфраструктуры заключается в том, чтобы обеспечивать все необходимое для подъёма показателей экономического прогресса, увеличения уровня конкурентоспособности внутренней экономики и достойные условия для социальной жизни граждан страны. Кроме того, осуществление чётко-налаженного транзитного потенциала позволит, благодаря месторасположению страны и её территориальным особенностям, бороться на равных с конкурентами в этой области.
Глава 2 Исследование развития транспортной инфраструктуры и предоставление транспортных услуг (на примере Ставропольского края)
2.1 Общая характеристика транспортной системы Ставропольского края
Одним из наиболее важных принципов развития региона и страны в целом является мощная транспортная система. Экономика и социальная сфера региона напрямую зависят от уровня развития транспортного комплекса. Поскольку уровень темпов развития транспорта, результатов и качества его работы оказывают влияние на успешную деятельность всех отраслей экономики: промышленность, строительство, сельское хозяйство и многих других.
Транспортная система Ставропольского края представлена такими видами транспорта как воздушный, автомобильный, железнодорожный и трубопроводный, а также пути сообщения.
Для анализа современного состояния транспортной системы Ставропольского края необходимо проанализировать статистические данные (табл. 2).
Таблица 2 - Основные показатели транспорта в Ставропольском крае
2016 2017
Эксплуатационная длина путей сообщения общего
пользования (на конец года), км:
железнодорожные пути 922 922
автомобильные дороги общего пользования с твердым покрытием 17686 17784
трамвайные пути 22.5 22.5
троллейбусные пути 53.0 53.0
Перевезено грузов транспортом общего пользования, тыс. т: 11153.2 11300.7
железнодорожным 7912.4 7253.5
автомобильным 3237.3 4043.7
воздушным 3.5 3.5
Грузооборот транспорта общего пользования, млн. т - км: 4505.7 4182.8
железнодорожного 3691.9 3390.8
автомобильного 813.8 792.0
воздушного - -
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, 204.7 205.0
млн. пасс:
железнодорожным 5.3 5.4
автобусным 176.2 176.9
Ежегодно в Ставропольском крае предприятиями транспорта общего пользования перевозится более 200 млн. пассажиров и 11 млн. тонн грузов.
На территории края находятся более 50 станций, объединенных в три опорных центра по организации перевозок (Ставрополь, Минеральные Воды, Невинномысск), 2 локомотивных, 1 вагонное депо и 5 дистанций пути. Железнодорожный транспорт края ежегодно перевозит более 5 млн. пассажиров и 7 млн. тонн грузов.
В Ставропольском крае действуют федеральное государственное авиационное предприятие и его филиал, авиаремонтный завод, 3 авиакомпании, которые располагают малыми воздушными судами. Авиапредприятия региона ежегодно перевозят более 0,6 млн. пассажиров и 3,5 тыс. тонн грузов.
В Ставропольском крае работают 66 автотранспортных предприятий. Автобусный парк занимает 58 % от общего числа автомобилей в этих предприятиях. В крае зарегистрировано свыше 700 тыс. единиц автотранспортных средств, из них более 110 тыс. грузовых автомобилей и около 20 тыс. автобусов. Ежегодно автотранспортными предприятиями Ставрополья перевозится более 170 млн. пассажиров и около 3 - 4 млн. тонн грузов .
Таким образом, на современном этапе транспортная система Ставропольского края положительно развивается, ежегодно увеличивая показатели состояния грузового и пассажирского транспорта, увеличивая количество и улучшая качество путей сообщения.
2.2 Анализ региональной системы автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Ставропольского края
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы Ставропольского края. Протяженность автомобильных дорог края составляет 20 тыс. км. Из них почти 18 тыс. км имеют твердое покрытие, а более 12 тыс. км – усовершенствованное. При этом даже среди местных автодорог, которых в регионе более 15 тыс. км, половина имеет усовершенствованное покрытие.
На долю автотранспортного комплекса края приходится порядка 15% общего объема грузовых и 18% пассажирских автомобильных перевозок юга России. Дороги, находящиеся в ведении муниципальных образований, в основном имеют твердое покрытие. Доля таких дорог достигает 100% в городских округах (Георгиевск, Лермонтов, Невинномысск, Пятигорск). Среди муниципальных районов выделяются Благодарненский район, где твердое покрытие имеют 97,3% местных автодорог, Петровский район (95,7%), Труновский район (93,6%), Левокумский район (92%), Кочубеевский район (91,8%). Хуже всего дела обстоят в Курском муниципальном районе, где местных дорог с твердым покрытием всего 49%.
По качеству дорог общего пользования (федеральные, региональные, межмуниципальные, местные) Ставропольский край выгодно смотрится на фоне других регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, а также среди регионов остальной России.
Так, 88,1% автомобильных дорог края имеет твердое покрытие, а 60,2% – усовершенствованное. По первому показателю Ставрополье уступает только Адыгее и Северной Осетии (среди регионов ЮФИ и СКФО), а по второму вообще занимает лидирующую позицию.
Если рассмотреть показатель доли дорог, находящихся в ненормативном состоянии, то здесь Ставропольский край также находится в числе лучших регионов. В 2017 г. в ненадлежащем состоянии находилось всего 30% автомобильных дорог края. Это четвёртое место в РФ после Ямало-Ненецкого Ханты-Мансийского автономных округов и Амурской области.
На начало 2018 г. в Ставропольском крае работают 66 автотранспортных предприятий различных форм собственности. Автобусный парк занимает 58% от общего числа автомобилей в этих предприятиях. В крае зарегистрировано свыше 700 тыс. единиц автотранспортных средств, из них более 110 тыс. грузовых автомобилей и около 20 тыс. автобусов.
Ежегодно автотранспортниками края перевозится около 234,0 млн. пассажиров и 3,9 млн. тонн грузов. Основным связующим звеном между предприятиями транспорта и пассажирами является ОАО «Объединение автовокзалов и автостанций Ставропольского края». Оно охватывает около 90% всего рынка данных услуг .
На сегодня основная проблема автодорог Ставропольского края связана с предельно допустимой нагрузкой на дорожное полотно. Большая часть региональных автодорог Ставропольского края имеет допустимую нагрузку 6 тонн на ось, и они не предназначены для проезда тяжелых грузовиков.
Тем не менее на практике это не выполняется, тяжелые фуры зачастую вынуждены передвигаться по региональным трассам. Это приводит к быстрому разрушению дорожного покрытия и образованию колейности.
Наиболее проблемными являются следующие участки: Ставрополь – Александровское – Минеральные Воды; Ставрополь – Донское – Красногвардейское; Ставрополь – Изобильный – Новоалександровск – Красногвардейское; Александровское – Буденновск; Светлоград – Благодарный – Буденновск.
Таким образом, основными задачами развития автодорожной сети Ставропольского края являются поддержка существующих автомобильных дорог в нормативном состоянии и реконструкция названных выше участков с повышением на них предельно допустимой нагрузки на дорожное полотно.
2.3 Железнодорожный транспорт Ставропольского края: проблемы его развития
В настоящее время железнодорожный транспорт в Ставропольском крае обеспечивает спрос населения и предприятий в перевозках. В Ставропольском крае расположено 1,2 тыс. км железнодорожных путей и 106 железнодорожных станций, а также разъезды и остановочные пункты. Внутренняя схема объединяет 160 промышленных объектов. Рабочий парк вагонов – 4,5 тыс. единиц. Территория Ставропольского края обслуживается Северо-Кавказской железной дорогой, протяженностью 6352 км. Эксплуатационная длина дорог Ставропольского края составляет 1224 км.
Основная железная дорога – участок Армавир – Невинномысск – Минеральные Воды – Георгиевск – Новопавловск – Прохладный двухпутной электрифицированной магистрали Москва – Ростов-на-Дону – Баку с однопутными тепловозными ответвлениями на Усть-Джегуту и Будённовск, также двухпутной электрифицированной веткой на Кисловодск. Кроме того, через Ставрополь и Светлоград проложена однопутная тепловозная линия от станции Кавказская на Элисту с ответвлением на Будённовск.
Наиболее интенсивное движение поездов дальнего следования организовано на линии Невинномысск – Георгиевск, а также на ее ответвлении Минеральные Воды – Кисловодск. Здесь проходит большая часть поездов, соединяющих республики Северного Кавказа с Москвой. Поезд Ставрополь – Москва имеет обособленную трассу на территории края: проходит по неэлектрифицированной однопутной линии Кропоткин – Изобильная – Ставрополь.
Основной узел пригородных пассажирских перевозок края – это Минеральные Воды. Отсюда пригородные поезда идут в трех направлениях: на Армавир (маршруты электропоездов Минеральные Воды – Кавказская и Минеральные Воды – Краснодар-I (по пригородным билетам)); на Кисловодск (маршрут электропоездов Минеральные Воды – Кисловодск); на Прохладную (маршруты электропоездов Минеральные Воды – Нальчик, Минеральные Воды – Владикавказ и маршрут дизельного пригородного поезда Минеральные Воды – Буденновск). Также пригородное железнодорожное сообщение имеется на участке Ставрополь – Кавказская с использованием рельсовых автобусов.
По состоянию на май 2016 г. на территории Ставропольского края расположены следующие объекты железнодорожной инфраструктуры, состоящие на балансе ОАО «РЖД»: 48 железнодорожных станций и 104 железнодорожных переезда; 378 мостов: 5 пешеходных мостов; 8 железнодорожных путепроводов; 68 объектов железнодорожной инфраструктуры .
Основная проблема развития железнодорожного транспорта в Ставропольском крае – необходимость повышения конкурентоспособности на рынке транспортных услуг. В настоящее время железнодорожный транспорт проигрывает в привлекательности у населения другим видам транспорта, в первую очередь автомобильному и автобусному.
Это касается, прежде всего, поездок на короткие расстояния (пригородное сообщение). Связано это с тем, что в крае плотная сеть автодорог, и они находятся в хорошем состоянии. Кроме того, сеть пассажирских железнодорожных маршрутов региона состоит из двух не связанных друг с другом частей – Ставропольского и Минераловодского узлов.
В настоящее время железнодорожные линии проложены так, что запустить удобное железнодорожное сообщение между двумя крупнейшими экономическими центрами региона – Ставрополем и конурбацией КМВ, не представляется возможным.
Хотя именно здесь формируются наибольшие объемы пассажиропотоков. Существует необходимость увеличения пропускной способности железнодорожной сети на территории Ставропольского края на основных направлениях перевозок пассажиров и грузов, именно на линии Прохладная – Невинномысск, где проходит большая часть пассажирских поездов, а также перевозится основной объем грузов с Северного Кавказа в порты Черноморского побережья и центральную Россию и в обратном направлении.
Выявлена необходимость расширения железнодорожной пригородной сети в регионе КМВ. В данный момент это невозможно из-за ограниченной пропускной способности данного участка. Кроме того, недостатком существующей трассы является и то, что железная дорога не заходит в аэропорт, в результате чего воздушный и железнодорожный транспорт оказываются не интегрированными друг с другом, отсутствует возможность запуска аэроэкспрессов в аэропорт.
Похожие работы