или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Государственное и муниципальное управление, Финансы |
Год сдачи: | 2009 |
Количество страниц: | 38 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 23.12.2010 |
Количество просмотров: | 468 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………………………………………………………………………..5
1.1. Экономическая сущность федерального бюджета и его место в финансовой системе РФ………………………………………………………....5
1.2. Сущность, содержание и виды бюджетных расходов ……………………9
1.3. Принципы и методы планирования расходов федерального бюджета………………………………………………………………………….12
Выводы……………………………………………………………......................16
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ЗА ПЕРИОД С 2008-2010ГГ………………………………………………………….................18
2.1. Динамика расходов федерального бюджета за период с 2008-2010гг…………………………………………………………………………....21
2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета за период с 2008-2010гг……………………………………………………………………………25
Выводы………………………………………………………………………….27
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА………………………………..28
3.1. Основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета в бюджетном процессе РФ………………………….28
Выводы………………………………………………………………………….34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...……38
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в условиях изменений, вызванных необходимостью перехода на бюджетирование, ориентированное на результат, которые происходят в бюджетном процессе Российской Федерации в последние годы, стала актуальной задача обеспечения эффективности использования бюджетных средств. Недостаточная проработанность данной проблемы обусловлена необходимостью реформирования бюджетных отношений при исполнении федерального бюджета по расходам в новых условиях оптимизации бюджетного процесса.
Объектом исследования выступают расходы федерального бюджета.
Предметом исследования является финансовые отношения, возникающие в процессе расходования бюджетных средств.
Цель работы – разработка мероприятий по повышению эффективности расходов федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
• Изучение сущности и классификации структуры расходов федерального бюджета;
• Изучение принципов и методов планирования расходов федерального бюджета;
• Проведение анализа динамики и структуры расходов федерального бюджета за период с 2008-2010года;
• Определить основные направления повышения эффективности расходов федерального бюджета РФ.
Теоретической основой написания курсовой работы послужили работы таких авторов как Г.Б.Поляк, М.В.Романовский, О.В.Врублевская, Т.М. Ковалева, Т.П.Николаева, Стс.П.Афанасьев, А.А.Беленчук, И.В.Кривагов, А.М.Годин, В.П.Горегляд, И.В.Подпорина периодические издания и другие источники.
Методологической основой проведения исследования явились общенаучные методы и межнаучные методы, такие как: анализ и синтез, статистические методы.
Курсовая работа изложена на 39 страницах, включает введение, 3 главы, список использованных источников и литературы, приложения. Содержит 2 таблицы,12 рисунков.
1. Теоретические основы расходов федерального бюджета
1.1. Экономическая сущность федерального бюджета и его место в финансовой системе РФ
В экономической науке нет единого подхода к определению понятия и сущности бюджета. В разных научных изданиях можно встретить различные мнения по вопросам теории бюджета.
По мнению П.И. Вахрина понятие бюджета рассматривается как экономическая, юридическая и материальная категория .
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
В юридическом аспекте бюджет рассматривается как финансовый план государства. То есть, бюджет можно определить как основной финансовый план образования, распределения, и использования денежного фонда государства или административно – территориального образования. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
В материальном понимании бюджет определён как денежный фонд государства или административно – территориального образования, который находится в распоряжении соответствующих органов власти и местного самоуправления.
Как отмечают М.В.Романовский и О.В.Врублевская, попытка объединить в понятии «бюджет» сразу несколько качественно разнородных признаков противоречит элементарной логике . Они рассуждают следующим образом. Поскольку финансы – это экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств, то и бюджет представляет собой совокупность денежных отношений.
В соответствии с бюджетным кодексом РФ, бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления .
Бюджет необходим государству для выполнения им своих функций:
1. перераспределение ВВП и национального дохода;
2. контроль над образованием и использованием централизованных финансовых ресурсов;
3. государственное регулирование и стимулирование экономики;
4. финансовое обеспечение социальной политики;
5. обеспечение государственного федерализма.
Таким образом, все функции бюджета можно разделить на три группы, такие как: распределительная, политическая и социальная.
Распределительная функция бюджета заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственными сферами, регионами страны. Политическую функцию можно определить как выполнение федеральным бюджетом роли проводника государственной политики в различных сферах общества. Социальная функция федерального бюджета предполагает выделение денежных средств на осуществление социальной функции государства. Так, через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных ресурсов между различными категориями граждан; за счёт средств федерального бюджета обеспечивается производство общественных благ (таких, как образование, здравоохранение и т.д.).
Основными принципами бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, являются:
• бюджет имеет денежную форму отношений. Опосредуется движением финансовых ресурсов;
• сфера действия бюджета ограничена рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством: бюджетным, налоговым;
• участниками бюджетных отношений всегда являются с одной стороны государство, субъекты РФ и органы местного самоуправления, а с другой стороны хозяйствующие субъекты и население;
• безвозмездность движения денежных потоков в виде взимания налогов, сборов, а также бюджетного финансирования, за исключением предоставления бюджетных ссуд или кредитов.
Поскольку бюджет является важнейшим звеном сферы централизованной финансовой системы РФ, он содержит все качественные характеристики финансов.
Система финансов в целом – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды . Основу финансовой системы любого государства создают первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан. В целом финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственных и муниципальных финансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов, в свою очередь, делятся на более частные подсистемы (звенья).
2.1. Динамика расходов федерального бюджета за период с 2008-2010гг.
В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Рассмотрим их подробнее в таблице №1 .(Приложение №2)
По данным проведенного расчета сделаем вывод по каждому разделу.
Расходы федерального бюджета в 2008г на общегосударственные вопросы составил 828,78 млрд.рублей, но в 2009 году расходы увеличились на 71,1 млрд.рублей или на 8,6% и составили 899,84 млрд.рублей. В 2010 году по сравнению с 2008 годом планируется что расходы увеличатся на 134,3 млрд.рублей или на 16,2%, а по сравнению с 2009г на 63,3 млрд.рублей или на 7%. В абсолютном выражении расходы в 2010г сократятся на 7,8 млрд.рублей по сравнению с 2009годом.
Заключение
Федеральный бюджет позволяет государству сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, что позволяет использовать федеральный бюджет как инструмент государственного регулирования экономики. Изменяя величину и структуру расходов федерального бюджета государство способно достаточно гибко маневрировать в выборе целей проводимой социально-экономической политики. Однако не только государство может управлять величиной и структурой расходов федерального бюджета: на эти показатели могут оказывать влияние внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, уровень благосостояния населения и многие другие факторы. Значения расходов федерального бюджета в развитии современной российской экономики трудно недооценить, учитывая их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, стимулированию разработки и внедрения в производство передовых научных достижений. Нельзя также забывать и огромный вклад бюджетного финансирования в решение проблемы социально-культурного обеспечения, ведь используя инструмент расходов федерального бюджета на социально-культурные нужды, государство может проводить достаточно гибкую социальную политику.
Однако возможности свободного регулирования величиной и структурой государственных расходов ограничены, и, прежде всего объемами поступающих в федеральный бюджет доходов, а, как известно, сбор налогов в России вызывает множество нареканий.
Для выяснения роли того или иного типа расходов в совокупной структуре расходов федерального бюджета их классифицируют по определенным признакам. Экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению, к примеру, отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.д. С пропорциями между данными группами расходов и связано большинство проблем в формировании расходной части бюджета, особенно расходов на социальную сферу. По большому счету все группы расходов важны для полноценного воспроизводства и удовлетворения большинства потребностей населения, но определение размеров отдельных статей вызывает определенные трудности, а как показывает мировая практика, дефицит федерального бюджета одна из самых трудно решаемых проблем при переходе к рынку.
Исследуя динамику бюджетных показателей, легко заметить, что федеральный бюджет, особенно в последние годы, был сильно перегружен расходами, связанными с экономическими функциями государства, тогда как социальные функции не получили необходимого финансового подкрепления для своей реализации. Именно поэтому в настоящее время наблюдается тенденция усиления социальной функции государства, но нехватка средств в бюджете, условия спада производства и инфляции, поэтому ощутимое увеличение средств, направляемых на социально-культурные нужды, вряд ли предвидится. К тому же при переходе к рыночным отношениям в федеральном бюджете Российской Федерации произошло резкое возрастание расходов, рост внутреннего и внешнего долга. Федеральный бюджет явно не справлялся с растущим количеством статей расходов и возрастающих расходов на поддержку регионов.
Список использованных источников и литературы
Источники
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – Москва: Проспект, КноРус, 2010. – 256 с.
Литература
1. Афанасьев, Мст. П. Бюджет и бюджетная система: учебник – 2-е изд., перераб. / Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов; под ред. Мст. П. Афанасьев. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 777 с. – (Университеты России).
2. Бюджетная политика и бюджетное планирование в Российской Федерации- Т.М. Ковалева- КноРус 2009г
3. «Бюджетная система Российской Федерации» Под редакцией М.В. Романовского и О.В. Врублевской Питер 2008г.
4. «Бюджетная система Российской Федерации» Под редакцией П.И. Вахрина 2007г
5. «Бюджетная система Российской Федерации» Поляк Г.Б. 2007
6. Бюджетная система РФ: учебник / Николаева Т.П. – М.: Юрайт – Издат, 2009.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- Москва: Проспект, Кно-Рус 2010 - 256с
8. Годин А. М., Горегляд В. П., Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 9-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К°», 2010. – 628 с.
9. «Финансы, денежное обращение и кредит» учебник под редакцией проф. М.В.Романовского и проф. О.В.Врублевский Москва 2007г.
10. Финансы: учеб. - 2-е изд., перераб. и доп./под ред. В.В. Ковалева. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект,2007.
11. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (080105) / Под ред. Г.Б. Поляка. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.— 703 с.
Справочные и информационные издания
1. Ежемесячный финансово-экономический журнал «Бюджет» август 2009г
2. Ежемесячный финансово-экономический журнал «Бюджет» март 2010г
3. Ежемесячный финансово-экономический журнал «Бюджет» ноябрь 2009г
4. Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал «Финансы», 3 издание 2010г
Адреса ресурсов Интернет
1. www.minfin.ru
2. http://tours.kremlin.ru
3. www.budgetrf.ru
4. www.economy.gov.ru
5. www.finam.ru
(фрагменты работы)
В курсовой работе сделаны выводы после каждой главы. Имеются сноски, графики и таблицы.
Оценка - отлично, защищалась курсовая работа в мае 2010г.
Похожие работы
Работы автора