или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Санкт-Петербурга(Питера) > Санкт-Петербургский государственный университет (СПБГУ) > Философский факультет > Кафедра культурологии |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Искусство |
Год сдачи: | 2014 |
Количество страниц: | 33 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 14.10.2015 |
Количество просмотров: | 837 |
Рейтинг работы: |
Оригинальна на 99 %, оформлена по ГОСТу
Список использованной литературы
1) Аполлон: терминологический словарь. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. М., 1997.
2) Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: В 10 т. Т. 5: Л - М. СПб. , 2006.
3) Всеобщая история искусств/под ред. Веймарна Б.В., Колпинского Ю.Д. В 6 т. Т.6. кн.1.М.,1965.
4) Геташвили Н.В. «Новые аргонавты», или тема «внутреннего путешествия» в западноевропейской живописи XX века// Дом Бурганова. Пространство культуры. М.2011.№ 3.
5) Геташвили Н.В. Архетипы античной мифологии в творчестве Де Кирико// Дом Бурганова. Пространство культуры. М.2012.№ 1.
6) Грачёва А. Джорджо де Кирико // Искусство. М., № 21(429), 1-15 нояб. 2009.
7) Грибоносова – Гребнева Е. В. Творчество К. С. Петрова - Водкина и западноевропейские «реализмы» 1920-1930-х гг.: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. искусств. М., 2009.
8) Гуттузо Р. Де Кирико, или о живописи/ Пер. К. Чекалова// Искусство. М. 1998. №9.
9) Дашковская Я. Джорджо де Кирико: вдохновитель сюрреализма// http://h.ua/story/52623, 07.02.2014.
10) Дюпети М. Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. Джорджо де Кирико. Киев. Часть 107, 2004.
11) Кирико Дж. де. Гебдомерос/ Пер. Е. В. Таракановой. СПб., 2004.
12) Кокто Ж. Портреты-воспоминания. М., 1985.
13) Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М., 2001.
14) Медкова Е. С. Принципиальная непостижимость//Искусство. М., № 21(429), 1-15 нояб. 2009.
15) Медкова Е.С. Неизбежность встречи // Искусство. М., № 21(429), 1-15 нояб. 2009.
16) Мискарян К. Джорджо де Кирико: меня волнует проблема мастерства// Юный художник. М.,1989. №2.
17) Тараканова Е.В. Метафизика и мифология Джорджо де Кирико/Пер. Е. В. Таракановой//Дж. де Кирико. Гебдомерос. СПб., 2004.
18) Тараканова Е.В. Комментарии// Дж. де Кирико. Гебдомерос. СПб., 2004.
19) Токарев Д.В. Метафизика образа: Борис Поплавский и Джорджо Де Кирико// Sub specie tolerantiae. Памяти В.А. Туниманова. СПб. , 2008.
20) Философия: Энциклопедический словарь/ под редакцией А.А. Ивина. М., 2004.
21) Херсонская Е. Л. Джорджо де Кирико и «метафизическая живопись»// ДИ. Журнал современной художественной практики, теории и истории визуальной культуры. М., 2003. №1-2.
22) Художественно-эстетическая культура XX века/ под ред. В. В. Бычкова. М., 2003.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................................................................... 2
1.История развития метафизической живописи....................................... 7
2.Де Кирико и метафизическая живопись............................................... 16
2.1.Особенности метафизической живописи........................................... 16
2.2.Влияние философии и мифологии на живопись Джорджо де Кирико........................................................................................................... 24
Заключение.................................................................................................. 30
Список использованной литературы....................................................... 31
(фрагменты работы)
ВВЕДЕНИЕ
Стремление художников изобразить на полотне не только окружающий мир, но и свои сновидения, чувства и эмоции привело к появлению такого феномена как «метафизическая живопись», которая станет впоследствии предтечей сюрреализма. Как она зародилась? Безусловно, её появление неразрывно связано с именем Джорджо де Кирико, который первым начал использовать этот термин и обозначил им свою живопись. [1] Данная исследовательская работа посвящена его творчеству. Тот факт, что Джорджо де Кирико не стал известен в мировом масштабе, не преуменьшает его значимости в развитии мирового искусства.
Слово «метафизика» возникло впервые, когда Андроник Родосский систематизировал и объединил труды Аристотеля под этим названием. Метафизика в переводе с греческого означает «то, что после физики». Это философское учение, наука о законах и началах бытия. Один из самых любимых философов де Кирико был А. Шопенгауэр (1788 – 1860), который так характеризовал метафизику: «Под метафизикой я понимаю мнимое знание, которое выходит за пределы возможного опыта, т.е. за пределы природы или данного явления предметов, выходит для того, чтобы дать то или другое [2] Взгляды Шопенгауэра были очень близки де Кирико, благодаря изучению трудов немецких философов, он сформировал своё мировоззрение.
Несмотря на «метафизичность» живописи Джорджо де Кирико, существует сравнительно мало исследований, обращённых к изучению именно этого феномена в живописи. При исследовании этого направления в искусстве мы рассмотрели наиболее доступные работы биографов и искусствоведов.[3] Они и стали методологической базой исследования в данной курсовой работе.
Часто творчество де Кирико рассматривается в сравнении и по аналогии с живописью других близких ему художников. Например, в диссертации кандидата искусствоведения Грибоносовой-Гребневой Е. В.[5] оценивается влияние живописи де Кирико на поэзию Б. Ю. Поплавского.
Необходимо узнать некоторые факты биографии Джорджо де Кирико, чтобы понять сущность и истоки зарождения метафизической живописи. Её основы изложены в главном труде де Кирико, которым является его автобиографичная книга «Гебдомерос»[6], переведённая на русский язык в 2004 году и известная русскому читателю. Этот роман был признан литературной инновацией, и интересен тем, что не имеет сюжетной линии и обладает неупорядоченным повествованием – время и пространство не скоординировано в одной точке. В этом произведении автор и художник в одном лице делится с нами своими мыслями, чувствами, наблюдениями и сновидениями. Основываясь на этом произведении, можно стать ближе к де Кирико, узнать его характер и проследить значение всего иррационального и мистического для него, поскольку вся книга основана на его ассоциациях от того или иного явления.
Исследовательской целью курсовой работы является не только раскрытие метафизической живописи как таковой, но и выявление причин появления этого явления, нового для искусства в XX веке. Задачей исследования является изучение особенностей метафизической живописи в контексте мифологии и философии.
Актуальность данного исследования состоит в том, что «метафизической» стороне Джорджо де Кирико в его живописи, как уже было упомянуто, ранее уделялось недостаточно внимания в изучении развития современного искусства.
Период расцвета метафизической живописи, как и её забвения, обоснован историческими предпосылками. Это движение было скорее реакцией на футуризм, который имел особое влияние в Италии, и уже при жизни Джорджо де Кирико интерес к нему затухает. Впоследствии, возврат к классике самого основателя живописи и кризис футуризма привели к формированию группы «Новеченто», в которую вошли последователи метафизической живописи. Этот фактор повлиял и на то, что сегодня мало кто может «похвастаться» как хорошим знанием творчества мастера, так и пониманием основ его метода.
Эта тема меня заинтересовала, когда я изучала сюрреализм. Тогда мне привелось увидеть такие картины Джорджо де Кирико, как «Меланхолия улицы» (1914), «Разрушение муз» (1925) и др. Эти работы опередили движение сюрреалистов, и в то же время обладают своей собственной атмосферой, позволяют понять ощущения автора в момент написания картины и предаться размышлениям о смысле каждого изображённого предмета. Каждая картина де Кирико – это знак, символ, имеющий собственное значение, и трудно поддающийся трактовке. Мне, также как и любому, увидевшему его картины, хочется постигнуть этот смысл. Именно поэтому попытку разобраться в метафизике Джорджо де Кирико я сделала главной задачей данной курсовой работы. Однажды де Кирико сказал: «Что же я должен любить, если не загадки?»[7]. Джорджо де Кирико для нас – загадка, воплощённая в живописи. Его искусство нисколько не было похоже на искусство современников. Он был новатором и, возможно, именно поэтому нашёл лишь немногих последователей.
В данной курсовой работе мы проанализируем не только живопись Джорджо де Кирико, но и историю его жизни, поскольку, не узнав некоторые обстоятельства жизни художника, трудно понять характер его «письма». Это поможет нам разобраться в метафизической живописи Джорджо де Кирико и постигнуть тот мир, который кроется в подсознании художника.
[1]Тараканова Е В. Метафизика и мифология Джорджо де Кирико//Дж. де Кирико. Гебдомерос.//СПб.; 2004. Перевод Е. В. Таракановой. С. 164.
[2] Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. С. 520.
[3]См.: Геташвили Н.В. «Новые аргонавты», или тема «внутреннего путешествия» в западноевропейской живописи XX века// Дом Бурганова. Пространство культуры. М.2011.№ 3; Геташвили Н.В. Архетипы античной мифологии в творчестве Де Кирико// Дом Бурганова. Пространство культуры. М.2012.№ 1; Грачёва А. Джорджо де Кирико // Искусство. М., № 21(429), 1-15 нояб. 2009; Грибоносова – Гребнева Е. В. Творчество К. С. Петрова - Водкина и западноевропейские «реализмы» 1920-1930-х гг.: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. искусств. М., 2009; Гуттузо Р. Де Кирико, или о живописи/ Пер. К. Чекалова// Искусство. М. 1998. №9; Медкова Е.С. Принципиальная непостижимость//Искусство. М., № 21(429), 1-15 нояб. 2009; Медкова Е.С. Неизбежность встречи // Искусство. М., № 21(429), 1-15 нояб. 2009; Мискарян К. Джорджо де Кирико: меня волнует проблема мастерства// Юный художник. М.,1989. №2; Херсонская Е. Л. Джорджо де Кирико и «метафизическая живопись»// ДИ. Журнал современной художественной практики, теории и истории визуальной культуры. М., 2003. №1-2.; Тараканова Е.В. Метафизика и мифология Джорджо де Кирико/Пер. Е. В. Таракановой//Дж. де Кирико. Гебдомерос. СПб., 2004.
[4] Грибоносова – Гребнева Е. В. Творчество К. С. Петрова - Водкина и западноевропейские «реализмы» 1920-1930-х гг.: Автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. искусств. М.; 2009.
[5] Токарев Д.В. Метафизика образа: Борис Поплавский и Джорджо Де Кирико// Sub specie tolerantiae. Памяти В.А. Туниманова. СПб.; 2008.
[6] Кирико Дж. де. Гебдомерос/ Пер. Е. В. Таракановой. СПб., 2004.C.55.
[7] Цит. по: Дюпети М. Великие художники. Их жизнь, вдохновение и творчество. Джорджо де Кирико. Киев. Часть 107, 2004. C. 16.
Похожие работы
Работы автора