или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Москвы > Московский государственный институт международных отношений МИД РФ (МГИМО) > Факультет Международных отношений |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | История |
Год сдачи: | 2015 |
Количество страниц: | 32 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 14.05.2016 |
Количество просмотров: | 528 |
Рейтинг работы: |
1.1 Цель исследования - Выявить сходства и различия политико-философских идей в сочинениях «Государство» Платона и "Государь" Никколо Макиавелли
1.2 Задачи исследования
1.2.1 Проанализировать взгляды Никколо Макиавелли и Платона на религию и мораль.
1.2.2 Проанализировать образы идеальных правителей Никколо Макиавелли и Платона.
1.2.3 Сравнить взгляды Платона и Никколо Макиавелли на идеальное государственное устройство.
1.2.4 Сопоставить взгляды Никколо Макиавелли и Платона на проблему человека и государства.
(фрагменты работы)
1.1 Идеальная форма государственного устройства
Рассмотрим взгляды Платона на идеальную форму государственного устройства, высказанные в диалоге «Государство»
Платон в своем труде «Государство» говорит о формах государственного устройства и о соответствующих им духовных качествах человека.
Платон выделяет пять форм государственного устройства.
Аристократия, по мнению Платона, является наилучшей формой государственного устройства из всех вышеперечисленных, идеальной формой государства, но она не существует на момент написания данного источника.
Все существовавшие в то время государства автор «Государства» относит к остальным 4 порочным формам государства. В них составляют основной недостаток разделение, вражда, своеволие, стремление к обогащению:
«Подобного рода государство неизбежно не будет единым, а в нем как бы будет два государства: одно – государство бедняков, другое – богачей, хотя они и будут населять одну и ту же местность, однако станут вечно злоумышлять друг против друга» [1](«Государство», 551).
Он стремится найти причину происхождения этих недостатков:
«...И разве не оттого происходит это в государстве, что невпопад раздаются возгласы: «Это – мое!» или «Это – не мое!» И то же самое насчет чужого.
– Совершенно верно.
А где большинство говорит таким же образом и об одном и том же: «Это – мое!» или «Это – не мое!», там, значит, наилучший государственный строй» [2]
Платон критикует демократию и «даёт сатирический образ демократа как разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы, помылся в бане, приобрёл себе новый плащ и собирается жениться на дочери своего господина, воспользовавшись его бедностью и беспомощностью… Он часто нагл, разнуздан, распутен и бесчестен»[3]
Платон выделяет идеальную форму государственного устройства, которой не существовало к моменту написания источника. Главное её качество – справедливость. Из-за преобладания справедливости, государство начинает воплощать собою добродетель. Вследствие этого важно определить то, чем для Платона является справедливость, а также её роль в идеальном государстве.
«Мы еще в начале, когда основывали государство, установили, что делать это надо непременно во имя целого. Так вот это целое и есть справедливость или какая-то ее разновидность. Мы установили, что каждый отдельный человек должен заниматься чем-то одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен» [4]
Согласно античному классику, население государства делится на три сословия[5]: философов; стражей; трудолюбивых ремесленников и земледельцев. Потомки ремесленников и земледельцев относятся к той же социальной группе и не могут стать стражами. Дети стражей также наследуют занятие родителей, В случае, если они проявляют себя не лучшим образом, то они покидают социальную группу стражников и становятся ремесленниками или крестьянами. Философами становятся лучшие из стражей, но не раньше пятидесятилетнего возраста.
Концепция идеального государства Платона идеалистична: автор не затрагивает вопрос производства в его государстве. Об этом свидетельствует то, что Платон не распространяется о жизни ремесленников и крестьян. Он полагает, что существование государства определяется законами, и поэтому все его внимание посвящено деятельности тех сословий, которые создают законы и обеспечивают их силу, то есть философов и стражей.
Неограниченная власть в государстве предоставляется философам. Это люди, которых
[1] Егунов А. Н. : Платон. Собрание сочинений в 3-х тт.Т.3 – М., 1971, с. 551
[2] Там же, с. 462
[3] Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 270.
[4] Егунов А. Н. Платон с. 433
[5] В.Н. Коновалов. Политология. Словарь. — М., РГУ. 2010.
Режим доступа: общий. http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/2678/Сословие
Похожие работы