Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Курсовые работы > История > Правовой статус сельского населения в XI – начале XX в.

Тема курсовой работы: Правовой статус сельского населения в XI – начале XX в.

1000 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Другие города > Вузы города Самара > Самарский государственный экономический университет
Тип работы:Курсовые работы
Категория:История
Год сдачи:2017
Количество страниц:39
Оценка:4
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Правовой статус сельского населения в XI – начале XX в. (Курсовые работы - История).

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Правовое положение сельского населения по основным памятникам
русского права
. 5

1.1 Русская Правда. 5

1.2 Судебники 1497 года и 1550 года. 13

1.3 Соборное уложение 1649. 19

Глава 2. Основные реформы, повлиявшие на изменение правового
положения сельского населения
. 25

2.1 Реформы царского периода. 25

2.2 Реформы в период Российской Империи. 28

2.3 Сравнительный анализ проводимых реформ. 31

Заключение. 35

Список литературы.. 37

 

Глава 1. Правовое положение сельского населения по основным памятникам русского права
1.1 Русская Правда

Международные соглашения и договоры, заключенные древними русами с православными греками в X веке были дохристианскими образцами иностранных источников русского права: соответственно в 907, 911, 912, 945 и 971 гг. Эти договоры по-разному упорядочивали отношения в сфере уголовного и гражданского права, определяли способы возмещения ущерба потерпевшей стороне в случаях совершения убийства, причинения телесного повреждения, кражи и т.д. Все эти договоры ссылались, как на греческий закон, так и на обычаи и «закон русский».
После принятия христианства в 988 г. Киевской Русью была принята усложнённая система канонов православного вероучения и нравов, которые существенно отличались от языческих обычаев. В этой системе в понятие «закон» уже закладывались измерения несравненно высокого уровня и порядка: духовного и нравственного. Княжеская «Правда» воспринималась как составная часть высшей справедливости – высшего Божественного закона, как воля Самого Господа Бога, переданная через его помазанника и наместника на земле – великого князя русского1.
Между представителями великокняжеского рода периодически возникали споры и междоусобицы, которые приводили к опустошению и само разорению русских земель. В связи с этим в 1097 г. в городе Любече был созван княжеский съезд, который завершился мирным согласием русских князей о том, что «каждый да держит отчину свою» и передаёт «княжество отцов» своих наследным князьям.
Отсюда произошло понятие «вотчинного права» на Руси. Есть основания предположить то, что на основе этого узаконенного права была впоследствии образована система наместничества и «кормления».
По вотчинному праву все свободное городское или сельское население вотчины, способное платить налог князю, получило название «люди». Служилое население Руси, зависимое от князя, стало именоваться «смердами». Сословие вотчинных слуг подразделялось на «челядь», которая состояла из рабов на услужении и «холопов». Холопы, будучи рабами-земледельцами, впоследствии были уважительно названы «крестьянами», это название исходило из их религиозной принадлежности.
По свидетельству русского историка С.Г. Пушкарёва, со времён татарского ига сельские землепашцы назывались «хрестянами», или «крестьянами»1. Таким образом, сельские «христиане» стали именоваться русскими «крестьянами».
Свободные русские «люди», которые по какой-либо причине попали в материальную зависимость за неуплаченные долги, попадали в полузависимое положение «закупов». «Закупы» для восстановления своего прежнего статуса независимых «людей» вынуждены были работать на кредитора до полного возмещения ему суммы своего долга.
Одним из важных источников древнерусского права стал «Изборник» 1076 г., который был составлен во время княжения в Киеве Святослава - сына Ярослава Мудрого. Он состоял из разного рода церковно-учительских сборников, хранившихся в библиотеках киевских князей. «Изборник» 1076 г. представляет собой своеобразную хрестоматию текстов для христианско-нравоучительного чтения, фрагментов сочинений святых отцов и учителей христианской церкви, исторических фактов их жития, а также изречения мудрых людей.
«Изборник» 1076 г., образно говоря, являлся концептуальной базой для всех последующих источников древнерусского права: Номоканона, «Кормчей книги» («Мерила Праведного», «Русского закона») и, наконец, всем известной «Русской Правды». Здесь наглядно видно, что Древняя Русь в X в. вместе с верой во Спасителя Иисуса Христа восприняла византийско-христианскую каноническую традицию. «Русская Правда», упоминаемая в летописях, была писана в сердцах духовно просвещённых русских людей. Русское право начиналось с формирующегося церковного, или канонического права.