или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Литература |
Год сдачи: | 2020 |
Количество страниц: | 34 |
Оценка: | 95 |
Дата публикации: | 19.04.2021 |
Количество просмотров: | 480 |
Рейтинг работы: |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА 5
1.1.
Мотив одиночества 5
1.2.
Любовная лирика 13
1.3.
Философские мотивы 20
РАЗДЕЛ 2. ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА 25
2.1. Тема родины 25
2.2. Тема поэта и поэзии 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Цель работы:
исследовать основные мотивы лирики Лермонтова на протяжении всей творческой
деятельности.
Поставленная цель
обусловила следующие задачи:
а) проследить,
насколько часто встречается тот или иной мотив в лирике автора?
б) установить, в
связи с какой тематикой происходило зарождение и становление того или иного
мотива?
в) понять, для
постановки каких проблем служил тот или иной мотив лирики Лермонтова?
г) узнать,
прослеживается ли эволюция того или иного мотива в лирике?
д) выяснить значение
этого мотива для понимания авторского отношения к миру.
Методами
исследования являются описательный и сравнительный.
Теоретическая
значимость курсовой работы заключается в многостороннем исследовании основных
мотивов лирики Лермонтова и прослеживании основных закономерностей их развития.
Прикладная
ценность полученных результатов заключается в углублённом и творческом
восприятии личных мотивов лермонтовской лирики.
Источниками для написания курсовой работы
послужили статьи литературных критиков разных времён, цитаты, а также письма
современников Лермонтова.
(фрагменты работы)
1.3. Философские мотивы
Философские мотивы прослеживаются на протяжении всей творческой деятельности Лермонтова. Вероятными причинами развития философской лирики для Лермонтова стали начавшееся уже в подростковые годы предчувствия смерти и собственная непростая судьба, что в свою очередь усиливалась одиночеством и частой погруженностью в себя.
И. Л. Андроников пишет: «Страницы его юношеских тетрадей напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом:
Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны...
Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой, — поэзию, прозу, драматическую литературу, музыку, живопись, труды исторические и философские, — Лермонтов усваивал начиная с первого дня пребывания в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества…» [11, с. 11].
По мнению И. Л. Андронникова, «его мысль в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова «резко ощутительное присутствие мысли», и не одни пластические изображения, заключающие в себе мысли поэта, но самая мысль, обретшая художественную форму, составляет силу множества его лучших вещей — «Не верь себе», «Сказки для детей», «Демона», «Думы»» [11, c. 11-12].
В стихотворении «Мой демон» (1830-1831) Лермонтов изображает темную изнанку своей души через распространённую в то время тему демонизма, подразумевающей определённые философско-этические взгляды. Причина существования «гордого Демона» [11, с. 121] в стихотворении обуславливаются наблюдениями поэта за худшими проявлениями человеческой деятельности и жизни.
Поэт осознаёт, что «гордый демон» [11, с. 121] покажет ему «образ совершенства» [11, с. 121] «и, дав предчувствия блаженства, не даст» [11, с. 121] ему «счастья никогда» [11, с. 121], но при этом понимает:
И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня… [11, с. 121].
Истоки существования Демона кроются не только в душе поэта, но и в окружающей действительности.
Похожие работы