Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Курсовые работы > Литература > Основные мотивы лирики Лермонтова

Тема курсовой работы: Основные мотивы лирики Лермонтова

550 рублей
Купить

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы получаете ссылку на скачивание. Гарантия на - 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

  • Общая информация
  • Описание работы
  • Дополнительная информация

    (фрагменты работы)

Учебное заведение:Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы:Курсовые работы
Категория:Литература
Год сдачи:2020
Количество страниц:34
Оценка:95
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Основные мотивы лирики Лермонтова (Курсовые работы - Литература).

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                        3

РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА                        5

1.1.        
Мотив одиночества                                                                       5

1.2.        
Любовная лирика                                                                                     13

1.3.        
Философские мотивы                                                                   20

РАЗДЕЛ 2. ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ ЛЕРМОНТОВА   25

2.1. Тема родины                                                                                     25

2.2. Тема поэта и поэзии                                                                        28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                          33


Цель работы:
исследовать основные мотивы лирики Лермонтова на протяжении всей творческой
деятельности.

Поставленная цель
обусловила следующие задачи:

а) проследить,
насколько часто встречается тот или иной мотив в лирике автора?

б) установить, в
связи с какой тематикой происходило зарождение и становление того или иного
мотива?

в) понять, для
постановки каких проблем служил тот или иной мотив лирики Лермонтова?

г) узнать,
прослеживается ли эволюция того или иного мотива в лирике?

д) выяснить значение
этого мотива для понимания авторского отношения к миру.

Методами
исследования являются описательный и сравнительный.

Теоретическая
значимость курсовой работы заключается в многостороннем исследовании основных
мотивов лирики Лермонтова и прослеживании основных закономерностей их развития.

Прикладная
ценность полученных результатов заключается в углублённом и творческом
восприятии личных мотивов лермонтовской лирики.

Источниками для написания курсовой работы
послужили статьи литературных критиков разных времён, цитаты, а также письма
современников Лермонтова.

1.3. Философские мотивы

Философские мотивы прослеживаются на протяжении всей творческой деятельности Лермонтова. Вероятными причинами развития философской лирики для Лермонтова стали начавшееся уже в подростковые годы предчувствия смерти и собственная непростая судьба, что в свою очередь усиливалась одиночеством и частой погруженностью в себя.
И. Л. Андроников пишет: «Страницы его юношеских тетрадей напоминают стихотворный дневник, полный размышлений о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом:

Редеют бледные туманы
Над бездной смерти роковой,
И вновь стоят передо мной
Веков протекших великаны...

Историю протекших веков и все лучшее, накопленное русской и европейской культурой, — поэзию, прозу, драматическую литературу, музыку, живопись, труды исторические и философские, — Лермонтов усваивал начиная с первого дня пребывания в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества…» [11, с. 11].
По мнению И. Л. Андронникова, «его мысль в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова «резко ощутительное присутствие мысли», и не одни пластические изображения, заключающие в себе мысли поэта, но самая мысль, обретшая художественную форму, составляет силу множества его лучших вещей — «Не верь себе», «Сказки для детей», «Демона», «Думы»» [11, c. 11-12].
В стихотворении «Мой демон» (1830-1831) Лермонтов изображает темную изнанку своей души через распространённую в то время тему демонизма, подразумевающей определённые философско-этические взгляды. Причина существования «гордого Демона» [11, с. 121] в стихотворении обуславливаются наблюдениями поэта за худшими проявлениями человеческой деятельности и жизни.
Поэт осознаёт, что «гордый демон» [11, с. 121] покажет ему «образ совершенства» [11, с. 121] «и, дав предчувствия блаженства, не даст» [11, с. 121] ему «счастья никогда» [11, с. 121], но при этом понимает:

И гордый демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом чудесного огня… [11, с. 121].

Истоки существования Демона кроются не только в душе поэта, но и в окружающей действительности.