или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Другие города > ДРУГОЕ |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Медицина |
Год сдачи: | 2019 |
Количество страниц: | 44 |
Оценка: | 5 |
Дата публикации: | 31.01.2020 |
Количество просмотров: | 252 |
Рейтинг работы: |
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ В НЕВРОПАТОЛОГИИ - Курсовая работа с практической частью для медицинского колледжа. Написана и защищена весной 2019 года. Оценка 5.
(фрагменты работы)
Нервные болезни – это группа заболеваний, которые развиваются как следствие поражения спинного и головного мозга. Сюда же относятся состояния, возникающие после изменения в работе периферических нервных стволов и ганглиев. Область медицинских знаний, изучающая нервные болезни, называется неврологией. Лечением нервных болезней занимается врач-невролог. При необходимости к лечению присоединяются узкие специалисты.
Болезни нервной системы настолько разнообразны, что подчас поставить правильный диагноз можно только после всестороннего обследования и консультаций нескольких специалистов. Нарушение отдела нервной системы может повлечь за собой сбой в работе внутренних органов, поэтому у нервных болезней множество масок, распознать которые под силу лишь опытному неврологу.
Выделяют следующие болезни центральной нервной системы: болезнь Альцгеймера, паркинсонизм, боковой амиотрофический склероз, недуги, вызванные дефицитом витаминов (тиамина, В12), рассеянный склероз, энцефалиты, опухолевые заболевания.
Среди болезней нервной системы человека различают также и болезни вегетативной нервной системы. Этот отдел нервной системы регулирует основные функции человеческого организма — дыхание, артериальное давление, терморегуляцию. Данные функции человек не может регулировать самостоятельно, это производится вегетативной нервной системой автоматически. Соответственно, в случае поломки или нарушения функции любого отдела вегетативной НС, возникают патологические состояния.
Нервные болезни нередко бывают генетически обусловлены. Это атаксия Фридрейха, миотония Россолимо-Штейнерта, атаксия Пьера Мари. Но чаще встречаются приобретенные заболевания. При гипоксии плода, радиации, воздействии токсинов или внутриутробном инфицировании у детей уже в утробе матери развиваются такие заболевания, как микроцефалия, аномалия Кимерли, базилярная импрессия, аномалия Киари, врожденная гидроцефалия, платибазия.
Симптомы болезней нервной системы отличаются огромным разнообразием. И все же их можно классифицировать на несколько подразделов. Во-первых, это двигательные расстройства: парезы (частичное обездвиживание, например, конечности) и параличи (полное прекращение движений и отсутствие мышечной силы).
При периферическом параличе, который относится к болезням периферической нервной системы, мышцы не сопротивляются при давлении на них, становятся мягкими и расслабленными. Парализация опасна тем, что в мышцах начинаются атрофические процессы, теряется 70 % мышечной массы за 3-4 месяца. Сухожильные рефлексы могут совсем отсутствовать.
Центральный паралич, напротив, характеризуется повышенным тонусом мышц, появлением патологических рефлексов и повышением сухожильных рефлексов.
В список болезней нервной системы человека входит и нарушение чувствительности (тактильная нечувствительность). Нередко нервные болезни сопровождаются болью. Особо выделяют различные виды головной боли: мигренозная, боль напряжения, боль при опухолях, боль при артериите височном.
Подобные болезни проявляются и различными припадками (к примеру, эпилептическими), нарушением обоняния, мочеиспускания, диареей или запорами, бессонницей, импотенцией.
К основным методам исследований в неврологии относят функциональную диагностику черепных нервов, проверку активности рефлекторных функций, выявление наличия непроизвольных движений, оценку рефлексов и координации. Также в ходе неврологической диагностики на предмет выявления заболеваний нервной системы проводят исследование чувствительности нервов, состояния ВНС и используют другие методы.
Тема «особенности методов диагностики в невропатологии» является весьма актуальной для практического здравоохранения.
Целью исследования является изучение особенностей методов диагностики в невропатологии.
Для достижения поставленной цели исследования должны быть решены следующие задачи:
- провести функциональную диагностику черепных нервов;
- провести неврологическое исследование рефлексов и двигательных функций;
- дать оценку координации движений;
- провести исследование неврологической чувствительности;
- провести функциональную диагностику заболеваний нервной системы: исследование речи, гнозиса и праксиса;
- исследовать функции вегетативной нервной системы;
- изучить дополнительные методы клинической диагностики;
- изучить методы исследований при диагностике заболеваний нервной системы: КТ и МРТ;
- проанализировать методы диагностики в Клинике Восстановительной Неврологии.
Объект исследования – методы диагностики в невропатологии.
Предмет исследования – ранняя диагностика в невропатологии.
Методы исследования:
- классификация;
- анализ;
- синтез;
- обобщение;
- описание;
- сравнение.
Практическая значимость работы заключается в том, что подробное раскрытие материала по данной теме позволит повысить качество проводимых мероприятий по проведению методов диагностики в невропатологии.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
1. Функциональная диагностика черепных нервов……………………………………..7
2. Неврологическое исследование рефлексов и двигательных функций……………...9
3. Оценка координации движений………………………………………………..…….12
4. Исследование неврологической чувствительности……………………………...…13
5. Функциональная диагностика заболеваний нервной системы: исследование речи, гнозиса и праксиса………………………………………………………………………14
6. Исследование функций вегетативной нервной системы…………………………..15
7. Дополнительные методы клинической диагностики ……………………………...16
8. Методы исследований при диагностике заболеваний нервной системы: КТ и МРТ………………………………………………………………………………………19
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………...21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………….44
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………………….45
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1 Функциональная диагностика черепных нервов
Целесообразнее начинать неврологическую диагностику с исследования черепных нервов.
Функцию обонятельного нерва исследуют с помощью пробирок с запахом известных веществ (мята, камфора, керосин), которые больной должен определить.
Исследование функции зрительного нерва включает определение остроты зрения, полей зрения, цветоощущения и глазного дна. Это обследование проводит окулист.
Для исследования функции глазодвигательного, блокового и отводящего нервов следует выяснить следующее:
- есть ли двоение в глазах;
- обратить внимание на ширину глазных щелей, наличие птоза, косоглазия;
- проверить объем движений глазных яблок в стороны, вверх, вниз, конвергенцию.
- исследовать также зрачки: их форму, размеры, реакции на свет, аккомодацию и конвергенцию.
При исследовании тройничного нерва нервной системы определяют болезненность в точке выхода его ветвей, а также чувствительность на симметричных участках лица (при этом уточняют тип нарушения чувствительности — сегментарный или периферический); проверяют наличие надбровного, конъюнктивального, роговичного (корнеального) и нижнечелюстного рефлексов; исследуют движения нижней челюсти, признаки атрофии жевательных мышц.
Исследование функции лицевого нерва начинается с осмотра лица в состоянии покоя и выявления асимметрий: перекошенности лица, сглаженности складок кожи, расширения глазной щели, опущения угла рта. Для уточнения функциональных возможностей мимических мышц больному предлагают поднять и нахмурить брови, закрыть глаза, оскалить зубы, надуть щеки. При периферическом параличе мимика нарушается на всей половине лица, при центральном — только в нижней части его. Для уточнения уровня поражения лицевого нерва проверяют также слух, слезо- и слюноотделение, вкус на передних 2/3 языка.
Кохлеовестибулярный (слуховой, преддверно-улитковый) нерв исследуют, определяя слух и равновесие. Слух исследуют посредством набора камертонов и шепотной речи с расстояния 6 м, проводят аудиометрию. Вестибулярные функции исследуют при вращении на специальном кресле (Барани), центрифугах, с помощью калорических проб.
Функцию языкоглоточного и блуждающего нервов проверяют по подвижности мягкого неба, положению язычка, звучности голоса, вкусовой чувствительности в задней трети языка; считают пульс и число дыханий в 1 минуту.
В ходе исследования неврологического больного проверяют функцию добавочного нерва. Такое обследование заключается в определении возможности поднимать и отводить плечи, приводить лопатки к позвоночному столбу и поворачивать голову в стороны. Осматривают также трапециевидную и грудино-кючично-сосцевидные мышцы для выявления атрофий.
Для исследования подъязычного нерва больному предлагают высунуть язык изо рта и смотрят, не отклоняется ли он в сторону, нет ли атрофий и фибриллярных подергиваний мышц языка [1].
2 Неврологическое исследование рефлексов и двигательных функций
При неврологическом исследовании рефлексов и двигательных функций для выявления и оценки расстройств произвольных движений исследуют их объем, силу мышц, мышечный тонус и рефлексы.
Чтобы определить объем движений, больному предлагают поочередно выполнять движения в различных суставах рук и ног и наблюдают за выполнением задания.
Силу мышц при диагностике неврологии оценивают динамометром или по степени сопротивления (например, для исследования силы сгибателей предплечья проводят разгибание руки больного, согнутой в локтевом суставе).
Невозможность производить активные движения расценивают как паралич; значительное уменьшение силы мышц как глубокий парез; небольшое снижение силы как легкий парез.
В клинической практике иногда силу мышц оценивают по пятибалльной шкале: от 5 баллов (норма) до 0 (полный паралич, отсутствие всякой силы и движений). Для выявления скрытого пареза применяют пробу Барре. При верхней пробе Барре больному предлагают вытянуть обе руки вперед; на стороне поражения рука быстрее устает и опускается. При нижней пробе Барре больной, лежащий на спине или животе, сгибает ноги в коленных суставах под прямым углом; на стороне поражения нога опускается быстрее, чем на здоровой.
Для определения мышечного тонуса совершают пассивные движения в суставах конечностей. В норме при этом определяется небольшое сопротивление расслабленных мышц; при центральных (спастических) параличах и парезах — спастическое напряжение мышц; а при периферических (вялых) — гипотония мышц.
Трофика мышц исследуется визуально. Обращают внимание на симметричность мышц, наличие атрофий (исхудания), которые выявляют путем измерения симметричных участков.
Рефлексы различают глубокие (сухожильно-периостальные), поверхностные и патологические. Дуги их замыкаются на определенном уровне нервной системы [2].
К глубоким рефлексам, исследуемым наиболее часто, относятся:
- запястно-лучевой (карпорадиальный) — легкое сгибание руки в локтевом суставе при ударе молоточком по шиловидному отростку лучевой кости;
- бицепитальный – сгибание предплечья при ударе молоточком по сухожилию двуглавой мышцы;
- трицепитальный – разгибание полусогнутого в локтевом суставе предплечья при ударе молоточком по сухожилию трехглавой мышцы;
- коленный – разгибание голени при ударе молоточком по сухожилию надколенника;
- ахиллов – подошвенное сгибание стопы при ударе молоточком по ахиллову сухожилию.
Глубокие рефлексы снижаются или угасают при поражении периферического нейрона двигательных путей и повышаются при поражении центрального нейрона.
К поверхностным рефлексам относятся:
- роговичный (корнеальный) — смыкание век при прикосновении к роговице;
- лоточный — кашлевые, рвотные движения при раздражении стенки глотки;
- брюшные (верхний, средний, нижний) — сокращение мышц брюшной стенки при штриховом раздражении;
- подошвенный — сгибание пальцев стопы при штриховом раздражении наружного края подошвы.
Патологические рефлексы. При поражении коры большого мозга могут наблюдаться следующие патологические подкорковые рефлексы (некоторые из них встречаются в норме у маленьких детей):
- хоботковый – сокращение круговой мышцы рта, выпячивание губ вперед при поколачивании молоточком по верхней или нижней губе;
- дадонно-подбородочный (Маринеско-Радовичи) – сокращение мышц подбородка при штриховом раздражении области тенара;
- хватательный (Янишевского) – при раздражении ладони у проксимальных фаланг больной захватывает предмет и крепко удерживает его в кулаке [2];
Для поражения пирамидных путей характерны патологические рефлексы на стопах и кистях рук:
- cимптом Бабинского – наиболее постоянный, клинически важный рефлекс, который проявляется медленным тоническим разгибанием большого пальца стопы при штриховом раздражении наружного края подошвы (при этом возможно веерообразное расхождение остальных пальцев стопы);
- cимптом Россолимо верхний – сгибание всех пальцев свисающей кисти при коротком ударе по концевым фалангам II-V пальцев;
- cимптом Россолимо нижний – быстрое подошвенное сгибание пальцев стопы при коротком ударе по концевым фалангам II-V пальцев [2].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Скворцова В.И. Неврология и нейрохирургия (учебник в 2-х томах). Москва, ГЭОТАР-Медиа, Т. 1, 2. 2017. – 567 с.
2. Никифоров, А.С. Общая неврология: учебное пособие. Москва ГЭОТАР-Медиа. 2017. – 349 с. – 458 с.
3. Никифоров, А.С. Частная неврология: учебное пособие. Москва ГЭОТАР-Медиа. 2018. – 549 с.
4. Прокопенко, С.В. и др. Топическая диагностика и заболевания нервной системы (методические рекомендации для аудиторных занятий студентов). Красноярск, 2018. – 674 с.
5. Прокопенко, С.В., и др. Топическая диагностика и заболевания нервной системы (методические рекомендации для внеаудиторных занятий студентов) Красноярск, 2018. – 745 с.
6. Скворцова, В.И. Руководство к практическим занятиям по топической диагностике заболеваний нервной системы: учебно-методическое пособие / под ред. В.И.Скворцовой. Москва, Литтерра, 2016. – 487 с.
7. Скоромец, А.А. и др. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Руководство к практическим занятиям по нервным болезням. - СПб.:Политехника, 2016. - 499 с.
8. Триумфов, А.Ф. Топическая диагностика заболеваний нервной системы. Москва, МЕДпрессинформ, 2015. – 543 с.
9. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Общая неврология: учебное пособие. – М.: Мед.информ. агентство, 2016. – 632 с.
10. Яхно Н.Н., Парфенов В.А. Частная неврология: учебное пособие. - М.: Мед.информ. агентство, 2016. – 368 с.
Похожие работы
Работы автора