Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Курсовые работы > Курсовые работы по педагогике > Приёмы самоконтроля работы на уроках математики при формировании рефлексивных умений в начальной школе
Приёмы самоконтроля работы на уроках математики при  формировании рефлексивных умений в начальной школе

Тема курсовой работы: Приёмы самоконтроля работы на уроках математики при формировании рефлексивных умений в начальной школе

1500 ₽
Купить за 1500 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2017
Количество страниц: 30
Оценка: 5
Дата публикации: 20.05.2018
Количество просмотров: 628
Рейтинг работы:
Описание работы

Оглавление

Введение    3

Глава 1. Понятие самоконтроля и «рефлексивные умения», их роль в развитии младшего школьника    5

1.1. Анализ понятия «рефлексивные умения»    5

1.2 Формирование рефлективных умений учащихся младшего школьного возраста на уроках математики    7

Глава 2. Организация рефлексивной деятельности и развитие самоконтроля на уроках математики в начальной школе    18

2.1. Условия успешной организация рефлексивной деятельности на уроке математики в начальной школе   18

2.2. Значение обучению самоконтролю на уроках математики младших школьников    24

Заключение    28

Литература    29

 

Введение

Актуальность работы обусловлена тем, что на современном этапе на первое место выдвигается развивающая функция обучения, которая способствует становлению личности младшего школьника и обеспечивает раскрытие его личностных способностей.

В младшем школьном возрасте формирование главных качеств личности и психологических процессов протекает в процессе учебной деятельности как деятельности по самоизменению ребенка. Ввиду этого является закономерным желание учителя начальных классов к культивированию у ребят способности к самоорганизации и регуляции работы, в первую очередь, учебной.

Изучению роли самоконтроля при формировании рефлексивных умений в учебной деятельности посвящено множество психологических исследований. Действие самоконтроля рассматривается в качестве необходимого условия успешности обучения, отмечается его роль для предупреждения психологических перегрузок, повышенной утомляемости.

Практика начального обучения математике демонстрирует, у многих школьников навыки самоконтроля и самооценки слабо развиты или же их совершенно нет. По этой причине развитие навыков самоконтроля и воспитание привычки оценивать результаты собственного труда является наиболее важной задачей, которые стоят перед педагогом для формирования у младших школьников рефлексивных умений.

Объект исследования – развитие самоконтроля у младших школьников.

Предмет исследования – способы развития самоконтроля на уроках математики в начальной школе.

Цель исследования – обобщение способов развития самоконтроля и их апробация на практике в начальной школе на уроках математики.

Задачи исследования:

изучить психолого-педагогическую, методическую литературу;

раскрыть сущность понятия самоконтроль;

определить педагогическое значение самоконтроля; систематизировать обобщить приёмы развития самоконтроля на уроках математики в начальной школе.

Методы исследования теоретические: абстрагирование, конкретизация, синтез, анализ; эмпирические: изучение литературы.

Практическая значимость состоит в том, что подобранный материал для уроков математики позволит учителю начальных классов:

- эффективно осуществлять образовательный процесс через включение детей в практическую деятельность;

- создавать условия для формирования индивидуальной траектории обучения;

-развивать коммуникативные качества личности, ответственность, активность.

- способствовать развитию исследовательского мышления.

 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Глава 1. Понятие самоконтроля и «рефлексивные умения», их роль в развитии младшего школьника
1.1. Анализ понятия «рефлексивные умения»
Проблема рефлексии достаточно много исследовалась и исследуется наукой, в том числе в психологии и педагогике. Однако, вопрос об рефлексивных умениях с точки зрения как теории психологии и педагогики, так и практики образования, по-видимому, требует дальнейших исследований и разработок.
Рефлексия понимается как интегральный психический процесс, который проявляется в способности размышлять над содержанием сознания другого человека и размышлять над содержанием собственного сознания, хода и результата собственной деятельности.
Рефлексивность - это свойство практического мышления. Рефлексия, на наш взгляд, становится важнейшим, определяющим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Для учащегося это качество необходимо для применения общих знаний в конкретных ситуациях своей практической действительности. Без рефлексивной проработки теоретические знания, из которых складываются концептуальные представления, как бы «рассыпаются» в сознании, а это не позволяет им стать непосредственным руководством к действию. Рефлексия в деятельности - это процесс мысленного - предваряющего или ретроспективного - анализа какой-либо проблемы, затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление сущности проблемы или затруднения, рождаются новые перспективы их разрешения.
Мы воспользовались исследованиями Г.П. Щедровицкого для понимания аспектов рефлексии. Он выделяет следующие формы осуществления рефлексии: коллективную - кооперативную и коммуникативную и индивидуальную - личностную и интеллектуальную. На их основании мы определили рефлексивные умения, необходимые каждому человеку для реализации практической деятельности:
Кооперативные - самоопределение в рабочей ситуации, умение удерживать коллективную задачу, умение принимать ответственность за происходящее в группе, умение осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить результаты с целью деятельности;
Интеллектуальные - определение основания деятельности, оценка собственной позиций, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана;
Личностные - умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки;
Коммуникативные - умение «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития.
Рефлексивные умения помогают ученикам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности. «Если физические органы чувств для человека - источник его внешнего опыта, то рефлексия - источник опыта внутреннего, способ самопознания, необходимый инструмент мышления».
Таким образом, сформированные рефлексивные умения учащихся позволяют им самостоятельно сформулировать цели и результаты дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь делает их ответственными и успешными в учебной деятельности.

Глава 2. Организация рефлексивной деятельности и развитие самоконтроля на уроках математики в начальной школе
2.1. Условия успешной организация рефлексивной деятельности на уроке математики в начальной школе
«Чем больше человек знает о том, что уже сделано,
тем больше в его силах понять,
что нужно делать дальше».
Б. Дизраэли.
Сегодня, чтобы быть успешным, ребёнок, кроме определённой суммы знаний, умений, навыков, должен овладеть умением самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, самостоятельно ставить перед собой новые учебные задачи и решать их. А учитель должен соответствующим образом организовать учебную деятельность, создавать условия для превращения ребёнка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке математики является этап рефлексии. Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ [9, c. 678].
Рефлексия - размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния [8, с. 700].
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия связана с другим важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию - осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае - не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей. К функциям рефлексии в педагогическом процессе можно отнести:
диагностическую функцию - выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;
проектировочную - предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;
организаторскую - выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;
коммуникативную - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;
смыслотворческую - формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;
мотивационную - определение направленности и целевых установок деятельности;
коррекционную - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.
Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п. При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Классификация рефлексии:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям:
физическая (успел - не успел, легко - тяжело);
сенсорная (интересно - скучно, комфортно - дискомфортно);
интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).
Учебной рефлексии может подвергаться:
Настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации. Проведение ее целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Деятельность обучающихся, что дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии дает возможность оценить активность каждого ученика на разных этапах урока.
Содержание учебного материала по математике. Этот вид рефлексии используется для выявления уровня осознания содержания пройденного материала.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
«Смайлики». Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
Использование различных изображений: «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой». «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
3. «Солнышко и тучка». В руках у учителя тучка и солнышко. Он предлагает ребятам сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Поясняя, если хорошее настроение выбираете солнышко, если не очень, то тучку.
4. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос: «Какие эмоции ты испытываешь?»
Рефлексия деятельности.
Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения. В конце учебного занятия обучающимся предлагается устно или письменно закончить следующие предложения.
Варианты:
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…"и т.п.
«Лесенка успеха». Каждая ступень - один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек. Это рефлексия деятельности человека. Или «поезд». Каждый вагончик соответствует определенному заданию. У вас - 4 вагончика (если четыре задания). Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить смайлик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
Рефлексия "Плюс - минус - интересно". Для письменного выполнения обучающимся предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Организация рефлексии на уроках математики в начальной школе
Развитие ребёнка предполагается в ходе обучения. Процессы развития (овладение способами добывания знаний) и саморазвития (изменение самого себя) невозможно без рефлексии. При традиционной системе обучения, когда учитель излагает готовые знания, а учащиеся пассивно их усваивают, вопрос о рефлексии не стоит. Принцип сознательности и активности - один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке математики является этап рефлексии.
Что же такое рефлексия? Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ [9, c. 678]. Рефлексия - размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния [8, с. 700].
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
физическую (успел - не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал - что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше - хуже, созидал или разрушал себя, других).
Учебной рефлексии может подвергаться:
настроение, эмоциональное состояние, чувства и ощущения, протекающие в той или иной образовательной ситуации.
деятельность обучающихся, что дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
содержание учебного материала.

Купить за 1500 ₽