Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Помощь студенту > Готовые работы > Курсовые работы > Курсовые работы по педагогике > Формирование позитивного отношения к волонтерской деятельности у подростков
Формирование позитивного отношения к волонтерской деятельности у подростков

Тема курсовой работы: Формирование позитивного отношения к волонтерской деятельности у подростков

1200 ₽
Купить за 1200 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! После оплаты вы сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно в ознакомительных целях! Все вопросы admin@studynote.ru

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Вузы города Омск > Омский государственный педагогический университет
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2014
Количество страниц: 44
Оценка: 5
Дата публикации: 23.09.2018
Количество просмотров: 362
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: Формирование позитивного отношения к волонтерской деятельности у подростков (Курсовые работы - Педагогика). Иллюстрация №2: Формирование позитивного отношения к волонтерской деятельности у подростков (Курсовые работы - Педагогика).
Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ...…………………….........………......................................................3

 

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования
позитивного отношения подростков к волонтерской деятельности………………………………………6

1.1. Добровольчество: понятие, сущность, основные характеристики………………………………………………........................6

1.2. Особенности и тенденции развития добровольческого
движения в России на современном этапе ……………………….................................13

1.3. Факторы,
определяющие отношение к волонтерской деятельности....….……….............................................................................16

Выводы по первой
главе………………………………………………………...25

 

ГЛАВА II. Диагностика отношения подростков
к волонтерской деятельности …………………………………………………………………………………….26

2.1. Характеристика базы
исследования…………………….…….............26

2.2. Описание методов
исследования………………………………...…...30

2.3.Анализ результатов
исследования…………..........…….…..................32

Выводы по второй
главе………………………………………………………...37

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………38

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...........................……………………………………39

 

ПРИЛОЖЕНИЕ...…………………………………………..................................42

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования продиктована формированием позитивного отношения к волонтерской деятельности у подростков, которая является важнейшей проблемой воспитания учащийся молодежи. Тенденции развития современного российского общества отмечены качественно новыми явлениями и процессами. Социальный заказ системе профессионального образования ориентирует образовательные учреждения на развитие личности будущего специалиста, его субъектности. Одна из задач образования состоит в создании условий для обретения подростком личностных смыслов, ценностей и целей своего развития. Реальными результатами образования в современных условиях становятся способность подростка чувствовать образ меняющегося мира и ощущать себя как часть этого мира, готовность к встрече с неожиданностями и умение ответить на эти встречи позитивной инновационной деятельностью.

Однако сформировать субъектную позицию подростка, отражающую самостоятельность выбора,
активность жизненной позиции, инициативность, способность к собственным, независимым от внешних факторов оценкам, в рамках только аудиторной деятельности невозможно. Поэтому формирование позитивного отношения к волонтерской деятельности у подростков является актуальным сегодня.

Подходы к решению проблем позитивного отношения к волонтерской деятельности отражены в
работах М.В.Григоровича, Л.Е.Никитиной, С.С.Шиндаулетова, Н.Ужокина и др. Однако следует отметить, что при всей разработанности вопроса можно констатировать отсутствие современных исследований, посвященных комплексному и всестороннему анализу формирования позитивного отношения к волонтерской деятельности.

Отсюда возникают противоречия:

- между необходимостью формирования позитивного отношения к волонтерской деятельности и недостаточным осознанием подростками данной проблемы;

- между формированием позитивного отношения к волонтерской деятельности и недостатком соответствующих научно обоснованных концепций, программ, пособий.

Выявленные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке способов их разрешения.

Объектом исследования выступает волонтерская деятельность.

Предмет исследования: особенности формирования позитивного отношения к волонтерской деятельности у подростков.

Цель данного исследования: проанализировать опыт работы по формированию позитивного отношения к волонтерской деятельности у подростков.

Гипотеза: процесс формирования позитивного отношения к волонтерской деятельности у подростков будет успешным, если:

·
содержание волонтерской деятельности способствует проявлению положительного к ней
отношения у подростков;

·
потенциал волонтерской деятельности актуализируется в учебной и внеучебной деятельности;

·
организация волонтерской деятельности основывается на технологиях социального
проектирования.

Для конкретизации поставленной цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1.
 Раскрыть социальную сущность добровольческой деятельности, выявить ведущие перспективы развития социальной деятельности волонтеров;

2.
 Обобщить отечественный опыт социально-профилактической работы добровольцев;

3.
 Проанализировать факторы, определяющие отношение к волонтерской деятельности;

4.
Выявить отношение подростков к волонтерской деятельности.

Методологической основой исследования являлись:

·
личностно-деятельностный подход, согласно которому личность рассматривается как субъект деятельности, в процессе которой происходит ее формирование;

·
аксиологический подход, в рамках которого бескорыстное служение людям и обществу рассматривается в сфере ценностных ориентаций волонтеров.

Для решения поставленных задач и опытной проверки гипотезы использовались следующие методы
исследования: теоретические - анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические -  педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование с последующей обработкой результатов исследования.

Достоверность данных, полученных в работе, обеспечивалась использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования.

База исследования:

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Добровольчество: понятие, сущность, основные характеристики

Добровольчество (волонтёрство) – это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни и является важной частью для построения гуманного гражданского общества.
Доброволец – это человек, добровольно взявший на себя какую-либо работу.
Доброволец – существо будущего, гражданин мира, шанс человечества на выживание [27, с.23].
Добровольчество стремится к достижению двух важных результатов:
1. Оно помогает в создании стабильного и сплоченного общества;
2. Оно дополняет услуги, предоставляемые правительством (и бизнесом – когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу) [4].
В соответствии с целями и задачами добровольчества, доброволец – это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов.
Добровольцы – люди, работающие в какой-либо области по своей воле, согласию, а не по принуждению, а добровольческие движения – это свободные союзы людей, объединённых каким-либо интересом. В России большинство добровольческих движений направлено в своей деятельности на профилактику и борьбу с наркоманией, алкогольной зависимостью, с ВИЧ/СПИДом, на пропаганду здорового образа жизни, оказание помощи детям-сиротам и престарелым гражданам, на сохранение чистоты окружающей среды и многое другое [5].
К самым распространенным формам работы относятся тренинги и акции, так как в процессе проведения охватывают наибольшую аудиторию.
Роль добровольческого движения для общества неоспорима. Причины, по которым люди становятся волонтерами, могут быть разными:
Самое главное – идея, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности [3].
Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Добровольческое движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.
Потребность в общении. Если подбирается замечательная компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве добровольца.
Интерес. Работа добровольцем зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.
Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.
Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Известно, что доброволец в настоящем его понимании работает не ради денег. Однако он все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации, если это этично и позволительно для проекта или организации.
Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера социального психолога и педагога начинается именно в добровольческом движении. Будучи добровольцем, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в добровольческом движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.
Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии – журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.
Решение своих проблем. Например, если имеются проблемы с общением, то в добровольческой среде можно найти новых друзей и единомышленников.
Досуг. Время можно тратить двумя способами – с пользой и без. Первый вариант – это добровольческое движение.
Способ поделиться своим опытом. Зачастую люди, пережившие кризис, могут точно и четко прогнозировать и предотвращать ситуации, подобные тем, которые ранее случились с ними самими или их близкими. Вместо озлобления можно вынести свою энергию на борьбу с тем злом, которое довелось пережить.
Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став добровольцем и, работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и оригинальность.
Ресурсные возможности. Работая добровольцами, люди становятся обладателями сопутствующих благ – поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и т. п. [24, с. 42].
Нередко добровольцев привлекают даже когда есть профессионалы. Слово «профессионал» и слово «доброволец» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы. Профессионал тоже может выступать в качестве добровольца, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи добровольцев – непрофессионалов.
Привлечение добровольцев дает ряд преимуществ:
Экономические. Чтобы понять экономическую эффективность, следует произвести обычный расчет. Предположим, что в проекте охват целевой группы – 4 тысячи человек. Если проводить по 3 часа тренингов с каждой группой (200 групп – по 20 человек), то потребуется 200 дней. Если работаете вдвоем – 100 дней, 50 – если вчетвером. Чтобы можно было проводить мероприятия раз в месяц необходимо 20 человек.
Идеологические. Если суть работы – распространение идей, то ничто не является более эффективным, чем привлечение тех, на кого эти идеи направлены. Такие стратегии, как молодежное участие, равное обучение, отлично себя зарекомендовали. Лучший способ воспитать человека – не воспитывать, а привлечь его к воспитанию других. Лучший способ информировать – привлечь к информированию других.
Коммуникативные. Хорошего контакта с группой профессионалы не всегда могут достичь. Использование добровольцев как ретрансляторов информации и позитивного опыта дает явный качественный эффект. Такие подходы, как равное обучение, посредничество, лидерство дают возможность достичь более эффективной передачи информации на уровне, соответствующем аудитории.
Оценочные. Мнения добровольцев – это «взгляд со стороны», который может быть полезен для оценки качества работы организации, ее коррекции и улучшения.
Количественные. За счет добровольцев происходит значительное увеличение количества представителей целевой аудитории, привлеченной к деятельности, число проводимых мероприятий и свежих идей [24, с. 53].
Анализ проблем добровольческого движения показывает, что существует неоднозначное отношение к деятельности добровольцев.
«Волонтеры (добровольцы) – это хорошо», – говорят в одних некоммерческих организациях.
«Волонтеры (добровольцы) – это хлопоты и проблемы», – говорят в других.
В чем-то правы одни, в чем-то другие. Плюсы и минусы использования добровольного труда могут быть следующими:
Плюсами, или что получит организация, привлекая добровольцев, являются:
дополнительное время
новые идеи
увеличение объема оказываемых услуг
экономию средств
распространение информации об организации среди населения
создание резерва для найма штатных сотрудников
улучшение имиджа
дополнительные знания

Купить за 1200 ₽