Студенческий портал

admin@studynote.ru
/ Регистрация
X
Все > Курсовые работы > Курсовые работы по педагогике > Использование игровой терапии в абилитации неговорящих детей раннего возраста
Использование игровой терапии в абилитации неговорящих детей раннего возраста

Тема курсовой работы: Использование игровой терапии в абилитации неговорящих детей раннего возраста

1000 ₽
Купить за 1000 ₽

или

Заказать новую работу

Более 20 способов оплатить! Сразу получаете ссылку на скачивание. Гарантия 3 дня. Исключительно для ознакомления!

Общая информация
Описание работы
Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Общая информация
Учебное заведение: Другие города > ДРУГОЕ
Тип работы: Курсовые работы
Категория: Педагогика
Год сдачи: 2022
Количество страниц: 50
Оценка: 5
Дата публикации: 18.04.2023
Количество просмотров: 182
Рейтинг работы:
Иллюстрация №1: «Использование игровой терапии в абилитации неговорящих детей раннего возраста» (Курсовые работы - Педагогика).
Описание работы

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ………………………………………………………….……      3

Глава 1. Теоретические аспекты
использования игровой терапии в абилитации неговорящих детей раннего возраста………………………….7

1.1.
Психологическое развитие детей раннего возраста…………………7

1.2.
Характеристика речевого развития неговорящих детей раннего возраста…………………………………………………………………………...13

1.3.
Особенности использования игровой терапии в абилитации неговорящих детей
раннего возраста…………………………………………..17

Глава 2. Экспериментальная работа по
использованию игровой терапии в абилитации неговорящих детей раннего возраста……………25

2.1.
Организация и методики исследования…………………………….25

2.2.
Анализ результатов исследования…………………………………..31

2.3.
Методические рекомендации педагогам по абилитации неговорящих детей раннего
возраста средствами игровой терапии…………35

Заключение……………………………………………………………….42      

Список литературы……………………………………………………...45

Приложения




 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. С каждым
годом количество неговорящих детей раннего возраста увеличивается. Актуальным в
настоящее время является раннее выявление факторов риска возникновения речевых
нарушений у данной категории детей и дифференциальная диагностика задержки
речевого развития различного генеза для более успешной их
психолого-педагогической и медицинской коррекции, а также разработка
комплексной системы абилитации неговорящих детей раннего возраста.

Учитывая возрастающую
распространенность задержки речевого развития у детей раннего возраста и их
негативное влияние на развитие речевой деятельности актуальным является
выявление основных признаков речевого дизонтогенеза у детей от 0 до 3 лет и
разработка теоретических и методических обоснований для включения в
психолого-педагогическую абилитацию этой категории детей принципиально новых
разделов, направленных на устранение нарушений в речевом онтогенезе.

Группа безречевых детей
неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития,
экспрессивной и импрессивной алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной
недостаточностью. Для всех детей характерны отсутствие мотивации к речевой
деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и
явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной,
регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня
речевой деятельности.

В этой связи, особую значимость
приобретает необходимость включения в программу абилитации игровой терапии,
направленной на одновременное развитие речевых, моторных и психических
возможностей неговорящих детей раннего возраста. Используемые игровые приемы в
процессе абилитации неговорящих детей раннего возраста позволяют сформировать у
них механизмы речевой деятельности, активизировать ее мотивационно-побудительный,
сенсомоторный уровни.

В литературе представлены исследования в
области коррекции задержки речевого развития неговорящих детей раннего возраста
(И.Б. Карелина, М.Г. Елагина, Р.Е. Левина, Ю.А. Разенкова, С.Н. Шаховская и др.
). Но всегда остается необходимость
поиска наиболее эффективных способов абилитации неговорящих детей раннего
возраста.

Проблема исследования: особенности использования
игровой терапии в абилитации неговорящих детей раннего возраста.

Цель исследования: теоретическое
изучение и практическое обоснование процесса абилитации неговорящих детей
раннего возраста средствами игровой терапии.

Объект исследования: процесс абилитации неговорящих
детей раннего возраста.

Предмет исследования: использование игровой терапии в абилитации
неговорящих детей раннего возраста.

Гипотеза исследования: эффективной
реализации коррекционной программы
абилитации неговорящих детей раннего
возраста средствами игровой терапии способствует
проведение
коррекционных занятий с использованием игр и игровых упражнений по
формированию импрессивной речи (понимания речи), активизации
неречевой функции, развитию невербальных компонентов коммуникации.

Исходя из
поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы,
были сформулированы следующие задачи:

1.
Представить характеристику речевого развития неговорящих детей раннего возраста.

2.
Рассмотреть особенности использования игровой терапии в абилитации неговорящих
детей раннего возраста.

3. Теоретически обосновать критерии и
параметры исследования уровня речевого развития неговорящих детей раннего
возраста.

4. Провести количественный и качественный анализ исследования.

5. Разработать методические рекомендации педагогам по абилитации
неговорящих детей раннего возраста средствами игровой терапии.

Теоретико-методологическая
основой
исследования. При изучении речевого развития неговорящих детей раннего возраста мы опирались на следующие
концептуальные подходы:
труды, посвященные исследованию
психолого-педагогических особенностей личности неговорящих детей раннего
возраста (Е.Р. Баенская, О.В. Громова, Л.И. Фильчикова);
подходы
к преодолению задержки речевого развития неговорящих детей раннего возраста
(И.Б. Карелина, М.Г. Елагина, Р.Е. Левина, Ю.А. Разенкова, С.Н. Шаховская и
др.).

Для решения
поставленных задач используется комплекс следующих методов исследования:

1)           
теоретическое изучение научно-методической
литературы;

2)           
биографический метод (анализ психолого-медико-
педагогической документации);

3)           
эмпирические методы (педагогический
эксперимент);

4)           
количественная и качественная обработка
результатов исследования.

Теоретическая
значимость исследования
заключается в том, что представлена характеристика речевого развития неговорящих
детей раннего возраста, выявлены особенности использования игровой терапии в
абилитации неговорящих детей раннего возраста
.

Практическая
значимость исследования
состоит в том, что подобраны методики исследования
уровня речевого развития неговорящих детей 1-3 лет, разработаны методические
рекомендации педагогам по абилитации неговорящих детей раннего возраста
средствами игровой терапии
.

Экспериментальная база: ГБУСО «Ставропольский
реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
здоровья».

Структура исследования включает введение, 2 главы, заключение, список
литературы, приложения.

 

Дополнительная информация

(фрагменты работы)

Глава 2. Экспериментальная работа по использованию игровой терапии в абилитации неговорящих детей раннего возраста

2.1. Организация и методики исследования

По результатам теоретического анализа нами было выявлено, что у неговорящих детей раннего возраста нарушено восприятия, когнитивные и моторные функции, функции регуляции и простого программирования собственного поведения на уровне движений и действий с предметами, конструктивная деятельность, мелкая моторика.
В связи с этим, с целью абилитации неговорящих детей раннего возраста средствами игровой терапии, организовано экспериментальное исследование.
Экспериментальной базой исследования выступил: ГБУСО «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья».
В исследовании приняли участие 20 детей раннего возраста, из них 10 детей составили экспериментальную группу (неговорящие дети) и 10 детей – контрольную группу (дети с нормальным психоречевым развитием).
В соответствии с обозначенной выше целью - экспериментальная работа была проведена в несколько этапов:
1 этап - подготовительный обусловлен решением следующих задач:
 проанализировать средства игровой терапии, используемые для абилитации неговорящих детей раннего возраста;
 описать современные взгляды ученых и практиков в изучении понимания и определения абилитации неговорящих детей раннего возраста;
 определить методические основы использования средств игровой терапии в абилитации неговорящих детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
2 этап - констатирующий эксперимент, на котором решались следующие задачи:
 планирование экспериментального исследования;
 подбор и анализ диагностических методик, направленных на абилитации неговорящих детей раннего возраста;
 определение базы экспериментальной работы;
 адаптирование методики констатирующего эксперимента, его реализация и анализ полученных экспериментальных данных.
3 этап – заключительный: направлен на обработку и анализ полученных результатов и рекомендаций, на котором осуществлялся качественный анализ экспериментальных данных и их математическая обработка, после чего результаты исследования были обобщены и на их основе были сформулированы выводы, обосновывающие направления и содержание абилитации неговорящих детей раннего возраста средствами игровой терапии.
Педагогическое обследование детей мы выстраивали с учетом принципов комплексной диагностики.
1. Принцип комплексного подхода, предполагающий всестороннее тщательное обследование и оценку особенностей развития ребёнка.
2. Принцип учёта ведущей деятельности, требующий предъявления заданий в форме, которая отвечает ведущей деятельности ребёнка на этапе возрастного развития, а именно - игровой.
3. Принцип динамического изучения, предусматривающий применение диагностических методик с учётом возраста обследуемого и выявление его потенциальных возможностей в соответствии с возрастом.
4. Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе диагностики. В соответствии с данным принципом производится качественный анализ речевой деятельности ребёнка, включающий в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребёнка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности. Качественный анализ полученных результатов при обследовании не противопоставляется учёту количественных данных, а дополнятся им, поэтому необходимо сочетать количественной и качественной подходы к анализу данных.
Диагностика уровня развития детей раннего возраста проходило посредством проведения следующих методик:
1. Методика «Разборка и складывание пирамидки» (восприятие величины и цвета)
Автор: С.Д. Забрамная
Цель: изучение способности ребенка раннего возраста отвлечься от цвета и выделить величину предмета.
Стимульный материал: пирамидка из 4 колец, кольца разного размера, разного цвета.
Проведение обследования:
Экспериментатор играет с ребенком с пирамидкой, затем просит разобрать ее. Если ребенок не начинает разбирать пирамидку, то экспериментатор сам начинает это делать и привлекает ребенка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку.
В случаях возникновения у ребенка затруднения, экспериментатор показывает ему, как надо подбирать колечки по размеру: «Надо брать каждый раз большое колечко». Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения экспериментатор предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.
Инструкция обработки: оценивается принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.
Анализ результатов:
0 баллов – не понимает цель, действует неадекватно.
1 балл – понимает цель, нанизывает кольца без учёта размера, после обучения не учитывает размер колец.
2 балла – понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учётом размера колец.
2. Методика «Оценка зрительного и пространственного восприятия, развития моторных функций»
Автор: М.И. Земцова
Цель: изучение сформированности когнитивных и моторных функций у детей раннего возраста.
Оцениваются следующие показатели:
1. Понимание ребенком обращенной речи и речевые навыки.
2. Состояние моторных функций.
3. Сформированность зрительно-моторной координации.
4. Отношение к своей деятельности.
5. Степень помощи экспериментатора.
6. Стратегия работы (характер проб и ошибок, их зрительное соотнесение).
Анализ результатов:
0 баллов – не сформированы вышеперечисленные показатели.
1 балл – недостаточная сформированность зрительно-моторной координации и моторных функций, когнитивных процессов.
2 балла – сформированы все вышеперечисленные показатели.
3. Методика «Сформированность произвольной регуляции двигательной активности»
Автор: И.Б. Назарова
Цель: методика направлена на оценку особенностей формирования у ребенка раннего возраста функций регуляции и простого программирования собственного поведения на уровне движений и действий с предметами.
Процедура исследования:
Экспериментатор наблюдает в процессе подвижной игры «Самолет» за двигательной активностью детей.
Оцениваемые показатели:
1. Количество удерживаемых ребенком элементов в двигательной и/или действенной программе.
2. Уровень зрелости функции произвольной регуляции двигательной активности и действий с предметами.
3. Количество повторений заданий и объем помощи экспериментатора.
Анализ результатов:
0 баллов – не сформированы вышеперечисленные показатели.
1 балл – недостаточная сформированность функций регуляции и простого программирования собственного поведения на уровне движений и действий с предметами.
2 балла – сформированы все вышеперечисленные показатели.
4. Методика «Исследование развития конструктивной деятельности»
Автор: А.А. Венгер
Цель: методика направлена на оценку развития конструктивной деятельности детей раннего возраста.
Процедура исследования:
В верхней крышке ящика имеются разные по форме прорези, в которые экспериментатор просит ребенка опустить объемные фигуры.
Оцениваются следующие показатели:
1. Уровень практического ориентирования на величину, стратегия деятельности.
2. Принятие задания.
3. Скоординированность действий обеих рук.
4. Моторная ловкость.
5. Уровень помощи экспериментатора.
6. Обучаемость.
Анализ результатов:
0 баллов – не сформированы вышеперечисленные показатели.
1 балл – недостаточная сформированность конструктивной деятельности детей, наглядно-действенного мышления, мелкой моторики и пространственной ориентировки.
2 балла – сформированы все вышеперечисленные показатели.
5. Методика «Исследование состояния мелкой моторики»
Автор: Л.П. Григорьева
Цель: исследование состояния мелкой моторики у детей раннего возраста. Данные, получаемые при исследовании с помощью данной методики, позволяют судить об уровне развития мелкой моторики.
Оцениваются следующие показатели:
1. Принятие задания.
2. Скоординированность действий обеих рук.
3. Моторная ловкость.
4. Уровень помощи экспериментатора.
Задание №1.
Инструкция: выполнить по зрительному образцу: соединить 1 и 2 пальцы в кольцо; пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – «зайчик»; 2 и 3 пальцы – «коза-дереза». То же повторить левой рукой.
Задание №2.
Инструкция: выполнить по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора: с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»; открыть глаза – повтор движений.
Задание №3.
Инструкция: выполнить перенос позы с выключением зрительного анализатора: экспериментатор делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»).
Анализ результатов:
0 баллов – не сформированы вышеперечисленные показатели.
1 балл – недостаточная согласованность действий рук, моторная неловкость.
2 балла – сформированы все вышеперечисленные показатели.
Таким образом, выделим уровни развития детей раннего возраста:
Низкий уровень (0-3 баллов) – несформированы восприятие величины и цвета, когнитивные и моторные функции, произвольная регуляция движений, навыки конструктивной деятельности, простейшие графические навыки.
Средний уровень (4-7 баллов) – характеризуется незрелостью функции произвольной регуляции движений, недостаточным развитием зрительно-моторной координации, восприятия, моторной неловкостью.
Высокий уровень (8-10 баллов) – наблюдается полная сформированность восприятия, когнитивных и моторных функций, произвольной регуляции движений, конструктивной деятельности, простейших графических навыков.
Таким образом, нами был подобран комплекс диагностических методов и методик, которые позволили нам реализовать констатирующий эксперимент, результаты которого представлены в 2.2.

Купить за 1000 ₽