или
Заказать новую работу(фрагменты работы)
Учебное заведение: | Учебные заведения Яндекс |
Тип работы: | Курсовые работы |
Категория: | Педагогика |
Год сдачи: | 2024 |
Количество страниц: | 30 |
Оценка: | 4 |
Дата публикации: | 04.12.2024 |
Количество просмотров: | 30 |
Рейтинг работы: |
Актуальность темы исследования.Младшие
школьники с нарушениями речи с большим
трудом усваивают программу учебных предметов речевого цикла (русский язык,
литературное чтение, окружающий мир) даже на базовом уровне. Эта проблема
возникает как при обучении таких детей в специальных (коррекционных) школах и
классах, так и при обучении в общеобразовательной школе в условиях инклюзии.
Нарушения процесса овладения письменной
речью является актуальной проблемой среди дошкольников и младших школьников
и в настоящее время рассматриваются в
различных аспектах: клиническом, психологическом, нейропсихологическом,
психолингвистическом, педагогическом (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н.
Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г.
Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев, С.Н.
Шаховская, А.В. Ястребова) [1,23].
Предпосылками нарушения овладения ребёнком письменной речи
являются следующие факторы, а именно: нарушения устной речи, нарушения
фонематического внимания и восприятия, несформированность предметно -
пространственных представления, ориентировки в пространстве и.т.д. Овладение
письмом – это своего рода совокупность фонематических, лексических и
графических компонентов
Стойкие нарушения
письменной речи приводят к специфическим трудностям в овладении орфографией,
которые постепенно могут привести к появлению дизорфографии у младших
школьников. (О. И. Азова[1] , Р. И. Лалаева[13] , Л. Г. Парамонова[15] , И. В.
Прищепова[15]
Многие авторы, при описании характерных
особенностей речи детей с общим ее недоразвитием, подчеркивают, что нарушение
лексического и грамматического компонентов являются наиболее важными в
структуре этой речевой патологии (Н. С. Жукова[5] , Р. Е. Левина[7] , Л. Ф.
Спирова[13] , Т. Б. Филичева[22] , Г. В. Чиркина[22] , С. Н. Шаховская[33] , А.
В. Ястребова и др.).
Методологической базой исследования
являются теории речевой деятельности (А. Н. Леонтьев[1] , А. Р. Лурия[17] ., С.
Л. Рубинштейн[19] .); положения психологии и педагогики о теории формирования и
нарушения навыка письма (Н. А. Бернштейн, Л. С. Выготский, Р. И. Лалаева, Р. Е.
Левина, А. Р. Лурия, Л. Ф. Спирова); положение о системном характере языкового
развития ребёнка (Н. С. Жукова, Е. Н. Винарская, Р. Е. Левина, А. Н. Гвоздев,
С. Н. Цейтлин и др.); современные представления о письме как сложной
функциональной системе, имеющей многоуровневое строение (Т. В. Ахутина, Л. С.
Выготский, А. Р. Лурия); принципы системного подхода к диагностированию и
коррекции нарушений речевого развития (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, Р. И.
Лалаева, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева) [29] .
Объект исследования: уровень
сформированности синтаксического строя стороны речи у младших школьников с нарушениями речи.
Предмет исследования: содержание
логопедической работы по формированию у детей младшего школьного возраста синтаксического строя речи с нарушениями речи
Цель исследования: определение
эффективности логопедической работы по коррекции нарушений синтаксического строя речи у детей младшего
школьного возраста с нарушениями речи
Задачи исследования:
1.
Изучить развитие синтаксической стороны речи детей в онтогенезе;
2. Определить
уровень сформированности синтаксического строя
речи у младших школьников с нарушениями
речи.
3. Описать
содержание логопедической работы по коррекции нарушений синтаксического строя речи у младших школьников
с нарушениями речи определить ее эффективность.
Методы исследования: теоретические
(изучение и анализ литературы по теме исследования), эмпирические (наблюдение,
беседа, сравнение) и методы качественной и количественной оценки результатов.
Теоретическая значимость исследования
заключается в определении основных теоретических положений, лежащих в
проектировании работы по коррекции
синтаксического строя речи у младших школьников с нарушениями речи .
Практическая значимость исследования
заключается в том, что знание содержания работы по формированию синтаксического строя речи у младших школьников с
нарушениями речи, методов и приемов работы будет способствовать
повышению эффективности коррекционно-развивающей деятельности и сопутствовать
успешному обучению ребёнка в школе. Предложенная методика может использоваться
логопедами, учителями начальных классов и родителями воспитанников.
Структура работы: выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и
литературы, приложения.
(фрагменты работы)
В узком понимании синтаксис, синтаксический строй языка (от греч. syntaxis «построение, порядок») - это часть грамматической системы языка, представляющая собой иерархически организованную совокупность единиц разных рангов - словосочетаний, простых и сложных предложений разных типов, - а также правила и закономерности сочетания и использования в связной речи различных классов слов с учетом их грамматических свойств» [38, с. 196].
С точки зрения нейропсихологической науки (А . Р. Лурия, П. К. Анохин) письменная речь развивается и совершенствуется в соответствии с работой не одного участка коры головного мозга, а благодаря работе различных её зон, соединенных условно-рефлекторными связями. Структурные компоненты, обеспечивающие процесс письма обладают хорошей пластичностью и возможностью к взаимозамене [37].
У младшего школьника в процессе познавательного развития формируются определённые образцы слов, которые схожи по акустическим, оптическим, кинетическим и кинестетическим признакам. Если школьник овладевает процессом письма – это значит, что он умеет устанавливать связи между услышанным словом и тем, которое произносят окружающие, между увиденным словом и тем, которое он записывает. И это говорит ещё о том, что у него очень хорошо развита устная речь. Исследования отечественных и зарубежных психологов, лингвистов и психолингвистов показали, что обучение синтаксическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на генерализации, анализе и обобщении явлений языка и речи.
Как правило, если у ребёнка старшего дошкольного возраста имеются проблемы в устной речи, а у детей с общим недоразвитием речи страдает сразу несколько компонентов речи, а именно: звукопроизношение, связная речь, звуковая культура речи и. т. д. Исходя из этого у ребёнка возникают огромные трудности в овладении письмом. Поэтому в дошкольном учреждении необходимо уделять внимание речевому развитию детей в целом, а именно формированию функциональному базису письма.
Похожие работы
Работы автора